Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 43. К Иосифу, брату и архиепископу

43. К ИОСИФУ БРАТУ И АРХИЕПИСКОПУ (1).

И первое письмо братской и отеческой святости твоей хотя было мало по количеству слов, но исполнено было множества глубоких мыслей; и второе исполнено всякого ведения и смиренномудрия, имея один только недостаток — незаслуженные похвалы мне бедному. А я не для красоты речи, нет, но по истине сказал, что ты сияешь среди нашего поколения, в архиепископском сане, подобно святым отцам. И не погрешил бы я, назвав тебя столпом и утверждением Церкви, прекраснейший брат мой. Ибо всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина ее. Хорошо, что ты просмотрел тетради (τετράδας) (2). Ибо твое напоминание, или лучше, приказание послужило для нас

_________________________

(1) Писано в 809 г. по Р. Хр.

(2) Τετρὰς или τετράδιον – лист, слоенный на четыре части.

268

 

 

поводом к рассмотрению и разрешению этого предмета, которое вместе с другими приложениями, по совету отца нашего, в вышеупомянутых тетрадях я послал твоей святости, не привнесши от себя самого никакого суждения во всем сочинении, — потому что нельзя быть законнее закона и справедливее правила, — а только выбрав и соединив, хотя и неискусно, мнения и заповеди божественных отцов, как того требовало содержание противного учения. Если ты не откажешься от труда прочитать, то, я уверен, это будет полезно. Но так как мир несомненно есть прекрасное дело, — я люблю его, хотя и грешник, — и так как надобно склоняться к нему; то мы и делали это, пока было возможно, сбросив много тяжести, по выражению божественного Кирилла, частью тем, что по общему совету хранили молчание, когда сначала объявили невинным сочетавшего прелюбодеев, тогда как я находился там; а молчание есть отчасти согласие, за которое ухватившись противники, как ты знаешь, старались отклонить нас от борьбы; частью тем, что когда объявлено было второе оправдание его от поправших законы Божии, мы говорили: пусть он перестанет священнодействовать, удержав почетное звание, по правилу святого Василия (1), тогда как он уже служил два года вместе с патриархом, что было страшно и выше при-

_______________________

(1) К Амфил. прав. 70. в русск. перев. 1848 г. Част. 7. стр. 107.

269

 

 

способления к обстоятельствам. Не стану говорить о ложных суждениях касательно удаления от него, и о том, как принимали участие в благословениях от пресвитера на пиршествах, и о поминовении патриарха. Но между тем как мы по приспособлению к обстоятельствам столько уклонялись, они напротив с упорством возрастали во грехе; Бог же прозревал нечто лучшее, чтобы и мы смиренные не напрасно переносили первую ссылку, и вторгшееся в мир прелюбодеяние как-нибудь не признано было маловажным от излишнего снисхождения к сочетавшему прелюбодеев. Посему теперь, возлюбленный, нам время говорить: доколе будешь уклоняться? Начни когда-нибудь и дело делать. Согласно с божественным Василием, нам нужно в точности следовать правилам, — ибо иные речи прежде войны, и иные после войны, — в терпении проводить дни наши, как ты внушал, и молиться за гонителей. Я соглашаюсь и принимаю три твои почтенные изречения: не разделять Церкви по поводу падения одного человека, не принимать участия в разрешении его и иметь общение со всяким не осужденным священником. Таков, конечно, смысл их. Прости мне, брат, если я не для научения, но для общей пользы разъясню эти слова. Касательно первого: ради одного человека мы не отделяемся от Церкви, которая от севера и запада и моря (Исаи. 49, 12), и даже от здешней, а только от одобривших прелюбо-

270

 

 

деяние; а они — не Церковь Господня; если же они — Церковь, то мы отделяемся от этой церкви ради одного человека, принятого в общение с нею, именно потому, что не принимаем сочетавшего прелюбодеев. А так как они— не Церковь Божия, то по истине они отделяются от Церкви Божией ради одного человека, принятого в общение с ними, уподобляясь тем, о которых говорится в летописях; а мы не отделяемся от ней ради такого человека. Касательно второго: мы не принимаем участия в разрешении его; ибо не имеем общения с явно разрешившими его. Если бы мы имели общение с ними, то вместе с тем принимали бы участие и в разрешении его. Но так как мы благочестно не вступаем в общение с разрешившими, то несомненно не принимаем участия в разрешении его. Касательно третьего: со всяким неосужденным священником мы имеем общение. Посему не имеем общения и с Иосифом, как открыто осужденным; осужденными же; конечно, должны быть и те, которые служат вместе с ним, низложенным. Если бы мы имели общение-с ними, как с невинными, то невинным был бы и Иосиф, служащий вместе с ними. Но так как он поистине осужден, то мы и не имеем общения ни с ним, ни со служащими вместе с ним, как осужденными же. Итак, слова твоей святости тверды; и таким образом мы соглашаемся с ними. Да будет между нами, чрез истинное согласие

271

 

 

здесь, нерасторжимый союз и в будущем веке, любезнейший брат мой, чтобы и нам смиренным удостоиться хотя несколько последовать доблестям отцов наших! Что же касается города твоего, то в нем ты возжег высокий пламень благочестия, которого никто не погасит во веки. Не печалиться следует, а больше радоваться этому, как и я окаянный (радуюсь) рассеянию смиренного монастыря моего; ибо это рассеяние — ради Господа. И не только в том великая слава, что столь многие устояли, не преклонив колен, но хотя бы один; потому что лучше един творящий волю Господню, нежели тысяща грешник (Сирах. 16, 3). И не ты сам виновен в рассеянии их, хотя и разглашают это некоторые, но я несчастный. Да будет у нас, если позволишь, общение в том и другом! И такую ты получишь награду за благоугодное рассеяние братий, какой я желал бы за оставшихся в Солуне хранителей закона Божия. О страже моем ничего не скажу; такой он человек, и единодушный с Иосифом. Не переставай крепко молиться о моем смирении, добрый и преподобнейший брат и отец мой. Прими к сведению, что Феосост осужден за то, что не вступал в общение с тем, кто святотатственно вступил на престол твой и насильно изгнан из монастыря своего. Живущие с Афанасием братия наши опять взяты и сосланы туда. Страж мой, отправившись, принес мне поклон от патриарха, который

272

 

 

говоритъ: Бог простит тебе; мы желали иметь тебя здесь в помощь нам; ты ушел и остался там; я завидую тебе. Выслушав это, я рассмеялся; и ничего не нужно было мне отвечать, кроме следующего: если он завидует, то пусть и сам уйдет. Впрочем, он ослабил содержание под стражею, желая доставить отдых. Принес он и от Симеона поклон и известие, будто он хочет сказать Императору, что ты страдаешь в темнице, и смиренный поклон от Леонтия, который говорит: я вытерпел нужду, и да не лишит меня Бог слова твоего! Я сказал, что не требую этого от него. Его принуждали идти к эконому, и к Арсению, и к Иоанну, и сказать, что господин Тарасий разрешил его, и что теперь только я прозрел. Его действительно бичевали. Находящийся со мною с великим усердием приветствует пастыря моего чрез меня.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.