Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 40. К Навкратию, сыну

40. К НАВКРАТИЮ СЫНУ.

Опять в другой темнице ты, возлюбленный сын, но это опять позор бесчестных еретиков, а для тебя умножение наград и почестей небесных. Посему о них я воздыхаю и пла-

254

 

 

чу, а о тебе радуюсь и благодарю. Разве не вожделенно, что ты опять находишься под стражею, как золото, растопляемое в горниле? Укрепляйся же, святый сын мой, и являйся пред Владыкою Господом во всем чистым и непорочным, сосудом поистине благопотребным, уготованным на всякое благое дело (2 Тим. 2, 21). Переноси долготерпеливо странность второго стража твоего, не скажу — игумена или священника; ибо никакой служитель Божий и монах не станет прислуживать воинским делам и даже иметь общение с таким прислужником. Впрочем, извести меня, как он обходится с тобою; ибо, я думаю, он отличается от первого. Но так ли, иначе ли, ты, сын мой, стой мужественно, облегчая скорби радостными надеждами и пользуясь уединением для приобретения себе бесстрастия посредством обращения взоров и чувствований к одному Богу, взирающему на тебя, постоянно отгоняя и истребляя негодные помыслы, возбуждаемые веятелем плевел. Что же касается до желания твоего, чтобы я обстоятельно отвечал об ересях и крещениях, то это превышает меру письма, и притом излишне было бы распространяться о том, что богоносный Епифаний исследовал и описал, как никто из отцов. Посему прочитай священную книгу его об них, и из нее узнаешь, что желаешь узнать. Тебе вручит ее добрый Евпрепиан. О крещаемых кратко отвечу. Суждение о них троякое. Крещаются Маркиони-

255

 

 

ды, Таскодругиты, Манихеи и подобные им то Мелхиседекиан, всего двадцать пять ересей (1). Помазуются святым миром Тессарескедекатиты, Новатиане, Ариане, Македониане, Аполлинаристы, всего пять. Не крещаются и не помазуются, а только анафематствуют свою и всякую другую ересь Мелетиане, Несториане, Евтихиане и подобные им до нынешней ереси, которых числа теперь я не определяю; потому что ересь Акефалов много различна, и письмо было бы слишком длинно. Касательно же сказанного тобою, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, прими во внимание, что апостольское правило называет еретиками тех, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа (2). Тому же научаемся мы и божественным голосом Василия великого. Он говорит, что «ереси суть те, которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколы — те, которые по другим каким-нибудь причинам церковным и по вопросам исправимым разногласят между собою; а недозволенные сборища суть собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, или невежественным народом». Сам же он приводит один пример первого, говоря к святому Амфилохию: «какое основание принимать крещение Пепузи-

____________________

(1) Т. е. при обращении в православную веру.

(2) Апост. прав, 49.

256

 

 

нов, которые крестят в Отца и Сына и Монтана или Прискиллу? Не крещены те, которые крестились в то, чего нам не предано». Посему их и подобных им правило и отцы, как говорит божественный Василий, назвали еретиками. Далее святый Василий приводит пример второго: «и Кафары принадлежат к числу раскольников» (1). Если ты скажешь: почему же называются еретиками и эти и все последующие; то мы говорим и разумеем это так: первые суть собственно еретики, потому что они нечестиво учат о самой сущности нашей веры в Троицу; вторые (называются еретиками) не собственно и как происшедшие от первых; они исповедуют и веру и крещение в Троицу, с сохранением особенного свойства каждой Ипостаси, а не только одного общего трем, хотя об ином и еретически учат. Пример третьего также приводит сам святый (отец): «например, если кто, по обличении во грехе, отлучен от священнослужения, но не покорился правилам и сам себе присвоил председательство и священнослужение». Как вторые соименны первым, так а третьи соименны вторым. Так Мелетиан, которых увлек за собою раскольник Мелетий, древние называют раскольниками, хотя они не держатся лжеучения; ибо они, анафематствуя собственный раскол, как говорят, были принимаемы кафолическою Церко-

____________________

(1) К Амфил. прав. 1. в русск. перев. 1848 г. Част. 7. стр. 2 и 3.

257

 

 

вию. Вообще ереси подобны некоторой цепи, сплетенной бесом, держатся одна другой и  все зависят от одной главы — нечестия и безбожия, хотя, различаются по названиям, по времени, месту, количеству, качеству, силе и деятельности. Так и одно и то же тело состоит не из одного только члена, но из многих и различны их действия друг на друга, силы, свойства, отношения и значения. — О других твоих вопросах, во-первых о пресвитере православном, и однако, из страха гонения, поминающем епископа еретика, я прежде отвечал, тебе, впрочем и опять скажу: если он не служит вместе, с еретиком и если не имеет общения с такими людьми, то надобно принимать его в сообщество, при псалмопении; при благословении яств, и то по приспособлению к обстоятельствам, но не при божественном причащении; Непременно нужно исследовать, когда господствует ересь, и приняв исповедание, довольствоваться им, если только оно не будет явно ложным. Ибо могу сказать тебе, что мы научились от отцов не исследовать в такое время, когда не свирепствует ересь, и касательно лиц, не осужденных явно. Ныне же редко можно найти такого пресвитера, который бы не сносился и не имел общения с еретиками. — Во-вторых, о христолюбивом человеке, приглашающем в свою часовню отслужить панихиду: нужно ли служить в ней и с кем? Нужно принять приглашение, и идти, и петь вместе, конечно, если приглаша-

258

 

 

ющий и певцы православны и тот и другие остерегаются общения с еретиками. Нужно и служить в часовне, если владелец удостоверит, что в ней еще не служил еретик. Ибо выше сказано, что нужно исследовать касательно всех по причине свирепствующей ереси. – В-третьих: если кто-нибудь из православных примет от кого-нибудь церковь, а между тем там есть обычай – собираться народу однажды или дважды в год и на литургии поминать еретика; то петь там по необходимости можно позволить, но служить литургию – нет. А если возможно вывести этот обычай, то следует и служить литургию. – В-четвертых: если случится церковь, в которой служащий поминает еретика, а православный имеет освященный жертвенник (θυσιάςηριον) на плащанице или на досках (1), то можно ли полагать его в той же церкви, в отсутствии поминающего, и служить на нем православному? Не следует, но лучше по необходимости (служить) в обыкновенном доме, избрав какое-либо чистейшее место. – В-пятых: если на пути случится православному быть приглашенным от какого-нибудь священника или мирянина в общество и будет время песнопения; то как нужно обращаться? Я сказал и опять скажу: когда ересь господствует и не поражена православным собором, то необходимо исследовать, как при

_______________________

(1) Вероятно, здесь разумеются св. антиминс и православный священник.

259

 

 

божественном причащении, так и при обыкновенном сообществе, и в этом отношении нет места ни стыду, ни медленности. Чтобы просто принять хлеб от кого-нибудь, для этого не нужно исследование, равно как и принять от него угощение, может быть — наедине, и получить ночлег; но касательно прочего нужно исследовать. — В-шестых: если православный на дороге встретит церковь близ села или города, то следует ли ему молиться там, или даже остановиться, избегая входить под кров к мирянам? Следует и молиться и останавливаться, если она одна; но и в доме мирянина или священника, как сказано, по необходимости в случае позднего времени, безразлично можно остановиться и вкусить пищи наедине, без исследования, и принять потребное, если, как я сказал, принимающий не будет известен принимаемому, как принадлежащий к числу нечестивых или беззаконных. А без необходимости не хорошо принимать сказанное, как случится, а нужно исследовать и останавливаться у православного и, если нужно, от него брать потребное для дороги; ибо так заповедует Господь чрез святых своих. Пресвитеру и игумену ты хорошо отвечал, что отлучены от священнослужения ныне рукоположенные найденным (епископом), хотя и говорящим, что собор был дурной и мы погибли. Ибо почему он, признавая это, не убегает от погибели, уклоняясь от ереси, чтобы быть епископом Божиим? Тогда и рукопо-

260

 

 

ложения его тотчас будут приняты. Или почему, при господстве ереси, игумен послал братий для еретического рукоположения? Итак, если бы рукоположивший исправился, то им можно было бы священнодействовать; а так как он находится в ереси, поминая еретика, то, хотя бы он и говорил, что содержит здравый образ мыслей, рукополагамые им не могут быть истинными служителями Божиими. Если же в игумене воспламенится дух ревности Божией и он пожелает получить венец исповедания, то пусть и не служит, в церкви, в которой тот председательствует, и не поминает его, как епископа; и блажен тот, кто подаст пример спасения и многим другим. Когда же будет в той же церкви помещен жертвенник (θυσιαςήριον) (1), то не будет никакого препятствия служить там. — О чем я забыл сказать выше, о том напомню здесь. Когда святой Василий говорит об участвовавших в недозволенных сборищах, что иногда и занимавшие (церковную) степень и отступившие с непокорными, если раскаются, принимаются в тот же чин, то да не подумает твое благочестие, что эти слова противоречат апостольскому правилу, которое гласит: «если кто, принадлежа к клиру, будет молиться с низложенным, как с клириком, да будет низложен и сам (2); но пусть вспомнит, что, как положено отцами разли-

_______________________

(1) Вероятно, разумеется св. антиминс, как и выше.

(2) Апост. прав. II.

261

 

 

чие между, ересями и расколами, так по последовательности мыслей различается, к кому относится правило, низлагающее безвозвратно, именно к молящемуся вместе с низложенным, а не .к участвующему в недозволенном сборище; ибо тот знает, что он молится вместе с явно низложенным, и потому справедливо тотчас низлагается, как действовавший безразлично и не повиновавшийся правилу; а этот, как не считавший низложенным того, к которому он был увлечен толпою, «если раскается, принимается в тот же чин», говорит (святой отец). В словах святого часто прибавляется и то, что и раскаявшийся не принимается в тот же чин (1). Притом эти слова изречены условно; апостольское же правило говорит решительно и безусловно. Что лжеименный Христофор (2) опять возвратился на свою блевотину (2 Петр. 2, 22), этому я нисколько не удивился, зная нетвердость и непостоянство его. А что Клидоний только один день переносил за истину заключение под стражею и бичевания от нечестивых, этому я весьма удивился. Если он доселе стоял твердо силою Божиею, то не излишне было бы тебе и прочим братиям подать ему руку помощи, если возможно. О вышесказанных же, т. е. крещаемых, помазуемых святым миром и анафематствующих ересь,

_______________________

(1) К Амфил. пр. 32 и 51. в русск. пер. 1848 г. Част. 7 стр. 48 и 103.

(2) Χριςοφόρος –носящий Христа.

262

 

 

я написал не так, как божественный Епифаний распределил и исчислил ереси, но как нашел я в толковании одного из древнейших трудолюбивого мужа, сделавшего последование и извлечение из книг византийской церкви. Брат Григорий искренно приветствует тебя.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.