Поиск авторов по алфавиту

Приложение № 5.

О святом Стефане, просветителе

и апостоле земли Пермской

«Современник преподобного Сергия Радонежского (14-й век) был святой Стефан, богомудрый просветитель и апостол земли Пермской. Огромная страна, известная под именем Перми, состояла из части Вологодской губернии, Вятской и собственно Пермской. Вся земля эта была заселена разными племенами, из которых самыми много численными были зыряне – язычники. Они кланялись идолам, сделанным из дерева или камня…». Стефан в юности много общался с зырянами, которые приезжали в его город торговать. «Стефан мало-помалу сам стал говорить на зырянском наречии». К тому времени он уже был чтецом в церкви. «Свободное от занятий [в школе] время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания… Сильно печалился он, что у них (зырян – прим. авт.) нет истинного богопознания и правильного почитания и что они погибают в своем идолопоклонстве. «Кто же выведет эту страну из тьмы неверия, - думал он не раз, - кто приведет ее к вере во Христа Спасителя?». И положил ему Бог на душу идти самому в Пермь с проповедью о Боге и Христе… Для приготовления себя к святому… делу Стефан …постригся в монахи.

С усердием углубился инок в изучение Священного Писания…. Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели. С помощью созданной азбуки святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание». Для этого ему пришлось также основательно изучить греческий язык. Через десять лет, испросив благословение у епископа Коломенского Герасима, святой Стефан отправился в Пермскую землю.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, тронули, наконец, их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса (первого селения на пути миссионера – прим. авт.) приняли Святое Крещение.

Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая “Золотая баба”.

Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него… Решающим моментом его миссионерской деятельности явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для множества крещаемых.

Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Храмы обыкновенно строились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Святой Стефан украшал их иконами, часть которых была писана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие, переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри-зыряне…» (См.: Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен // Сост. Свящ. Михаил Едлинский. М., 2001).


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.