Поиск авторов по алфавиту

Приложение № 4.

Причастие, в которое трудно поверить

…Стою на Литургии. Священник выходит из алтаря с Чашей Причастия, и вся Церковь молится: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

В моем сердце – особенный трепет. Там, в Чаше, – не хлеб и вино. Там – Божественная тайна – Сам Господь своей Плотью и Кровью, Бог живой. Там – исцеление человека, зараженного грехом и смертью. Лекарство, принимаемое «со страхом и трепетом». Огонь для всякого лукавства[1].

Это не поймешь со стороны. Пока не вкусишь, в это не поверишь, как не поверили Христу многие из Его учеников.

Именно о таком Причастии, в которое трудно поверить, Христос говорил народу (см. Ин. 6:27, 31-35, 48-67).

Наверное, не случайно Господь перед этой беседой совершил чудо умножения хлебов. Показав, что Он дает пищу тленную, Господь ведет человека дальше. Он открывает, что человек должен заботиться не о пище тленной, а о пище нетленной, которая и человека делает нетленным, сообщает ему вечную жизнь. Эту пищу дает Христос. Все ближе Он подводит народ к мысли о том, что эта нетленная пища – Он Сам. Он говорит, что истинный хлеб – это тот, который дает Отец с неба. Истинный хлеб Божий, во-первых, подается с неба, во-вторых, дает жизнь.

Иудеи сначала не поняли Христа. Они подумали, видимо, что Христос имеет некий чудесный хлеб (примерно такой же, как манна в пустыне), и сможет теперь снабжать их чудодейственной пищей. Но Христос Самого Себя объявляет истинным хлебом, дающим жизнь. После этого Он сначала говорит о том, что приходящий к Нему всегда будет сытым. Далее Он опять называет Себя хлебом жизни, и делает различие между истинным хлебом, хлебом жизни, и манной в пустыне. Эта манна хоть и была подана чудесным образом от Бога, но не спасала человека от власти смерти, она не была хлебом жизни. Истинный хлеб жизни, сходящий с небес, таков, что спасает человека от власти смерти.

Далее Христос называет Себя живым хлебом. По Его словам, тот, кто ест живой хлеб, не умрет. Наконец, Иисус полностью открывает слушателям, что этот хлеб – не отвлеченное понятие, не символ, а Его Плоть, осязаемая и живая. Иисус говорит, что эту Плоть Он отдаст за жизнь мира. Получается, отдаст не только на бичевание и распятие, но и на съедение. Это откровение шокировало иудеев. Но они стали спорить не с Иисусом, а между собой. Христа кто-то понял буквально, а кто-то, возможно, нашел в Его словах символический смысл. Но Христос далее подчеркивает буквальность Своего утверждения. Вкушать Плоть Христа и пить Его Кровь – жизненно необходимо!

После этой беседы многие из учеников Христа, недовольные Его «странными словами» (в Славянском переводе Библии ученики говорят: «жестоко есть слово сие»), «отошли от Него и уже не ходили с Ним». Но Иисус не пытается их остановить, не кричит им вслед, что они неправильно Его поняли, и что Он говорит лишь о символе. Наоборот, Иисус обратился к двенадцати апостолам и спросил: «Не хотите ли и вы отойти?».

Нам остается только смириться перед непостижимостью Божественной истины: тот, кто питается в буквальном смысле Иисусом Христом, тот имеет вечную жизнь. Христос еще и еще раз подчеркивает, что истинная пища – Его Плоть, а истинное питие – Его Кровь, потому что только они приобщают человека вечности. Питающийся Иисусом Христом становится с Ним одно целое. Бог и человек взаимопроникаются друг другом. Христос ставит в пример Свои отношения с Богом Отцом. Отец сообщил Христу жизнь, потому что Отец – Живой. Христос живет только Отцом, потому что больше ни в ком и ни в чем нет истинной Жизни. Так и принимающие Плоть и Кровь Христа будут жить Христом. Верующие во Христа живут не Его идеями, а Самим Христом, потому что Сам Христос «есмь жизнь». Вот какой Хлеб сошел с небес.

Такой Хлеб не подается в общине ЕХБ. Там пресвитеры раздают прихожанам простой хлеб и простое вино. Поэтому баптисты считают (и совершенно справедливо), что в их Причастии нет никакой благодатной силы. Плоть и Кровь Христа они не принимают [2].

Не все протестанты относятся к Евхаристии как к символу. Разные протестантские конфессии в этом отношении в корне расходятся. Даже в одной среде – русских баптистов – мнения разделились. Одни говорят, что Вечеря Господня «символизирует Божественное Спасение» [3]. Или: “Водное крещение и вечеря Господня... не являются таинствами… Они суть внешние символы” [4]. Другие пишут, например, в информационном буклете Московского объединения церквей ЕХБ, что «Евхаристия – это не только символическое воспоминание, но и духовное присутствие Христа в среде Церкви… Цель Евхаристии состоит в «воцерковлении»… Евхаристия – это таинство, раскрывающее природу Церкви. Она есть исполнение Церкви во всей ее силе, святости и полноте. Слово «таинство» в данном случае должно рассматриваться как то, что находится в самой сущности Церкви, без чего Церковь не будет Церковью, это ее естество и природа, неотделимая часть ее жизни… Когда мы совершаем трапезу Господню… Дух Святой наполняет нас» [5]. Вполне возможно, что выверение «своей жизни, традиций и доктрин по Библии» привело авторов-составителей цитируемого буклета к почти православному образу мыслей в ключевом вопросе церковной жизни.

Для сравнения – цитаты из православного богословия:

«Евхаристия есть такое таинство, в котором христианин, под видом хлеба и вина, причащается истиннаго тела и истинной крови своего Спасителя (см. 1 Кор. 10:16). Это таинство превосходит все другие… Таинство евхаристии издревле называлось и называется… общением, потому что, приобщаясь этого таинства, все мы делаемся едино с Господом Иисусом и между собой…» [6].

«…Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6,56). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот (жизнь – прим. авт.) вечный (Ин. 6,54)» [7].

«Для укрепления и возрастания в благодатной жизни, за которой должен последовать живот вечный, необходимо христианину питаться животворной пищей в таинстве Евхаристии…» [8].



[1] Перед причастием православные христиане молятся так (перевожу на русский): «Тело Твое, Спаситель, и Кровь Твоя драгоценная да будут мне огнем и светом, опаляя греховное вещество, сжигая плевелы страстей, и всего меня просвещая для достойного поклонения Тебе…» [1] (см. Ис. 6:6-7).


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.