Поиск авторов по алфавиту

К чему ближе традиционный протестантизм – к баптизму или к православию?

Некоторые «вероучительные книги Лютеранской церкви» подтверждают вывод В. Солодовникова о «неприятии» отечественным баптизмом «Великой Реформации».

Вот лишь некоторые иллюстрации из «Краткого катехизиса» д-ра Мартина Лютера:

«Что дает, или какую пользу приносит Крещение?

В соответствии со словами и обетованиями Божьими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует…

Как вода может творить столь великие дела?

Вода без Слова Божьего — это обычная вода, а никакое не Крещение. Но соединенная со Словом Божьим, она становится Крещением, благодатной живой водой и возрождающим омовением в Святом Духе… (В другой вероучительной книге лютеран «Шмалькальденские артикулы» говорится: «Относительно Крещения младенцев, мы придерживаемся мнения, что детей следует крестить. Ибо они подлежат обетованному искуплению, совершенному Христом…» [6]).

Что такое ИСПОВЕДЬ?

Исповедь включает в себя две основные части. Во-первых, мы признаем свои грехи. Во-вторых, мы принимаем отпущение грехов, — то есть их прощение, — от пастора, как от Самого Бога и нисколько не сомневаемся, но твердо веруем, что тем самым наши грехи прощены пред Богом на Небесах…

…И дальше: “Веришь ли ты, что мое прощение — это прощение Божье?”

Ответ: “Да, уважаемый господин”.

И тогда пусть исповедник (пастор – прим. авт.) скажет: “Да будет тебе по вере твоей. И, по заповеди Господа нашего, Иисуса Христа, я прощаю тебе твои грехи, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иди с миром”…

Что такое Таинство Святого Причастия?

Это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа… (в «Шмалькальденских артикулах»: «О Таинстве Алтаря мы полагаем, что хлеб и вино на Причастии являются истинными Телом и Кровью Христовыми…» [7]).

Какова польза от этого ядения и пития?

Она показана нам словами: “за вас предаваемое” и “за вас изливаемая во оставление грехов”. Именно этими словами при совершении данного Таинства нам даруются прощение грехов, жизнь и спасение…

Как глава семейства должен учить своих домашних молиться по утрам и вечерам?

Утренняя молитва

Поднявшись утром, перекрестись и скажи: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Затем, преклонив колени, или стоя, произнеси Символ Веры и Молитву Господню…

Вечерняя молитва

Ложась спать вечером, перекрестись и скажи: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Затем, преклонив колени, или стоя, произнеси Символ Веры и Молитву Господню…» [8].

Все эти перечисленные вероучительные положения лютеран (кроме, пожалуй, необходимости молитвы утром и вечером; конечно, без «перекрестись» и заученных молитв) противоречат вероучению евангельских христиан-баптистов[1].

В предисловии к катехизису Мартин Лютер пишет, в частности, следующее: «Прежде всего, пусть проповедник старается избегать множества разнообразных форм и текстов Десяти Заповедей, молитвы “Отче наш”, Символа Веры, Таинств [слов установления] и т.п., но выберет одну из формулировок [для каждого из вышеуказанных постулатов] и будет верен этой формулировке, повторяя ее постоянно, год за годом. Ибо [я даю этот совет, зная, что] молодых и малообразованных людей следует учить единообразно, однажды установленным [не изменяющимся от раза к разу] текстам и формам, иначе они путаются и сбиваются, когда учитель сегодня учит их так, а через год — по-другому, вроде бы желая внести улучшения в свое учение, а в результате — все его старания и труды [в обучении] остаются тщетными.

Наши блаженные Отцы [Церкви] также хорошо понимали это. Ибо все они использовали одинаковые формулировки молитвы “Отче наш”, Символа веры и Десяти Заповедей…» [9].

Итак, вероучение Реформации в корне расходится с вероучением русских баптистов не в чем-то второстепенном, а в некоторых, пожалуй, главных установлениях. Я имею в виду, в частности, Таинства Крещения и Евхаристии.

Одно из основных положений протестантизма – принцип «только Писание» – тоже расходится с баптизмом. Поскольку подразумевает «стойко держаться» не только Писания, но и вероучительного предания отцов Реформации – ряда «вероисповедных книг Лютеранской церкви»[2]. Некоторые из них я выше цитировал.

А вот к православию вероучение Реформации в этих установлениях подходит совсем близко[3].

Получается, если сравнивать не по форме, а по сути, то в баптизме меньше протестантизма, чем… в православии.

Хотя и по форме (см. фото конфирмации В. Солодовникова) – с кем можно спутать лютеранских священнослужителей?

«Несмотря на все препятствия, стоящие на их пути, у протестантов, безусловно, есть надежда прийти к Истине. Они фактически стучатся в двери нашей Церкви» [4].

***

Главный редактор одного из журналов евангельских христиан-баптистов России (мой хороший знакомый) на форуме ЕХБ написал мне теплый, участливый отзыв. Однако, среди прочего, он отметил: «Если тебе интересно мое мнение о твоей книге и твоем состоянии, то я, выскажу, быть может, смелое предположение, не видя тебя, только на основании прочитанного. В тебе борются любовь к баптизму (который суть люди – братья и сестры) с твоим новым положением и обязанностью быть хорошим православным верующим».

На что я ответил: «Если баптизм – это «суть люди – братья и сестры», то мое новое положение как раз открыло мне, что я любил их недостаточно, очень плохо, и что любовь к ним должна не только не прекратиться, но и возрасти. Это не заигрывание. Хороший православный верующий (до которого мне еще очень далеко) обязан в отношениях с инославным миром являть, с одной стороны, принципиальность по догматическим вопросам, с другой же, – братскую любовь к тем, кто догматически мыслит иначе. Любовь настоящую: «как если кто положит душу свою за друзей своих…».



[1] Отсылаю читателей к, уже упоминавшейся, книге священника Вячеслава Рубского «Православие-протестантизм» на сайте http://www.pravbeseda.org/library/, в которой представлен подробный анализ вероучения евангельских христиан-баптистов на основе обширного обзора их богословских трудов.

[2] К «вероисповедным книгам» ЛЦ, в частности, относятся и «Три вселенских символа веры» (Апостольский, Никейский и Афанасьевский), которые Лютеранская церковь «расценивает, как исповедание истинной правоверной церкви» (см.: http://luther.ru).

[3] Конечно, в «Шмалькальденских артикулах» (которые, кроме Лютера, подписали еще 40 человек; среди них – и Филипп Меланхтон, «гений Реформации», как его называют Карев и Сомов в «Истории христианства») отвергается, например, молитвенное «взывание» к святым.

Однако при этом в данном документе к «множеству глупых и ребяческих папских артикулов» причисляется и «освящение церковных зданий». А это затрагивает и баптистов, у которых освящение молитвенных домов является одним из священнодействий [10]. Например, в юбилейном журнале ЕХБ России в одной статье пишется: «В Бежицкой церкви города Брянска 12 и 13 октября 1996 года… состоялось торжественное богослужение с освящением нового, самого большого молитвенного дома в России – храма «Возрождение» [11].

[4] Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.