Поиск авторов по алфавиту

Война с инославным миром… против разделения.

Сотрудники вызывали меня на апологию еще не раз. С одним из журналистов (не моего коллектива), братом Дмитрием (имя изменено – прим. авт.), мы как-то завели оживленный разговор по электронной почте. Вот некоторые выдержки из переписки (слова Дмитрия – курсивом).

По твоему совету я еще раз перечитал «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» (см. Приложение № 8 – прим. авт.). Ниже привожу некоторые пункты, которые меня беспокоят. Согласно, например, пункту 1.9. все [протестанты] являются отступниками от Святого Духа и Христа.

Дмитрий, позволь не согласиться. Отступление – это значит, «перестать придерживаться чего-нибудь». Отступление предполагает, что человек, пребывающий под законным Священноначалием, перестает его почитать законным, подчиняться ему. Я, например, пришел в общину ЕХБ из мира и отступил только от одного «началия» – бесовского. Здесь ни строчки не говорится о том, что инославные христиане есть «отступники от Святого Духа и Христа». Здесь говорится лишь о том, что отступление – это плохо, это не по библейски.

Спросите протестантского епископа: как он отнесся бы к пастору в своем регионе, которого он рукополагал, но который перестал бы его признавать за законного епископа, за «богоустановленного» служителя? Христос говорит: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается» (От Луки 10:16). На основании этих слов можно сказать, что Тимофей, например, отступил бы от Самого Христа, если перестал бы подчиняться апостолу Павлу, от которого получил рукоположение. Ведь так? Пункт 1.9. говорит нам, что послушание церковным властям – это хорошо и угодно Богу. Какой христианин с этим не согласится? «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13:17).

Пункт 1.15 говорит, что для нас, членов других христианских церквей, существует возможность покаяться и стать членами истинной Церкви, РПЦ. Для некоторых, возможно, при вступлении не потребуется снова проходить обряд крещения. Но на данном этапе спасенными мы не являемся, т. к. мы – не в Церкви Христовой. Моя церковь подобного, например, не утверждает, а если бы утверждала, я не был бы членом такой церкви.

Дмитрий, если твоя община сознательно отпадет от Союза ХВЕ (христиан веры евангельской – пятидесятников - прим. авт.), от единства с другими церквями, входящими в Союз ХВЕ, от единства с другими христианами, то это действительно будет говорить о повреждении благодатной жизни в твоей общине (что угрожает и спасению), потому что христиане стремятся к единству, а не к размежеванию. Вот о чем, кроме всего прочего, этот пункт: раз-единение – это плохо. Также в этом пункте есть хорошая, на мой взгляд, мысль – о полном единении. Это не просто дружба разных церквей, это даже не симбиоз[1], а со-единение – в один организм. Соединение не в утопическую протестантско-православно-католическую общину, а в Церковь Христову. Это не превозношение Православной Церкви[2], а просто последовательное отношение к единству. К тому же, Православная Церковь здесь не судит католиков, которые отпали от нее, тем более не судит и отпавших от католической церкви протестантов, но, напротив, признаёт наличие в них благодати Божьей, хотя и в какой-то мере поврежденной. Пункт 1.17 говорит о том, что Православная Церковь не берет на себя право судить – спасется или не спасется протестант. Я опять вижу только последовательное отношение к единству, не призрачному, но такому, о котором молился Иисус: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

…В главе «Стремление к восстановлению единства», в пунктах 2.3-2.12, многократно подчеркивается, что ЕДИНСТВЕННО истинная церковь – только РПЦ. Спасение – только в ней.

Дмитрий, прежде всего, здесь многократно подчеркивается стремление к единству – реальному, реализующемуся в единой Церкви. Утверждается, что истинное единство заключается не в организации, а в организме. Кстати, ты пропустил, Дмитрий, первых два подпункта, правоту которых, я думаю, не будет оспаривать никто – пп. 2.1. и 2.2. – о восстановлении единства, заповеданного Христом, и о греховном безразличии к этой задаче.

Принципиальная, жесткая позиция РПЦ, на мой взгляд, обусловлена именно этим стремлением – к со-единению в один организм всех христиан[3]. «Да будут все едино…»! Это значит, что христианам нельзя мириться с разделением. Нельзя мириться с громко декларируемым на разных евангельских конференциях «духовным единством» протестантских церквей. Это странное «единство» характеризуется не уменьшением, а увеличением количества деноминаций и союзов по всему миру и их прогрессирующей дезинтеграцией. Такое «единство» может устраивать только дьявола – мастера на всякую подделку.

Вадим, если твой переход в РПЦ – это, прежде всего движение сердца и ты соглашаешься с вышеперечисленными пунктами, то ты сам себя отчуждаешь от [братьев].

Дмитрий, я всем сердцем соглашаюсь со стремлением РПЦ к библейскому единству! Я также соглашаюсь с правом РПЦ учить своих членов о неприемлемости тех или иных доктрин других христианских конфессий (неприемлемости доктрин, но не тех, кто их исповедует). От братьев я себя не отчуждаю. Отчуждают меня те, кто считает православие мертвой религией.



[1] «Сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу».

[2] А. В. Карев: «Что такое братство Евангельских Христиан-Баптистов? - Это ни что иное как Церковь Иисуса Христа в нашей стране». См.: http://ecb.hotbox.ru/ .

[3] Конечно, такое единство – не экуменизм в его худшем смысле. Диакон Андрей Кураев пишет: «Почему мы не экуменисты? – Да потому, что нашу веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), дал людям тот, кто однажды принес в жертву Себя Самого (Евр. 7:27): Христос, Который «вчера и сегодня, и вовеки тот же» (Евр. 13, 8). Христос создал апостольскую Церковь. И поныне Он с нею же. Церковь Христа отделена от мира не для того, чтобы горделиво превозноситься над ним, а для того, чтобы хранить в себе дар, который сам мир (в том числе мир человеческих религий) создать не может. Ощущение нерукотворенности Православия до сих пор живо в Церкви… Свою Церковь Бог изъял из нашего ведения. Это – Его Церковь, а не наш кооператив… Ради радости Пасхи мы согласились быть рабами Божьими, согласились быть служителями в доме Его, а не полновластными владыками нашей религиозной жизни. Торжество экуменизма означало бы, что мы перестроили Церковь в соответствии с земными нуждами. Это означало бы, что Церковь отныне не Тело Христово, а обычное человеческое собрание, вечно терзаемое спорами о собственном регламенте. А, значит – Пасха нас больше не радует и не обнадеживает…

Так что вопрос "православная церковь и экуменизм" для нас означает выбор: Радость Пасхи или экуменическое реформаторство. Причастие Христу или будни "экуменических контактов" [31].


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.