Поиск авторов по алфавиту

Надо ли рецензировать инославных христиан?

…Странная ситуация сложилась после седьмого января 2001 года. Я – православный христианин, руковожу коллективом журналистов-протестантов. Но меня особо это не смущало. Я по-прежнему главный редактор. И должен обеспечивать бесперебойное производство радиопрограмм (около сорока 15-минутных передач в месяц). По-прежнему я рецензирую каждую из них. Прослушиваю и пишу плюсы и то, что, на мой взгляд, необходимо исправить. Конфликты здесь неизбежны, как в любой редакции. Но они случаются нечасто. В основном, люди понимают, что без редакторского ока не обойтись. Может быть, поэтому радиопрограммы кемеровского отделения несколько лет активно поставлялись для местного вещания Радиоцеркви не только в Новосибирск, но и другие крупные города – Хабаровск, Ижевск, даже в Москву[1].

Через год мое руководство предложило «кемеровцам» подыскать другого директора. В ответ коллектив единогласно проголосовал «за» старого. Я продолжил донимать людей своими рецензиями.

Однажды мой журналист в программе рассудил так: «Главное различие в том, какую роль отводят те и другие [имеются в виду католики, православные и протестанты] Священному Писанию. Хотя католики, православные и протестанты верят в богодухновенность Библии, но католики и православные считают, что помимо нее определяющее значение для веры и церковного служения имеют апокрифы,… а также традиции, обряды. Протестанты же считают, что единственным руководством в вере и повседневной жизни христиан является Священное Писание[2]. Поэтому они не принимают ряд установлений, основанных на преданиях и традициях…».

Я попросил убрать данный текст из программы. Мне он показался не совсем грамотным. Поэтому для журналистов (и, прежде всего, для себя) пришлось провести небольшой ликбез.

Я выяснил, что отношение православных к апокрифам – совсем другое.

Книга правил[3]: «Наименование книг апокрифических, по переводу с греческого, значит, книги сокровенные. Еретики давали сие наименование составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить, будто оные не вновь составлены, а только неизвестны были, как сокрываемые».

В той же книге в 39-м послании святого Афанасия, архиепископа Александрийского читаем: «Но поскольку упомянул я о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, как имеющих ко спасению Божественные Писания, и боюсь, чтобы, как писал к Коринфянам Павел, некоторые… не начали внимать иным книгам, так называемым апокрифическим…, то потерпите, молю… Употреблю, для оправдания моего дерзновения, образ словес евангелиста Луки и реку и я: …изволилось и мне… изложить, какие книги, принятые в канон, согласно Преданию, почитаются как Божественные, Богодухновенные…».

Далее св. Афанасий перечисляет все канонические книги Ветхого и Нового Заветов (принятые сегодня протестантами), и заключает: «Сии суть источники спасения…, в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо… Есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товия… и Пастырь» [3].

Можно только ошибочно называть апокрифами неканонические книги Ветхого Завета.

«В приложении к книгам Ветхого Завета протестанты называют апокрифами книги, которые древняя церковь вообще и теперь греко-восточная, в частности, не считают таковыми… Собственно слово «апокрифический» в этом случае тождественно слову неканонический. Книги эти следующие: 2-я и 3-я книги Ездры, книга пророка Варуха, Послание Иеремии, книга Товит и т.д.» [4].

«Библейская энциклопедия Брокгауза» (насколько я знаю, выпущена протестантским издательством в Германии) в статье «Апокриф» пишет: «Обозначение «Апокрифы» для вышеназванных книг используется только протестантами, католики называют их второканоническими, а православные – неканоническими писаниями… Отдельные издания Библии предлагают некоторый набор А. (то есть неканонических книг), заимствованных из Септуагинты. Лютер писал: «Это те книги, которые не принадлежат к Священному Писанию, но все же полезны и хороши для чтения».

В этой статье об апокрифах издатели-протестанты неоднократно придают им большое значение. Например, «на высоком уровне написана Книга Иисуса, сына Сирахова. Ее отличает многообразие литературных форм, она содержит многочисленные руководства для практической и духовной жизни…» [5].

В отличие от протестантов, Православная Церковь апокрифами Ветхого Завета считает только следующие книги: Псалмы Соломона, книга Юбилеев, книга Еноха, Завет 12 патриархов и др. Большая часть этих апокрифов имеет характер пророческий, некоторые — характер легенд… [6].

Итак, апокрифы в их настоящем значении Православная Церковь отвергает. В православном учебнике «История христианской церкви» повествуется, что Церковь исключила из священных книг Писания не апостольские и решительно отвергла все книги подложные и апокрифические, каковы, напр., Евангелия «от Евреев», «от Египтян», «Евангелие Фомы» и т.д. Была произведена огромная работа, ведь на момент создания канона в народе ходила масса таких книг. Известно около 50 названий только Евангелий, не говоря уже о деяниях, посланиях и апокалипсисах. Протестанты называют такие книги псевдоэпиграфами [7].

Далее. Действительно ли «единственным руководством в вере и повседневной жизни» у протестантов является Священное Писание? Только со стороны я увидел, что это не совсем так.

Надо сказать, что «Апостольского символа веры», который исповедуют евангельские христиане-баптисты, в Священном Писании нет[4]. Но, тем не менее, баптисты говорят: «Апостольский символ веры лежит в основе нашего вероучения» [8]. Получается, что не только Библия – в основании вероучения ЕХБ, но и часть Священного Предания. Более того, об этом символе веры «Христианское слово» Союза ЕХБ повествует: «Затем… апостолы составили краткое вероучение, в котором более полно выражено учение Иисуса Христа и их понимание Его личности, жизни и значения» [9]. Вдумайтесь, в предании – «более полно», чем в Св. Писании!

В журнале есть еще одна интересная мысль: «Мартин Лютер находил, что все три символа веры (Апостольский, Никео-Константинопольский (православный, как его еще иногда называют – прим.авт.) и Афанасьевский (конец 5 в.)) выражают вселенское церковное веросознание» [11]. Значит, все-таки может «предание» выражать истину. Именно такое предание в Православии называется Священным (которое, прежде всего, включает в себя Священное Писание) [12]. Сам П.Б. Коновальчик (бывший председатель Союза ЕХБ) в интервью на страницах «Христианского слова» заявил, что «мы можем пользоваться преданиями для духовного назидания», и, правда, добавил: «но не в качестве основы вероучения…» [13]. В этом же журнале И. Подберезский, доктор филол. наук, старший научный сотрудник Института востоковедения АНР (автор книги «Быть протестантом в России»), пишет:

«Есть верующие, которые полагают, что нужна лишь Книга книг – Библия, надо просто верить и читать только ее, прочие же писания, они уверены, только усложняют дело. Казалось, такой подход не лишен здравого смысла. Однако уже первые христиане убедились, что без «дополнительных» писаний веру не сохранить и не отстоять. Отцы церкви разрабатывали учение о Троице, вели борьбу с ересями, сплачивали детей Божиих в одну христианскую семью. Со времен апостольских не прекращалась деятельность, которую сейчас принято называть писательской» [14].

Термин «Троица» впервые введен во втором столетии св. Феофилом Антиохийским[5] [15]. А между тем, отвержение «доктрины о Троице» служит для баптистов «верным признаком» того, что они имеют дело с еретиками [16]. Вот как бывает опасно отвергать Священное Предание! Кстати, в символе веры «Радиоцеркви» говорится, что «мы веруем… в единого Бога, вечно существующего в трех ипостасях…» [17]. Формула «един Бог в трех ипостасях» закрепляется в Церкви для всеобщего употребления только в шестом веке [18]. Получается, что кредо «Радиоцеркви» тоже не обходится без Священного Предания.

Взглянув со стороны на жизнь общины ЕХБ, я увидел, что и она соблюдает традиции и обряды[6], которые никак не заповеданы в Священном Писании. Перечислю только некоторые из них:

1. Традиция называться «евангельские христиане-баптисты»,

2. Традиция облачения крещаемых в белые одежды [19],

3. Традиция соблюдения праздников (Рождество, Пасха, Жатва и т.д.),

4. Традиция крестить детей по достижении 16 лет, то есть в «сознательном» возрасте[7],

5. Традиция совершать Евхаристию один раз в месяц[8] [21],

6. Традиции в архитектуре и внутреннем убранстве молитвенных домов[9],

7. Традиция относиться к Хлебу и Вину на Вечере, только как к символам [22],

8. Традиция публичного покаяния перед всей общиной [23],

9. Традиция христосования (кстати, заимствована у православных: троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником Пасхи и говоря при этом: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»).

10. Традиции в одежде проповедников (темный строгий костюм, белая рубашка, галстук. Последний, кстати, почти отсутствует (тоже традиционно) у, так называемых, «отделенных» баптистов),

11. Традиция освящения молитвенного дома [24],

12. Традиция изображать крест внутри и снаружи Дома Молитвы,

13. Традиции венчания [25],

14. Традиция создания самодеятельных песнопений[10].

Получается, что не только Священным Писанием пользуются баптисты в своей церковной и жизненной практике, но и своим преданием.

В Православной Церкви «единственное руководство в вере и повседневной жизни» – Библия – не заменяется Священным Преданием, но охраняется им. Голый принцип «только Писание» коварен. Дьявол в пустыне искушал Христа цитатами из Библии (см. Лк. 4:9-11). Как дьявол мог иметь в устах Слово Божие? Как мог изрекать его? Как не опалило его это Слово, ведь написано, что Слово Божие «живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12)?! Почему же оно, пребывая в устах дьявола, не имело на него никакого действия? Более того, дьявол обратил Слово Божие в оружие искушения, направил Божественное Слово против… Бога! Слово Божие стало словом сатаны (противника) в его устах. Значит, Божественный текст в устах дьявола был мертвым, не имел жизни и действия, не имел Духа Божьего[11]. Значит, Дух Святой не зависим от текста, каким бы божественным текст ни был! Дух Святой может наполнять каждую букву Писания, но может отсутствовать и во всей Библии. Нельзя поклоняться Писанию, букве, но надо поклоняться Богу, Духу Святому, Духу Писания.

Принцип «только Писание» не спасает протестантов от массовых заблуждений. Об этом, например, косвенно говорит книга Дж. Макдауэлла и Дона Стюарта «Обманщики» [29]:

· Джозеф Смит мл. – основатель «Церкви мормонов» – посещал Методистскую церковь, а большинство членов его семьи принадлежало к Пресвитерианской общине. (Четвертый параграф Символа веры мормонов гласит: «Мы верим в Библию как в Слово Божие, только если она верно переведена»).

· Всемирная организация «Свидетелей Иеговы» началась «с занятий по изучению Библии». Ее основатель Чарлз Тейз Рассел посещал конгрегационалистскую церковь. «Он убедил свою группу изучения Библии в том, что является их «пастором». После смерти Рассела новым главой «Общества Сторожевой башни» стал Джозеф Франклин Рутерфорд, который вырос в баптистской семье. После смерти Рутерфорда его сменил Натан Кнорр, который в возрасте 16 лет покинул реформатскую церковь, чтобы присоединиться к Свидетелям Иеговы. «Члены общества усердно провозглашают, что единственным авторитетом для них является Библия».

· Родители основоположницы «Христианской науки» Мэри Энн Морс Бейкер были прихожанами конгрегационалистской церкви. В 45 лет мисс Эдди (фамилия от третьего мужа) заявила, что получила свое учение из Библии, которую признает высшим авторитетом. «Библия была для меня единственным авторитетом. У меня не было другого проводника на прямом и узком пути Истины».

· «Христианская Школа единства» была основана Чарлзом и Миртл Филмор. Миртл посещала методистскую церковь, а Чарлз «вырос в лоне епископальной церкви». Библия почитается Единством как богодухновенный источник, но не безошибочный.

· Основателем и руководителем «Церкви единения» является Сун Миунг Мун. Когда ему было 10 лет, его родители стали христианами и примкнули к пресвитерианской церкви. «В 16 лет во время молитвы в горах он получил видение. Мун сообщает, что ему явился Иисус Христос и поручил выполнить дело, которое Он не мог завершить». Впоследствии в одной из своих книг он писал: «Вы слышали, как я говорил по Библии. Если вы верите Библии, то вы должны верить и тому, что говорю я».

· Культ «Международный путь» был основан Виктором Полем Виервилем, бывшим евангелическим и реформистским служителем, а в настоящее время возглавляется президентом Крегом Мартиндейлом, бывшим баптистом. Г-н Виервиль призывал своих слушателей «отложить лишние книги и обратиться только к Библии», и утверждал, что «Слово Божие есть воля Божия», а также «Слово Божие математически точно и научно верно». Далее в книге о нем говорится: «Виервиль привык проповедовать устоявшееся библейское учение».

Миллионы сектантов[12] искренне верят, что держат в руках «меч духовный», и так же искренне не замечают подмены…



[1] Сегодня кемеровского отделения «Радиоцеркви» нет – редакция развалилась из-за отсутствия финансирования. В студии тихо работает «последний из могикан» - бывший и.о. директора.

[2] Не забывая при случае похвалить себя за строгое следование Священному Писанию, иные протестанты, мне кажется, идут на страшный риск. Ведь кто высоко думает о себе (и низко – о других), с того и спрос будет соответствующий. А вдруг на Небесном Судилище Господь спросит таких христиан: «Почему вы не продали свое имение, чтобы раздать деньги нищим, как Я заповедал вам? (см. Лук. 12:33) Почему, когда устраивали свадьбы, дни рождения, праздники жатвы и т.д., вы не приглашали на пир нищих, увечных, хромых, слепых – и тем нарушали Мою заповедь? (см. Лук. 14:13) Почему вы не умывали ноги друг другу, ведь Я повелел это делать и даже показал вам личный пример? (см. Ин. 13:14-15) Почему вы любили этот мир (см. 1 Ин. 2:15-16): ходили на его спектакли, смотрели его спорт, катались на его аттракционах? Неужели вы не могли разобраться, что это – желание духа или похоть плоти и очей?»… Если Христос, действительно, спросит нечто подобное, я думаю – многим верующим (в том числе, и мне), возможно, нечего будет ответить.

[3] Кстати, в предисловии к этой книге написано: «Если жизнь по Святому Евангелию есть путь в Царствие Небесное, то Книга Правил служит вехами у этого пути…». Ее советуют читать, чтобы «лучше понять общественную и сокровенную жизни Церкви» [2].

[4] Этот «апостольский символ веры», написанный на латинском языке, нашел Руфин, аквилейский монах, живший в 5 веке. «В толковании на этот символ веры Руфин утверждал, что это – подлинный текст символа веры, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме». Для науки остается загадкой, почему апостольского с.в. нет в книге Деяний Апостолов [10].

[5] Догмат о Троице закреплен на 1-м (325г.) и 2-м (381г.) Вселенских Соборах, на которых выработан Никео-Константинопольский символ веры.

[6] «ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio — передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.». «ОБРЯД – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива» [20]. В любом социальном институте, в любой группе людей, в любой церкви и конфессии есть свои определенные «установления, нормы поведения, обычаи и обряды».

[7] Мой сын крестился в семь лет. Правда, по выражению его лица было видно, что малопонятный и длинный обряд ему не очень понравился. Сейчас ему девять. Обыкновенный мальчишка, увлекающийся компьютерными играми, комиксами и спортом. Но детскую Библию он прочитал уже на пять раз. Иногда он с таким жаром проповедует кому-то по телефону о Боге, что мне остается только учиться. Однажды на моем Дне рождения он поздравил меня так: «И желаю тебе, папа, всегда верить в Бога, а то будет еще хуже…». Священное Писание говорит, что и дети могут плакать о своих грехах (см. Ездр. 10:1), и дети могут бояться Бога и стараться исполнять законы Писания (см. Втор. 31:11-12), и дети могут достойно прославлять Христа (см. Мф. 21:15-16). Что же препятствует им креститься? Мой сын верил, а значит, мог креститься (см. Мк. 16:16), пусть еще мало осознавая смысл крещения. Смысл откроется ему потом, с годами, если мы, родители и его крестный отец, постараемся. В свое время, будучи баптистом, я хоть и сознательно крестился, но понимал ли в полной мере, что совершаю? Я, конечно, был готов к крещению: избавился от грубых пороков, кое-что выучил из Библии, кое-что – из «Вероучения», более-менее правильно ответил на экзамене. Но будь я хоть трижды «сознательным» – в воду я захожу младенцем, которому еще только предстоит осознать всю глубину таинства крещения. Осознать, может быть, через годы христианской жизни.

[8] Тут, кстати, нарушается важнейшее правило жизни первохристианской церкви (см. Деян. 2:46). При этом сами баптисты признают, что «евхаристическая Трапеза представляет собой центр церковной жизни…» [26].

[9] Дома Молитвы баптистов в России все более становятся похожими на православные храмы.

[10] Ап. Павел писал ефесянам о том, чтобы они назидали самих себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными». Они в Библии есть, но почему протестанты поют на богослужении не их, а свои песни, которых в Библии нет?

Кстати, баптисты поют не только свои песни, но и православные. В интервью журналу «Христианское слово» (юбилейный выпуск к 130-летию ЕХБ России) декан музыкального факультета МБИ Союза ЕХБ Евгений Гончаренко так отозвался о творчестве композиторов православной музыки – Д. Бортнянского, М. Березовского и А. Веделя: «Многие церковные произведения этих композиторов часто звучат в наших общинах».

Мой любимый баптистский гимн «Страшно бушует житейское море», оказывается, сочинен на стихи Ивана Кулжинского (19 век), сына сельского дьякона, преподавателя Черниговского православного училища. Гимн «Измученный жизнью суровой…» – на стихи Ивана Никитина (19 век), выпускника Воронежского православного училища. Гимн «Научи меня, Боже, любить…» – на стихи великого князя Константина Романова (19 век). А гимн «Вести ангельской внемли…» – это православная колядка [27]. Я уж не говорю про гимн «Христос воскрес из мертвых» – православное церковное песнопение, в котором выражается вся суть Православия. Троекратно, как и положено, исполняется этот гимн в общинах евангельских христиан-баптистов на Пасху.

[11] Протестантская энциклопедия: «Дух животворит. Все усилия по изучению Священного Писания, как в назидательных, так и в научных целях, без действия Духа мертвы, потому что и Библия мертва без связи с Духом (выделено мной – прим.авт.)» [28].

[12] Под сектами здесь я подразумеваю деструктивные культы [30].


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.