Поиск авторов по алфавиту

Автор:Соловьев Владимир Сергеевич

Соловьев В.С. Рецензия на книгу Вундта (1895)

Рецензия на книгу Вундта

«Лекции о душе человека и животных».

1895.

Вильгельм Вундт, профессор при университете в Лейпциге, «Лекции о душе человека и животных» перевод со 2-го немецкого издания: «W. Wundt. Vorlesungen über die Menschen-und Trierseele», д-ра П. Я. Розенбаха. С 45 рис., Спб. 1894. Цена 5 рублей.

Нельзя не порадоваться появлению 2-го издания «Лекций Вундта о душе человека и животных» на русском языке. Из существующих в настоящее время популярных руководств по психологии это — лучшее. Ясность и простота изложения соединены здесь с серьезною научностью содержания.

Все сочинение распадается на 30 лекций. Первая лекция составляет введение и заключает в себе краткий исторический очерк развития психологии и общие замечания о ее задачах и методах.

Психология должна быть опытною наукою. Опыт должен давать кирпичи, а мышление — служить цементом, связывающим их. Успех науки психологии зависит от расширения опыта и открытия вспомогательных средств для мышления. Особенно важным вспомогательным средством является, по учению Вундта, эксперимент. Благодаря эксперименту, думает Вундт, становится возможным самонаблюдение во время течения психических процессов1. Такой высокий взгляд Вундта на эксперимент совершенно понятен. Вундт первый устроил институт экспериментальной психологии и питает к экспериментальной психологии особенное расположение. Но этот взгляд грешит против истины. Если непосредственное наблюдение над душевными явлениями во время их

________________________

1 Стр. 14 в немецк. подлиннике и стр. 13 в русск. переводе.

177

 

 

течения невозможно вообще, то ж эксперимент ничего не может сделать в этом случае.

В лекциях 2-8 излагается учение об ощущениях, как элементах представлений. Эти лекции написаны весьма хорошо. Все, что в настоящее время известно относительно общих условий, силы и качества ощущений и что в то же время может быть понятно и интересно для читателя не-специалиста, изложено здесь в высшей степени последовательно и ясно. Особенного внимания заслуживает в этих лекциях принципиальная мысль, что сила и качество ощущений определяются законом относительности. «Везде, — говорит Вундт, — где происходит количественная оценка ощущений со стороны их интенсивности, или качества, мы измеряем отдельное ощущение в его отношении к другим ощущениям того же рода2». Можно пожалеть лишь о том, что Вундт не сделал необходимых выводов из этой совершенно верной мысли. Если нам известна Только относительная сила ощущений, а абсолютной силы мы не знаем, то едва заметная разница не может быть единицею силы, и возрастание силы ощущений не может быть приравниваемо к возрастанию величин арифметической прогрессии: стало быть, Фехнеровская математическая формулировка Веберовского закона неверна, и об изменении абсолютной силы ощущений посредством ера заметных разниц не может быть и речи3. Вундт не делает этих выводов, находясь, очевидно, под влиянием своего учителя — Фехнера.

Лекции 8-13 разъясняют образование пространственных представлений. Вундт стоит на эмпирической точке зрения и развивает теорию сложных местных знаков. При этом, он совершенно справедливо говорит, что первенствующая и руководящая роль в деле образования пространственных представлений принадлежит не осязанию, а зрению.

В 14-15 лекциях рассматриваются чувствования и хотения.

С 16 по 22 лекцию идет рассуждение о связи между представлениями. Это рассуждение обнимает собою учения: о сознании, его развитии и объеме, о продолжительности отдельных психических

________________________

2 126-127 стр. в немецк. подлиннике; ср. стр. 117 в русск. переводе.

3 Подробное раскрытие этих мыслей находится в «Христ. Чтении», за март-апрель, в статье «Психофизические исследования и их значение для психологии».

178

 

 

процессов, об ассоциативных и апперцептивных соединениях, представлений и о ненормальных состояниях души: о душевных расстройствах, сновидениях и гипнотизме. Рассматриваемые лекции — самые интересные во всей книге. Читатель, незнакомый с экспериментально-психологическими исследованиями, может составить на основании этих лекций отчетливое понятие об измерении объема сознания, о происхождении психометрических исследований, о способах их производства и т. д. Он увидит также, какая тесная связь существует между гипнотическими состояниями, сновидениями и душевною жизнью во время бодрствования, и как, следовательно, важно знание психологии для лиц, интересующихся гипнотизмом.

23-24 лекции посвящены психологии животных. Здесь говорится о задачах и методах этой психологии и высказывается общий взгляд на душевную жизнь животных. Психология животных должна основываться на психологии человека. Но отсюда не следует, что нужно приписывать животным все, что мы находим в своем внутреннем мире. Большинство действий животных основывается не на размышлении, а на процессах воспроизведения по законам ассоциации.

В 25-29 лекциях содержится учение о чувствованиях, аффектах, выразительных движениях, инстинктивных действиях, о воле и свободе. Эти лекции заключают в себе много интересных и правильных мыслей. Преимущественного внимания заслуживают лекции о происхождении инстинктов и произвольных действий.

В последней, 30-й, лекции Вундт высказывает свой взгляд на бессмертие души, на отношение душевных процессов к телесным и на сущность души. Нельзя сказать, чтобы проводимый им взгляд был насквозь прозрачен и отличался законченностью. Но одно ясно, что Вундт — противник материализма. Не может быть ни малейшего сомнения, — говорит он, — что психическое может быть действительно объясняемо лишь психическим, подобно тому как движение может быть производимо лишь от другого движения.

Переведена книга неудовлетворительно. О недостатках перевода можно судить по рецензиям в «Журн. Мин. Нар. Просв.» за февраль, стр. 456-458 и в «Церковн. Вестнике» № 12 за настоящий год. Издана книга чисто и на хорошей бумаге, но цена ее (5 рублей за 29 печатных листов) слишком высока.

179


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.