13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении Божественной литургии в среду Светлой седмицы в Киево-Печерской лавре, 27. 04. 201
СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СРЕДУ СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ
ЛАВРЕ
27. 04. 2011
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Всечестные отцы, братия сей святой обители! Братья и сестры!
С великой радостью совершил я сегодня вместе с вами Божественную литургию перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.
Обстоятельства, в связи с которыми я приехал на Украину, трагические — 25-летие чернобыльской катастрофы. Горе присутствует в жизни людей, оно является результатом греха. Если люди отступают от Божиего закона, то в их жизнь вторгается зло и, как естественное следствие, — страдание. Ведь нарушение даже земных законов наказывается судом. Каждое преступление должно быть искуплено. Именно поэтому по суду людей заточают в темницы, а пребывание в неволе — это искупительное страдание за совершённое зло.
Мы во множестве совершаем отступления от Божиего закона, грешим в мыслях, в делах, в личной и в общественной жизни. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Его закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то она сожжена. Может быть, человек иногда уязвляется стыдом и говорит: «Господи, прости!», но затем снова, помраченный страстями, буйством своей природы, совершает грех. В ответ на это Господь нас наказывает. Боль, страдания — это плата за наши грехи, как отдельного человека, так и целых народов. Иначе мы не сможем объяснить такие явления, как войны, которые уносят жизни многих людей. В раю среди святых нет розни. Невозможно представить себе, чтобы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский воевали друг с другом. Среди святых — мир.
1 Митрополиты Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан; † 2014), Волоколамский Иларион, Одесский и Измаильский Агафангел, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний; архиепп. Белоцерковский и Богуславский (ныне митр. Луганский и Алчевский) Митрофан, Вышгородский (ныне митр. Вышгородский и Чернобыльский) Павел, Бориспольский (ныне митр. Бориспольский и Броварской) Антоний, Переяслав-Хмельницкий (ныне митр. Переяслав-Хмельницкий и Вишневский) Александр; епп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон, Макаровский (ныне архиеп.) Иларий, Яготинский (ныне архиеп.) Серафим, Могилевский и Мстиславский Софроний.
200
Грех проник в природу людей, и они совершают непростительные промахи. Страшная ошибка была причиной чернобыльской катастрофы. Но мы как люди верующие должны прозревать, что Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил чудовищную оплошность. Однако Бог попустил, и многие люди собственной смертью, быть может, искупили грехи многих.
Такая катастрофа, как чернобыльская, свидетельствует о том, что человек, обретая огромную силу благодаря своему разуму, погружению в науку, развитию технологий, должен одновременно возрастать в великой нравственной ответственности за окружающих его людей, за мир Божий, за богозданную природу. Но если развитие науки и техники не сопровождается возрастанием нравственной ответственности, то плоды человеческого разума направляются на греховные цели, на то, чтобы получить много денег, власти и силы, чтобы больше потреблять и тратить. Когда нет высоких моральных обязательств, когда страх Божий исчезает из жизни людей, то в погоне за этой властью — физической, мирской — люди и допускают роковые ошибки.
Замечательные слова сказал святитель Филарет Московский: «Промысл Божий даже дурные человеческие поступки способен обращать во благо». Безусловно, никогда не следует забывать жертв чернобыльской катастрофы. Вчера мы с Блаженнейшим владыкой Владимиром и сонмом архипастырей совершили молитву в Ильинском храме в Чернобыле, а затем и в непосредственной близости от четвертого реактора Чернобыльской АЭС. Мы молились об упокоении тех, кто погиб. Но в чернобыльской катастрофе, как и в каждом эпохальном событии, несомненно присутствовал перст Божий, ибо ликвидация последствий этой трагедии стала великим нравственным подвигом тысяч людей. «Процвела языческая неплодящая церковь»1 — процвела в то время еще не открытым и ясным исповеданием веры, но подвигом жертвы, готовностью идти на смерть для того, чтобы защитить ближних.
Мы не знаем, все ли ликвидаторы, находившиеся на остове взорвавшейся электростанции, были сознательно верующими. Но они поступили по нравственному закону, который Бог вложил в их природу, творя, по слову апостола Павла, добро в их сердцах (Рим. 2,15). Эти люди, которые сегодня у Господа, потому что выполнили Его самую трудную
1 Канон воскресный 2-го гласа.
201
заповедь положить жизнь свою за други своя (Ин. 15,13), стали молитвенниками о многих из нас.
Но было и другое очень важное последствие той аварии. Именно с нее началось критическое осмысление нашей действительности, которая всем казалась гладкой, спокойной, бесконфликтной, потому что правды о народной жизни мы не знали. Но горькую истину о катастрофе скрыть было невозможно (хотя в первые дни и пытались), потому что эта трагедия носила глобальный характер. Все, что произошло, стало началом процесса осмысления нашей жизни. Для многих он был связан с покаянием, с пониманием того, что дальше без Бога жить нельзя, что невозможно постоянно строить Вавилонскую башню, чтобы достичь неба (Быт. 11,1-9), и не для того, чтобы поклониться Господу, а чтобы поставить себя на Его место. Мы знаем, что через год после этой аварии было празднование 1000-летия Крещения Руси, которое дало нашему народу огромный заряд духовных сил. А вскоре эпоха государственного безбожия завершилась.
Какие же уроки мы как верующие люди, как народ (Церковь призвана обращать свое слово и к верующим, и к неверующим) должны вынести из того, что произошло? Никогда и ни при каких условиях мы не смеем отрекаться от Бога и пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось безбожное советское общество.
Сегодня никто нас насильно не склоняет к тому, чтобы мы отрекались от веры. Но образ жизни, который нам предлагается, — безбожный, в нем нет Христа, но есть потребление, безудержное стремление к богатству, власти, силе. Где гарантия, что наши современники или потомки, лишенные чувства нравственной ответственности, вновь не отступятся и не совершат нечто такое, что снова повлечет видимые знаки Божиего гнева?
Мы как Церковь Божия должны извлечь из такого рода исторических событий выводы, имеющие связь с нашей верой. Сегодня мы, памятуя о случившейся двадцать пять лет назад чернобыльской катастрофе, обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Господь укрепил нашу веру, помог сопровождать силой нравственного чувства научное, техническое, общественное, социальное, политическое, экономическое развитие мира.
Это очень непросто, потому что мы будем неизбежно сталкиваться с такими людьми, которые в подобном сопровождении не нуждаются,
202
не верят в Творца и стремятся построить безбожную цивилизацию. Мы слабы по отношению к ним, потому что в их руках — реальные возможности управлять массовым сознанием людей. Но с нами Бог (Ис. 8,10), и в смирении и в простоте сердца, без всяких претензий на человеческую власть мы будем нести свидетельство миру о Господней правде, о силе Божиего закона, о том, что спасительной, благополучной и счастливой может быть только такая жизнь, в которой Божественное соединяется с человеческим, в которой усилия разума и воли поддерживаются благодатью Творца. Чем сложнее становится мир, тем больше нуждаемся мы в Божественном содействии.
А потому да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и во Христа веруйте (Ин. 14,1). Простотой своей веры, силой молитвы служите тому, чтобы Богом созданный мир оставался способным принимать благодатную Божественную энергию, обладающую силой спасения рода человеческого.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Святой Пасхи!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
[...]
Я радуюсь тому, что мое посещение святой Киево-Печерской обители связано также с празднованием 50-летия ее наместника Преосвященного архиепископа Павла1. На протяжении последних четырех с половиной лет я каждый год имел возможность посещать Лавру и могу свидетельствовать, что за это время здесь произошло чудо. Внешний вид обители изменился до неузнаваемости. Опасное состояние склонов, грозившее обрушением нашей святыни, приведено в порядок, появились новые здания, столь необходимые для размещения паломников, для монастырской жизни, продолжаются необходимые ремонтно-восстановительные работы.
Лавра — это символ русского Православия, наш духовный центр, начало монашеской жизни в Древней Руси и ее возрастание по мере развития страны. Лавра — это место особого поклонения граждан Украины, России, Беларуси и всего мира.
Самое важное, что мне удалось увидеть, — это большие перемены в жизни братии. Монашествующие всегда были опорой Православия, бескомпромиссной силой, защищающей единство нашей Церкви. Силой
1 Архиеп. Вышгородский (ныне митр. Вышгородский и Чернобыльский).
203
не физической, но духовной, которая является в Киево-Печерских пещерах, пред святыми гробами Божиих угодников. Их молитвы — это заступничество за нашу Церковь, за весь благочестивый народ.
За то, что неугасимая лампада монашеской жизни Киево-Печерской лавры разгорается с новой силой, я искренне благодарю владыку Павла, который под мудрым водительством священно-архимандрита Блаженнейшего митрополита Владимира, в полном послушании его воле, со смирением и сыновней любовью к нему осуществляет свое служение.
204
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.