Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на встрече с руководителями пограничных регионов России, Украины и Беларуси и с правящими архиереями пограничных епархий, 25. 06. 2011

СЛОВО НА ВСТРЕЧЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ
ПОГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ, УКРАИНЫ
И БЕЛАРУСИ И С ПРАВЯЩИМИ АРХИЕРЕЯМИ
ПОГРАНИЧНЫХ ЕПАРХИЙ

25. 06. 2011

Уважаемые руководители областей1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2!

Я очень рад возможности в этом уникальном месте встретиться с губернаторами пограничных областей и с Преосвященными владыками, которые возглавляют соответствующие епархии.

Мы сегодня стали свидетелями и участниками замечательного праздника, не формального, не «спущенного» сверху. Он нужен людям, он отражает их мироощущение, их понимание того, что означает сегодня быть украинцем, белорусом, россиянином. Мы видим энтузиазм, добрые улыбки, родственные отношения. Эта атмосфера, которую создают обычные люди, может и должна транслироваться не только на близлежащие области, находящиеся в трех братских государствах, но и на народы наших стран, на нашу общественность.

Мне хотелось бы поговорить о приграничном сотрудничестве. В рамках последнего Архиерейского Собора, который состоялся

1 Денин Н. В., в то время губернатор Брянской области, Антуфьев С. В., в то время губернатор Смоленской области, Дворник В. А., в то время председатель Гомельского областного исполнительного комитета, Рудник П. М., в то время председатель Могилевского областного исполнительного комитета, Хоменко В. Н., в то время глава Черниговской областной государственной администрации.

2 Митр. Волоколамский Иларион; архиепп. Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич; † 2012), Черниговский и Новгород-Северский (ныне митр.) Амвросий; епп. Могилевский и Мстиславский Софроний, Брянский и Севский (ныне Дмитровский) Феофилакт, Сумской и Ахтырский (ныне архиеп.) Евлогий, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.

19

 

 

в феврале 2011 года, прошла встреча архиереев, несущих свое пастырское служение в приграничных областях, были сформулированы некоторые идеи. На февральском совещании обсуждали и приняли за основу перечень необходимых мер, которые архиереи сочли своевременными именно сейчас. Обсуждалось, что необходимо предпринять для развития отношений между гражданами разных стран, живущими в непосредственной близости от границ, чтобы через гуманитарный фактор при участии Церкви развивалось экономическое и общественное сотрудничество, облегчались контакты между народами.

Вы знаете, что существует понятие «еврорегионы». Деятельность по развитию добрососедских отношений не является специфически славянской. Сегодня весь европейский континент участвует в такого рода работе, и можно приводить замечательные примеры приграничного сотрудничества на территории Европы — хотя между многими ее странами больше вообще не существует границ.

В частности, на совещании, которое прошло в дни Архиерейского Собора, была предложена идея создания координационного комитета епархий белорусско-российско-украинского приграничья. Также было предложено создать епархиальные отделы по сотрудничеству, которые могли бы курировать систему отношений, своевременно информировать общецерковный комитет и иметь контакты на местах с общественными организациями, заинтересованными в развитии такой деятельности.

Я утвердил состав координационного комитета и его функции, после чего были направлены запросы в приграничные епархии с просьбой сформулировать идеи, которые необходимо положить в основу программы общих действий. Абсолютное большинство епархий откликнулось. Мы получили целый перечень возможных мероприятий, которые следовало бы осуществить на приграничной территории.

Во-первых, это совместные богослужения и празднования памятных дат. Действительно, наши народы жили до недавнего времени без всяких границ, сохраняются человеческие и родственные связи. Церковные праздники, совершение общих служб, памятные даты, связанные с нашей гражданской историей, — все это могло бы укреплять гуманитарное и духовное измерения приграничного сотрудничества.

Во-вторых, было внесено предложение проложить новые паломнические маршруты — сегодня это часть современного туризма. Все

20

 

 

больше и больше людей перемещаются в том числе и за пределы своих стран, для того чтобы поклониться святыням, участвовать в религиозных праздниках.

В настоящее время паломнические потоки внутри Русской Православной Церкви постоянно возрастают. Даже западный бизнес начинает проявлять к этой теме повышенный интерес, мы получаем предложения, как с помощью иностранных коллег можно было бы организовать паломнические туры, построить гостиницы. Не исключено, что придется привлекать инвесторов. Но самое главное — мы должны сегодня осознать, что паломничество является важной частью совместной духовной жизни народов. Кроме того, оно имеет положительные социальные, экономические и политические последствия.

Очень важная тема, которую подняли некоторые архиереи, — принесение святынь. В этом году отмечается юбилей прославления святого Иоасафа Белгородского. Вы знаете, что его нетленные мощи находятся в Белгороде. Создана комиссия, которая прорабатывает все возможные вопросы, связанные с принесением их на территорию Украины. С российскими пограничными, таможенными и санитарными властями скоординированы все моменты, связанные с перенесением мощей. Изготовлена соответствующая рака, в которой они могут храниться. Есть некоторые проблемы, потому что еще не завершены переговоры российской и украинской сторон. Но я очень надеюсь, что мы успеем эти согласования довести до конца. Здесь присутствует Преосвященный Сергий, епископ Солнечногорский1, который несет ответственность за выполнение этой программы.

Принесение священных реликвий воодушевляет людей. Каждый, наверное, был свидетелем того, как принесение святыни, чудотворного образа, святых мощей поднимало огромную волну духовного энтузиазма. Люди часами стоят, чтобы только приложиться, помолиться! Достаточно сказать, что Москва — современный мегаполис со всеми его проблемами — в такие дни вдруг преображается, на улицах стоят километровые очереди тех, кто желает прикоснуться к святыне. Некоторых людей это просто поражает, потому что мы не всегда можем наблюдать такие массовые проявления религиозности. Образ жизни наших современников порой не дает возможности регулярно посещать храм, а иногда бывает трудно организовать церковное торжество в каком-то

1 Ныне архиеп.

21

 

 

определенном месте; а принесение святынь приводит в движение массы верующих. Мне думается, что принесение в Россию драгоценных реликвий из дальнего зарубежья — с Афона, из Греции — можно планировать таким образом, чтобы они могли посетить и приграничные епархии сопредельных стран.

Несомненно, серьезная проблема (это также было отражено в отзывах архиереев) связана с координацией деятельности в сфере духовного образования, просвещения, социального служения и работы с молодежью. Наши дети живут в открытом обществе, в котором заложен огромный положительный потенциал возможностей для их развития. Но одновременно оно сталкивает молодых людей с такими искушениями и соблазнами, идя на поводу у которых человек разрушает свою личность, становится неспособным создать семью, подвергает огромной опасности свое физическое и духовное здоровье.

Сегодня на переднем плане — трагедия общества, связанная с распространением наркомании и алкоголизма. Молодежь начинает употреблять наркотики еще в отроческом возрасте, юноши и девушки пьют пиво, так называемые легко-алкогольные, а на самом деле опасные и вредные напитки. К тому времени, когда нужно служить в армии, очень многие молодые люди уже не способны выполнить свой долг перед страной. От решения этой проблемы зависит наше будущее. Церковь сегодня самым активным образом включилась в работу. В России церковных приютов, учреждений по реабилитации наркозависимых на порядок больше, чем государственных. По оценке независимых специалистов, уровень реабилитации в наших учреждениях во много раз превышает аналогичные показатели в светских клиниках. Это происходит потому, что церковные центры не просто реабилитируют человека. Церковная проповедь, работа с больными направлена на рациональное и духовное воздействие, она обращена и к разуму, и к сердцу человека. Но самая главная сила — не в нравоучениях или в организации комфортных условий. У нас нет лишних денег, и иногда наркоманы, проходящие реабилитацию в Церкви, живут в очень непростых условиях и сами многое делают для себя, даже добывают хлеб насущный, но они держатся за это место, потому что оно для них как якорь. На такого человека воздействует не столько слово священника, сколько благодать Божия. Мы молимся вместе с ними, совершаем богослужения, они исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин, и благодать Божия прикасается

22

 

 

к их сердцам. Думаю, что эта тема тоже могла бы стать предметом изучения в контексте приграничного церковного сотрудничества. Обмен опытом и совместные программы были бы очень полезны.

Конечно, очень важно, чтобы развивалось культурное общение: фестивали, подобные тому, свидетелями и участниками которого мы сегодня были, совместная информационная деятельность. Полагаю, что Церковь в лице епархий должна принимать в этом активное участие.

Мне хотелось бы сказать и о партнерских отношениях с государственными структурами. В социальных, духовно-просветительских и духовно-образовательных проектах приграничья Русская Православная Церковь надеется на поддержку местных администраций. Неоценимым подспорьем мог бы стать уже существующий опыт такого взаимодействия по официальным каналам. Успехи в экономической, культурной, социальной и образовательной сферах используются для того, чтобы содействовать развитию межцерковного приграничного сотрудничества. Перспективной представляется программа создания территориальных долгосрочных институтов партнерства. Я уже говорил о еврорегионах, где наиболее развита такая концепция, которая содействует взаимосвязи людей. Привлечение духовного, интеллектуального и творческого потенциала должно сыграть существенную роль в продвижении этих идей применительно к Восточной Европе, в частности — в постсоветском пространстве. Церковь готова этому содействовать. В настоящее время нами разрабатываются общие принципы религиозного, духовного, культурного соработничества в уже существующих европейских регионах. Русская Церковь вовлечена в эту деятельность не только в рамках СНГ. Отвечает за это Отдел внешних церковных связей, который возглавляет Высокопреосвященный владыка митрополит Кларион1. Хотелось бы выразить надежду на то, что Совет руководителей приграничных областей России, Украины и Беларуси будет плодотворно функционировать. Я полагал бы также полезным, чтобы к церковно-государственному взаимодействию в этой сфере подключались общественные организации, в том числе православные и казачьи.

Хорошие инициативы выдвигает Белгородское отделение Всемирного Русского Народного Собора. Надо подумать об открытии его филиалов в приграничных епархиях. Мы используем слова «Русь», «русский», подчеркивая тем самым наши общие корни. Всемирный

1 Митр. Волоколамский.

23

 

 

Русский Народный Собор не является собором россиян, в нем принимают активное участие организации Беларуси и Украины. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и развитие этой замечательной площадки для свободной дискуссии. Это место, где могут встретиться политики с самыми различными взглядами. Общность, которая возникает на платформе Всемирного Русского Народного Собора, способна помочь в развитии приграничного сотрудничества в более широком контексте, как взаимодействие между нашими братскими странами.

Я хотел бы сказать несколько слов о том месте, где мы находимся. Я более двадцати лет профессионально занимался внешней церковной деятельностью, объездил много стран. Мне приходилось много раз бывать на мероприятиях, которые напоминают то, что мы сейчас видим на этом фестивале. Очень важен энтузиазм людей, но его нужно правильно поддержать организационно. Надо подумать о привлечении популярных музыкальных коллективов. Такой праздник может стать явлением не только в рамках приграничного сотрудничества, но и знаковым культурным событием в жизни наших стран. Очень важно, чтобы мероприятия не сводились только к развлечению, а создавались творческие, дискуссионные группы, семинары с участием простых людей, проходили встречи с писателями, музыкантами, актерами, устраивались показы фильмов под открытым небом.

Конечно, хотелось бы достроить храм на этом участке нейтральной земли. Камень в его основание был заложен еще в 1995 году. Я предложил бы создать Попечительский совет с вовлечением в него местных Преосвященных, глав приграничных областей, деловых людей трех стран, чтобы начать воплощать эту идею в жизнь. Нужен символ нашей общей веры, единых истоков, значимое и вдохновляющее место, наполненное благодатью Божией и расположенное там, где соединяются три братских народа.

Эти мысли я и хотел разделить с вами, некоторые из них были подготовлены, а другие возникли уже здесь. Я очень тронут всем тем, что увидел. Замечательно, что три государства в лице представителей приграничных областей представили себя, свои города, культуру, народ. Это была мини-экскурсия по России, Украине и Беларуси. Дай Бог, чтобы все это приобретало более значимое измерение и оказывало большое, положительное влияние на жизнь наших людей, которые приветствуют не политическую, а человеческую интеграцию.

24


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.