13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря г. Иркутска, 3. 09. 2011
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ЗНАМЕНСКОГО ЖЕНСКОГО
МОНАСТЫРЯ г. ИРКУТСКА
3. 09. 2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Каждый человек, вне зависимости от своего положения, возраста, мировоззрения, в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему понимает это «лучшее», и каждый для того, чтобы достичь его, нуждается в силе. Сила есть способность человека решать задачи, которые он сам, или общество, или государство перед ним ставят. Без силы невозможно решить ни одной задачи. Вот почему
Ныне Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества.
95
обретение силы в том или ином виде — будь то сила разума или образования, физическая сила или сила денег, сила, опирающаяся на связи и знакомства, — нередко является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть еще и такие, кто хотел бы иметь все сразу — и власть, и деньги, и поддержку людей, да еще и силу, здоровье. Так сила и благополучие становятся для человека практически синонимами.
В Слове Божием мы очень часто находим парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль. Иногда эти слова настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые не могут их принять и отвергают сразу же. Другие пытаются понять их смысл, но часто им это не удается. Однако какими бы парадоксальными ни казались нам слова Бога, которые Он обратил к людям, это — Его слова, и они содержат в себе не человеческую мудрость, а мудрость надмирную, часто непостижимую нашим разумом. Вот почему слово Божие для верующего человека есть непререкаемый и абсолютный авторитет вне зависимости от того, насколько он способен его понимать, а тем более воплощать в своей жизни.
Вот к таким парадоксальным словам, которые повергают многих людей в недоумение, относятся строки, которые мы только что слышали. Это несколько стихов из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: Бог избрал немудрое... чтобы посрамить мудрых, и немощное мира... чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1, 27-28).
Как трудно, наверное, было это понять коринфским христианам! Ведь они жили в процветающем городе, у них было все: богатый порт, большие доходы, развитые науки, искусства. Религиозный культ предлагал людям подражать богам Олимпа, становиться такими же, как они, сильными, могущественными, счастливыми — в человеческом понимании слова. И вдруг — эти слова апостола, которые все переворачивают в сознании! Но ведь коринфские христиане откликнулись на эти слова, они поняли, что значит немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. А если вспомнить всю историю Церкви — и первоначальные столетия с их кровавыми гонениями от римских императоров, и последующие, внешне благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы века, и страшные гонения XX столетия, и снова
96
будто бы благополучное время, — то становится совершенно очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда слово Божие не утверждалось могуществом и силой — более того, когда христиане прибегали к человеческой силе, к человеческому могуществу, то сама христианская община нередко начинала перерождаться.
Церковь живет в течение двух тысяч лет, проходя через столь различные и никогда не бывшие простыми условия земного бытия, не потому, что она обладает силой и мудростью, а потому, что Бог Духом Своим живет и действует в Церкви. И пример Церкви, часто уничиженной, распятой, оттесненной на периферию человеческой жизни, пример общины, которая живет, несмотря ни на какие внешние тяжелые условия и обстоятельства, является ярчайшим подтверждением правдивости тех слов, которые апостол Павел обратил к древним коринфянам.
Но, может быть, это не имеет значения для нашей повседневной жизни? Может быть, в светском мире, за пределами храма, другая логика бытия? Может быть, там необходимо всегда опираться на силу? Но Господь не сказал, что слова о человеческой немощи, которую избирает Бог, имеют отношение только к внутренней жизни Церкви — это наказ всем. Однако из этого наказа не должны быть сделаны ложные, неправильные выводы о том, что не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой, — мол, Бог использует мою немощь, и я стану сильным. При таком подходе ничего не получится, потому что есть некое условие, при котором немощная человеческая суть восполняется Божественной силой. И мы знаем, что этим условием является прежде всего доверие человека к Богу, принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божиим законом, в котором обо всем сказано: и о необходимости труда, терпения, духовного возрастания, и о необходимости правильно выстраивать отношения с другими людьми, без чего не может быть здоровой общественной жизни, не может быть здоровых и крепких семей. Доверие к Богу и принятие Его закона есть непременные условия того, чтобы, несмотря на нашу немощь, сила Божия в этой немощи являлась (2 Кор. 12, 9), и грешники становились праведниками, и разрушенное сверкало бы воссозданной красотой, и сама природа ликовала бы, потому что человек бережно бы к ней относился и жил в гармонии с ней. И тогда все возможно — самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу и вместе
97
с Ним, наполняемый Его Божественной силой, не сопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.
А что же происходит, когда люди опираются только на самих себя? Они могут достичь и порой достигают успехов. Однако эти успехи почти никогда не приносят им счастья. Они могут приносить видимое благополучие, но оно непременно будет сопровождаться борьбой, конфликтами, опасностями, подозрениями, внутренним беспокойством, постоянными, разрушающими человека стрессами. Чем более могущественным (по человеческим меркам) становится наше относительно богатое общество, тем больше люди страдают от стрессов. Врачи не знают, что делать, — ни с детьми, ни с молодежью, ни с людьми среднего возраста. Тогда сами люди начинают заглушать стрессы алкоголем, наркотиками, безудержным развратом. В медицине даже появилось такое понятие, как «взрывная релаксация» — попытка через взрыв страстей снять стресс. Но ведь так стресс не снимешь, так можно только на какоето мгновение отвлечься, а потом почувствовать себя еще более опустошенным и несчастным и продолжать суетиться, опираясь только на свою человеческую силу, стремясь расчистить для себя жизненное пространство и сделать что-то, что хоть как-то облегчало бы жизнь.
Все, о чем мы говорим, — это реалии не только нашего времени и уж точно не только нашей страны, — это болезнь всей человеческой цивилизации. И началась эта болезнь не вчера и не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о строительстве Вавилонской башни: люди захотели построить нечто выдающееся, уникальное, доказав самим себе, что они сильны, что им не нужно никакой иной силы, но достаточно своей собственной для утверждения могущества, — и были посрамлены Богом (Быт. 11,4-9). Они не смогли достроить башню, потому что, как говорит Священное Писание, смешаны были их языки. Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего, это не так — люди просто потеряли способность понимать друг друга, говоря даже на одном и том же языке. А разве сегодня не происходит то же самое, когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться и работать во имя общей цели, проявляя столь необходимое качество, как солидарность, без которой не может обустраиваться человеческое общество?
Апостол Павел открывает нам, современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире,
98
великую Божию правду о том, что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить сильное. И нам остается только принять это слово и, сознавая свою человеческую слабость, свою немощь, разрушая гордыню в самих себе, открыть сердце и ум навстречу Богу. Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией, с внутренним смирением и с Божественной силой, которую, несомненно, Бог в ответ на все это даст, будем устроять мир в самих себе и преображать жизнь окружающего нас мира! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.