Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении чина малого освящения Воскресенского кафедрального собора г. Кызыла, 31. 08. 2011

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ
ВОСКРЕСЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
г. КЫЗЫЛА

31. 08. 2011

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый владыка Ионафан2! Уважаемый Шолбан Валерьевич3! Высокие представители властей республики! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я ступил на Тувинскую землю. Это центр Азии, здесь ранее никогда не бывал Патриарх. Я нахожусь сейчас там, где на протяжении последних ста лет тувинцы и русские живут бок о бок, где бережно сохраняются национальная культура, традиции, обычаи, религиозная жизнь тувинского и русского народов. Этот величественный кафедральный собор, построенный при материальной поддержке наших благодетелей, при содействии тувинского правительства, является видимым знаком того, что на этой древней земле мирно живут представители двух традиционных религий нашей страны. По милости Божией между буддистами и православными никогда не было конфликтов. Это не случайно, потому что обе религии проникнуты духом миротворчества и никогда не было проявлений агрессии между верующими. Два народа жили в мире, устрояя и благоукрашая эту землю, взаимно обогащая свои традиции и обычаи, формируя общее нравственное пространство.

Я был до глубины души тронут Вашим приветствием, Шолбан Валерьевич, а также приветствием Вашего Высокопреосвященства, особенно упоминанием об окончании перевода Библии на тувинский язык. Это событие открывает для тувинцев возможность прочитать Книгу жизни, что имеет очень большое духовное значение. Когда мы знаем религиозные установки и нравственные требования друг друга, тогда нам легче вступать в диалог — не только в переговоры между специалистами, но и в живой разговор, который на бытовом уровне выражается в мирном взаимодействии и добром сотрудничестве.

1 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; еп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.

2 Архиеп. Абаканский и Кызыльский (ныне Абаканский и Хакасский).

3 Кара-оол Ш. В., в то время глава Республики Тува.

80

 

 

В нашей великой стране представлено много национальностей и религий, но четыре из этих религий мы называем традиционными. У тувинцев испокон века была их традиционная религия, а у русских — православная вера. Поэтому мы самой историей запрограммированы на добрые межнациональные и межрелигиозные отношения. Я хотел бы благословить эти глубинные связи, чтобы живущие в Туве люди, вне зависимости от национальности, чувствовали себя дома, никуда не спешили уезжать и продолжали созидать здесь духовные и материальные ценности. Здесь особый край — даже из самолета видишь эту удивительную красоту, спокойное дыхание гор, величественные просторы. Дай Бог, чтобы местные жители чувствовали себя в безопасности, мире, благополучии, чтобы жизнь становилась более обеспеченной и комфортной, основанной при этом на духовных и религиозных традициях.

Обращаясь к православным, моим братьям и сестрам, я хотел бы выразить величайшую радость в связи с тем, что могу видеть вас, ваши просветленные лица и глаза. Я призываю вас сохранять веру, потому что она связана со способностью человека поступать нравственно. Самое страшное, когда вера разрушается и из жизни людей уходит точное мерило истины. Пребывая вне веры, каждый считает, что он — носитель абсолютного знания, но тем самым размывается грань между добром и злом. В самом деле, почему человек, если он не верит в высшую Божественную силу и мудрость, должен уважать кого-то, кроме себя, и правда другого человека должна быть для него доминирующей? Мы знаем, что в нашу эпоху происходит разрушение границ между добром и злом именно потому, что многие считают, что они являются обладателями непреложной истины. Отсюда и нравственный упадок, забвение тех важных принципов, на основе которых только и можно строить благополучную жизнь.

Вера дает нам непоколебимый критерий, твердое видение того, что есть добро и зло. На этом основании вырастает личная и общественная нравственность, формируется понятие справедливости. Удивительно, но если мы возьмем законодательства большинства стран мира, в том числе Российской Федерации, то вне зависимости от того, являются ли они с юридической точки зрения совершенными, законы привязаны к тем самым нравственным нормам, которые порождены религиозной традицией. В некоторых странах сегодня происходит отрыв светского законодательства от духовной традиции народа, и это может повлечь

81

 

 

за собой страшные последствия. Поэтому, укрепляясь в вере, утверждая в себе религиозное чувство, мы идем по узкой жизненной тропинке, которая не всегда ведет по ровной земле, но порой поднимается в гору. Как удержаться на этой тропе, если справа и слева пропасти, если вокруг буря и ветер? Так легко сорваться в пропасть и разбиться. Но когда у нас есть нравственные принципы, мы способны идти даже по канату над бездной и никогда не сорвемся.

Наша вера является путеводной силой. Обращаясь к православным людям, я хочу сказать: храните веру православную в своих сердцах. Стройте на ее основе отношения в семье — между мужем и женой, между родителями и детьми, полагайте ее в фундамент своей общественной деятельности, труда. Тогда вы будете жить иначе и взаимоотношения с другими людьми будут светлыми, мирными, радостными.

Каждый сталкивается с трудностями, нередко бывает так, что они ломают человека. Мы знаем, как это происходит, — один не выдержал стресса и спился, другой разочаровался в жизни, третий не справился с задачами, которые перед ним стояли, потерял работу, средства к существованию. Но жизненные проблемы — это испытания, которые Бог нередко посылает нам, чтобы мы могли пройти через них и стать сильнее. Преодолевая любые невзгоды, мы сохраним самих себя как личности, сбережем единство нашего общества, нашего народа, Тувинскую Республику и всю великую Россию.

Я хотел бы от всего сердца пожелать благополучия и процветания нашим буддистским братьям, дабы они, черпая силы в своей традиции, также укрепляли личную и общественную нравственность, чтобы на основе этих духовных принципов развивались отношения между православными и буддистами, между русскими и тувинцами, между представителями других национальностей. Ибо Господь дает нам возможность жить вместе и поддерживать друг друга, разделять горе и умножать радость.

Я хотел бы призвать благословение Божие на Тувинскую Республику, на власти, на народ. Мое особое пастырское благословение вам, мои дорогие православные братья и сестры, духовенству, которое здесь находится.

Особое слово благодарности я хотел бы выразить Вам, владыка Ионафан. Именно под Вашим архиерейским омофором сегодня созидаются храмы Божии. Особенно я радуюсь тому, что увидел здесь,

82

 

 

в Кызыле. Этот дивный кафедральный собор, несомненно, явится украшением города и станет его достопримечательностью. Но самое главное, он должен быть местом молитвы. Поэтому, обращаясь к православным людям, я говорю: приходите сюда. Пока не было такого величественного и красивого собора и вы не ходили в храм, на вас не было греха. Но если храм построили, а вы не будете приходить в него, — это уже грех. Не ленитесь, в воскресенье просыпайтесь, берите детей, подтолкните мужа, чтобы он тоже шел молиться. Это не значит, что надо обязательно отстоять всю службу, — можно прийти, поставить свечечку, попросить у Господа помощи в жизни, благословения на семейные отношения, на воспитание детей. Вы увидите, как будет меняться ваше внутреннее состояние, а вместе с ним и вся жизнь. В доказательство правоты этих слов могу привести двухтысячелетнюю традицию Церкви Христовой, более чем тысячелетнюю историю русского Православия. Этой верой жили наши предки и никогда не были посрамлены, потому что вера дает человеку великую внутреннюю духовную силу. Благословение Божие да пребудет с этим прекрасным краем и со всеми вами!


Страница сгенерирована за 0.74 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.