13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении Божественной литургии в праздник Вознесения Господня в Свято-Троицком храме подворья Саввино-Сторожевского монастыря в Краснодарском крае, 2. 06. 2011
ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ И КУБАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В СВЯТО-ТРОИЦКОМ ХРАМЕ ПОДВОРЬЯ
САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
2. 06. 2011
Ваше Высокопреосвященство владыка Исидор1! Ваши Преосвященства2! Многочтимый отец Савва3, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря! Дорогие отцы, братья и сестры!
Прибыв на благословенную землю Кубани, радуюсь возможности совершить Божественную литургию здесь, в Приазовье, в Свято-Троицком скиту. Никогда не был в этих местах, но давно хотел увидеть, как на берегу Азовского моря верой людей, их благочестием, крепкой уверенностью в Божием вспомоществовании воздвигнут сей замечательный храм. Подлетая к этому месту, уже издали видишь золотые купола и радуешься тому, что народ наш, несмотря на годы безбожного лихолетья, имеет внутреннюю силу строить храмы и наполнять их.
Радуюсь и тому, что мое посещение совпало с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Это особенный праздник, ибо вводит нас в соприкосновение с некой гранью между земным и Небесным, между историческим и вечным, эсхатологическим, потому что Христос воскресший, оставаясь Тем же Богочеловеком, прославленным в теле после воскресения, пребывал и в земной жизни, и в жизни вечной.
Праздник, установленный в честь события вознесения, призван открыть нам, что означало пришествие в мир Спасителя. Он пришел не для того, чтобы затем просто исчезнуть, нет. Господь покинул эту землю видимым образом, причем Его вознесение сопровождалось дивным пророческим свидетельством Ангелов, обращенным к ученикам.
1 Митр. Екатеринодарский и Кубанский.
2 Епп. Майкопский и Адыгейский (ныне архиеп.) Тихон, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Ейский (ныне Ейский и Тимашёвский) Герман.
3 Архим. Савва (Фатеев).
10
И явились им два мужа... и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом (Деян. 1,10-11), вернется к вам.
Смысл пришествия Спасителя заключается в том, что Он спас людей кровью Своей, страданиями и Воскресением и открыл возможность соединения земного с Небесным, временного с вечным. После Спасителя исторический процесс, историческое время изменились. Они обрели подлинный смысл. Вместо вечной круговерти колеса истории, бессмысленной и безнадежной, как об этом говорили языческие философы, исторический процесс устремился ко Второму Пришествию Спасителя, к тому моменту, когда будут новое небо и новая земля (Откр. 21,1).
Апостолы, пораженные словами Ангелов, пошли в Иерусалим. Не со скорбью о том, что Спаситель исчез и больше не будет им являться, а с радостью, что Он скоро придет и придет навсегда. Первоначально в Церкви люди так и думали, что Второе Пришествие произойдет не сегодня завтра. Думали так потому, что у человека иной отсчет времени, нежели у Бога. У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8), у Него времени нет (Откр. 10, 6). То, что нам кажется огромной историей после пришествия Христа, — лишь мгновение пред очами Божиими.
И потому, устремляясь к Божиему Царству, открытому во Христе Иисусе, Спасителе и Господе нашем, мы должны посвящать свою жизнь приуготовлению ко встрече со Христом. Все остальное вторично, все остальное мы делаем для того, чтобы достичь главного. К сожалению, человек так поглощен каждодневной суетой, что самая главная цель уходит куда-то далеко. Мы вспоминаем о ней в лучшем случае один раз в неделю, когда приходим в храм Божий, а иногда и того реже вспоминаем. И каждый день с утра до вечера трудимся, отдавая все свои силы, энергию, образование — все то, что имеем, — достижению сиюминутных человеческих целей.
Да, Господь не сказал нам: «Не трудитесь, сидите и ждите Моего Пришествия». Он благословляет наши человеческие труды, но только тогда, когда мы не теряем из своей жизненной перспективы главного, когда видим основную цель в том, чтобы соединиться со Христом — и после своей смерти, и в конце истории. Потому мы и строим храмы, возносящиеся золотыми куполами к небу. Удар колокола способен заставить задуматься, вразумить даже человека, погруженного в стихии
11
мира сего (Кол. 2, 8). Он способен помочь понять, где главное и чему нужно посвящать себя, отдавая силы и даже жизнь. Главное там, где Бог.
Это особенно важно понимать нашему народу, который вышел из безбожного плена и до сих пор в каком-то смысле находится в смятенном состоянии, ибо еще не выправились исторические пути России. А ведь так много сил направлено на то, чтобы никогда эти пути не выпрямились навстречу Христу, чтобы вновь был сделан поворот, уводящий народ либо в трясину, либо в непроходимый лес, либо к краю пропасти!
Но мы знаем, что если мы идем навстречу Христу, если храним в своем сердце веру, если в соответствии с ней строим свою жизнь, то никакие ложные пути, которые предлагаются нам под прикрытием очень хитроумных декораций, не уведут нас с главной дороги.
Я хотел бы всем нам пожелать крепости в вере, ясного мировоззрения, в центре которого — воскресший Христос, вознесшийся для того, чтобы снова сойти на землю. И да поможет нам Господь на нашем жизненном пути, не претыкаясь и не принимая ложь за истину, идти навстречу Богу, Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Который ждет нас и Который в только Ему известное время Сам сойдет к человечеству, чтобы совершить окончательный правый Суд и навсегда утвердить Свое Царство в роде человеческом!
В память о пребывании в сем святом храме я хотел бы преподнести вам образ Спасителя с надписью, свидетельствующей о том, что это дар Патриарха. Всякий раз, когда вы будете молиться перед этим образом, мои дорогие братья и сестры, возносите молитву и обо мне, недостойном, чтобы Господь давал мне силы и разумение нести патриарший крест.
С праздником поздравляю всех вас!
12
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.