13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении Божественной литургии в праздник Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в новоосвященном храме-памятнике Воскресения Христова в Катыни под Смоленском, 15. 07. 2012
СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ В НОВООСВЯЩЕННОМ
ХРАМЕ-ПАМЯТНИКЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
В КАТЫНИ ПОД СМОЛЕНСКОМ
15. 07. 2012
Ваше Преосвященство, дорогой владыка Пантелеймон1! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемый Алексей Владимирович2, губернатор Смоленской области! Дорогие наши польские гости!
Я хотел бы всех сердечно поздравить с большим праздником — с освящением храма Воскресения Христова в Катыни3. Катынь — это одна из наших российских голгоф. Есть такие страшные места, где по злой человеческой воле уничтожались и русские люди, и граждане других государств. Мы знаем Соловки, мы знаем Бутовский полигон под Москвой, мы знаем и Катынский лес под Смоленском.
Будучи еще митрополитом Смоленским, я уделял немало времени изучению Катынской трагедии и обнаружил следующее: более восьми тысяч следственных дел, которые велись соответствующими органами в Смоленске, заканчивались указанием на то, что подследственный расстрелян в Катыни. Я поинтересовался у наших историков, почему в ряде случаев в делах не указывалось место расстрела, а было просто написано: «Приговор приведен в исполнение». Мне ответили, что таким образом не хотели лишний раз говорить о колоссальных жертвах, которые были принесены в одном конкретном месте. По мнению исследователей этих архивов, здесь были умерщвлены более шестнадцати тысяч наших соотечественников. Среди них — выдающийся иерарх архиепископ Серафим (Остроумов), Смоленский и Дорогобужский4, — человек
1 Еп. Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский).
2 Островский А. В.
3 Катынь — село в Смоленской области, получившее известность как место массового убийства польских пленных офицеров и советских граждан органами НКВД весной 1940 г. 26 ноября 2010 г. Госдума РФ приняла заявление «О Катынской трагедии и ее жертвах», в котором признала, что массовый расстрел польских граждан в Катыни был произведен согласно прямому указанию Сталина и других советских руководителей и является преступлением сталинского режима.
4 Архиеп. Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов; † 1937) прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 2001 г.
375
удивительной жизни, который был бы причислен к лику святых и без мученической кончины. Но в декабре 1937 года его вместе с сонмом духовенства расстреляли в Катыни.
Катынь известна также тем, что более четырех тысяч польских офицеров, оказавшихся в результате военных действий на территории Советского Союза, были убиты здесь. Среди них — замечательный человек, православный протопресвитер Симон1, который был военным священником (тогда в польской армии, как и сегодня, служили не только католики, но и православные). Он был вместе со своими духовными чадами. Его выслали в Москву, допрашивали там; как православный, он мог остаться в живых, но он ответил, что как священник и как христианин обязан вернуться к своим чадам, и погиб вместе с польскими офицерами.
Когда возникла мысль о необходимости увековечить память о тысячах невинных людей, расстрелянных в Катыни, многие предлагали поставить здесь памятник. Были подготовлены эскизы, которые согласовывались со мной как со Смоленским архипастырем, но у меня рука не поднималась поставить подпись, что я согласен. Ни один из них не отражал духа подлинной трагедии этого места. Тогда я попросил в память о православных людях, загубленных здесь, поставить простой русский восьмиконечный крест. Я сохранял надежду на то, что когданибудь удастся построить храм-памятник всем жертвам Катыни.
Это оказалось очень непросто осуществить. Вспоминая свое служение в Смоленске, могу сказать, что это был самый трудный вопрос, который под разными предлогами не хотели решать. Даже когда мы заложили камень в основание храма, нашлись люди, которые стали опротестовывать сам факт строительства на этой земле храма Божиего. Для того чтобы реализовать этот проект, мы немного изменили место закладки, и это было провиденциально. Сегодня каждый, кто приближается к Катыни, не нуждается в указателе, где находится место массовой гибели людей. Величественный храм, стоящий при входе на Катынский полигон, является великим памятником всем убиенным.
Этот храм посвящен Воскресению Христову не случайно, ведь, по слову одного православного русского иерарха, кладбище — это не площадка для сохранения мертвых тел, но место ожидания воскресения. Храм символизирует нашу веру в победу Бога над диаволом,
1 Протопр. Симеон Федоронько.
376
добра над злом, во всеобщее воскресение мертвых. Но, кроме того, Воскресение — символ победы правды над ложью. Как ни пытались скрывать или извращать истину об этой русской голгофе, которая приняла в свои недра как россиян, так и поляков, правда восторжествовала. Сегодня в этом величественном, благолепном храме, в котором нет и тени скорби, но только радость, мы вместе с почившими зде страстотерпцами прославляем Христа Воскресшего в надежде на всеобщее воскресение.
Катынь стала единой могилой для россиян и поляков, местом скорби, глубоких страданий. Ничто не роднит людей так, как общее горе. Я уверен, что настало время осознать, что Катынь — это символ нашей общей беды, и протянуть друг другу руки как своим братьям и сестрам, вместе пережившим трагедию, принесшим страшную жертву. Я верю, что именно тогда и начнется новая эпоха в развитии отношений между Россией и Польшей.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Преосвященного владыку Феофилакта1, который начал и в значительной мере осуществил строительство этого храма, опираясь на помощь благодетелей, которые осознавали важность строительства здесь мемориального храма.
Я благодарю и Вас, владыка Пантелеймон, за Ваши труды. При Вас, по Вашему архипастырскому благословению завершилось это строительство. В память об этом событии я хотел бы преподнести Вам святую панагию, которая выполнена в бело-красных тонах, которые Православная Церковь использует в день Святой Пасхи. Сегодня воскресный день — малая Пасха, мы торжествуем Христа Воскресшего, а вместе с Ним и Его победу над злом.
В память о пребывании здесь я хотел бы передать для храма замечательный образ святой праведной Матроны Московской. Она была страдалицей и мученицей в те самые годы, когда проливалась кровь в Катыни. Она была безвестным человеком, от рождения слепым. В то страшное время люди боялись прийти в храм и к ней шли тайно, иногда под покровом ночи, чтобы попросить ее о молитвах, о духовной поддержке. Эта слепая женщина обладала такой силой духа, что помогала всем, кто к ней обращался. Сегодня, когда ее мощи почивают в Покровском монастыре в Москве, мы поражаемся тому, что тысячи людей каждый день стекаются к ее гробнице, приходят, потому что она откликается на молитвы, помогает. Пусть ее образ находится здесь, и те, кто
1 Еп. (ныне архиеп.) Пятигорский и Черкесский.
377
скорбит, кто вспоминает о прошлом или переживает сегодня какие-
то жизненные неурядицы и трагедии, помнит, что эта святая угодница
Божия имеет великую силу ходатайствовать за нас пред лицем Божиим.
Вам, мои дорогие, кто участвовал в этой торжественной службе, я хотел бы передать изображение святых Катынских страстотерпцев. Большую часть их имен мы не знаем. Известно, что многие были загублены здесь только потому, что не отказались от православной веры, как не отказался от своего служения и польский протопресвитер Симон. Не ведая их всех по именам и не имея возможности когда-либо это узнать, мы прославляем их в едином сонме Катынских страстотерпцев, икону которых вместе со своим патриаршим благословением я хотел бы передать всем участникам сегодняшнего богослужения.
Пусть Божие благословение пребывает со всеми нами, с Россией и с Польшей, с нашими народами. Господь да приклонит милость Свою к граду Смоленску и к Смоленской области, к сему святому храму, чтобы он стал местом молитвы, размышления и изучения трагического прошлого, которое помогало бы нам лучше понимать историю, иметь правильный, мудрый и цельный взгляд на будущее. Храни вас всех Господь!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.