Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении чина великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска и Божественной литургии в новоосвященном храме, 1. 07. 2012

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА г. БРЯНСКА И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ

1. 07. 2012

Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Александр1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Уважаемый Николай Васильевич Денин, губернатор Брянского края! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я поздравляю вас с праздником, потому что освящение кафедрального Троицкого собора в Брянске — великое торжество не только для Брянской земли, но и для всей Руси.

Радуюсь тому, что вчера на месте, где сходятся границы трех славянских государств — России, Украины и Беларуси, — я мог вознести молитву о духовном единстве наших народов, а сегодня освятить в городе Брянске сей кафедральный собор, посвященный Святой Троице, Которая во внутренней Своей жизни являет пример единства и любви.

Каждое освящение храма — это большое событие, освящение же кафедрального собора — история особая. Он становится лицом города и области, символом, видимым выражением духовной жизни и культурной традиции народа. Мне приходилось раньше бывать в Брянске,

1 Еп. (ныне митр.) Брянский и Севский.

2 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион; архиепп. Курский и Рыльский (ныне митр.) Герман, Черниговский и Новгород-Северский (ныне митр.) Амвросий; епп. Иваново-Вознесенский и Вичугский (ныне митр.) Иосиф, Брянский и Севский (ныне митр.) Александр, Гомельский и Жлобинский Стефан, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон, Рыбинский и Угличский (ныне Рыбинский и Даниловский) Вениамин, Карагандинский и Шахтинский Севастиан, Петропавловский и Камчатский (ныне архиеп.) Артемий, Салехардский и Ново-Уренгойский (ныне архиеп.) Николай, Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, Искитимский и Черепановский Лука, Карасукский и Ордынский Филипп.

360

 

 

и когда я, еще будучи митрополитом Смоленским, проезжал по улицам, то всегда искал взором некую точку, которая могла бы быть доминантой города. Но в те времена ее не было. Даже действующие храмы не производили такого впечатления, чтобы взгляд задерживался на них надолго. Это был город без видимого символа, без особого знака.

Ныне трудами благодетелей, светских и духовных властей, всего народа в Брянске воздвигнут символ этого города, великий знак сохраненной и приумноженной людьми традиции Православия, восходящей к купели Киевской, породившей огромный духовный и культурный пласт совместной жизни славянских народов.

Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, в котором говорилось об исцелении слуги сотника (Мф. 8, 5-13). Большинство из вас хорошо знают этот евангельский сюжет, я только вкратце напомню его. К Спасителю подошел римский сотник (как мы сегодня сказали бы, командир роты), конечно, язычник, и попросил исцелить его слугу. Господь согласился и был готов идти к нему домой, но тот остановил Христа и сказал: «Не надо, не иди, достаточно одного Твоего слова. Вот и я хотя сам человек подвластный, но имею и других, кто мне подвластен. И говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Пораженный этой верой язычника, Господь сказал: «Даже в Израиле (то есть среди людей, верующих в единого Бога, Своих единоверцев) не нашел Я такой веры».

История с римским сотником напоминает нам нечто из нашей недавней жизни. Наша страна — историческая Русь, а затем Россия, Украина, Беларусь, другие страны — прошла через десятилетия уничтожения веры. Мы хорошо знаем о том времени, особенно люди среднего и старшего возраста. Вера не просто игнорировалась или порицалась — она высмеивалась, над ней издевались, ее уничтожали всей силой административного ресурса. Как много было людей, которые дрогнули, не выдержали испытаний, испугались ссылок, тюрем и расстрелов! А когда эта угроза миновала, многие боялись лишиться работы, испортить карьеру, потерять очередь на квартиру — мало ли что могло произойти с человеком, который, живя в условиях атеистического общества, осмеливался верить в Бога!

Четыре поколения людей выросли в такой атмосфере. Многие думали, что настал конец. Когда я в 1985 году впервые приехал в Смоленск из Петербурга, в то время Ленинграда, и стал посещать деревенские

361

 

 

приходы, то сердце мое заныло. Я испытал физическую боль, созерцая видимый разгром православной Руси. Хорошо, если пять-шесть человек, древних старушек, были на службе. В районных и даже областных городах дело обстояло ненамного лучше, казалось, пресеклась традиция, когда семья передавала веру, школа воспитывала духовно, а нравственные идеалы общества поддерживали религиозный выбор человека...

Мы знаем, что произошло затем. Сегодня мне часто приходится читать биографии кандидатов в священство, тех, кто желает поступить в монастыри, даже кандидатов на архиерейское служение. Абсолютное большинство этих людей пишут: «Я родился в неверующей семье, отец и мать в храм не ходили, крестился в сознательном возрасте, потом решил всю свою жизнь посвятить Церкви». Возникает вопрос: чем это можно объяснить? Может быть, это обращение было результатом мощного влияния Церкви на жизнь общества, или в то время она использовала прессу и телевидение? Может быть, во мгновение ока власть стала поддерживать нас и помогать Церкви? Ничего подобного не было, а если и бывает сейчас, то в таких масштабах, которые не могут повлиять на массовое обращение людей к Богу.

Произошло то, что случилось с римским сотником. Язычник, то есть человек неверующий, не знающий Бога, не умеющий молиться, не посещающий храм, вдруг в какой-то момент в сердце своем ощущает колоссальную перемену, которая происходит в ответ на встречу со Христом, с Богом. Это не просто осознание того, что, мол, «Бог есть, значит, буду время от времени ходить в храм». Эта встреча радикально меняет жизнь человека, и вчерашние инженеры, врачи, политические деятели оставляют мир и идут в монастыри, становятся монахами и священниками.

Я никогда не представлял себе, что в наших монастырях столько высокообразованных людей, сделавших прекрасную светскую карьеру. Они ушли в монастырь не потому, что разобиделись на весь мир или их поразило какое-то несчастье, а потому, что осознали, что встретились со Христом, хотят служить Ему и жить вместе с Ним.

Встреча может произойти где угодно, в любой момент жизни, но чаще всего она происходит в храме. Когда мы посещаем храм, даже будучи людьми невоцерковленными, то, переступая порог, чувствуем, что оказались в ином мире. Это не тот мир, который остался за стенами. Все страсти — злоба, конфликты, проблемы — существуют вне, мы

362

 

 

входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие архитектуры, музыки или изображений, а реальное осознание нашими умом и сердцем иной жизни, потому что в храме присутствует благодать Божия, Божественная энергия. Часто, даже будучи невоцерковленными, мы сердцем чувствуем эту Божественную благодать. Если человек однажды познал ее и вернулся в храм, то он начинает постепенно погружаться в духовную стихию, в новый мир. Он сознаёт, что выходит из храма каждый раз более сильным, спокойным, уверенным, потому что милость Божия возносит нас к Небу, а с высоты открывается иной взгляд на мирскую суету.

Бывает и так, что мы встречаемся с Богом вне храма, когда что-то происходит в нашей жизни. Иногда мы проходим через скорби, болезни, порой смертельные, получая по своим молитвам или по молитвам близких исцеление. Этот факт потрясает нас, и мы встречаемся со Христом. А бывает и так, что наша встреча с Господом происходит благодаря другим людям, исходящей от них любви, соприкосновению с человеческой добротой. Иногда мы осознаём красоту Небесного мира, открывая в себе любовь к другому человеку.

Соприкосновение с творчеством, с искусством, с красотой, которую создает человек, приводит нас к мысли об общем Творце, сотворившем гармонию космоса и Вселенной. Общение с природой, взгляд в бесконечное звездное небо способны изменить мысль и жизнь человека. Всякий раз, когда это происходит, мы встречаемся с Богом, как встретился с Ним через Господа нашего Иисуса Христа римский язычник, не ведомый нам по имени сотник, воспылавший такой верой ко Господу, которая поразила Самого Спасителя и тех, кто Его окружал.

Мы строим храмы, проповедуем и будем проповедовать Слово Божие, призываем людей открыть свое сердце навстречу Господу. Если кто-то еще не встретил Спасителя мира, то непременно встретит, если желает этого. Пусть строительство и освящение величественного Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске поможет многим жителям сего града и области через соприкосновение с красотой и духовным величием встретить спасающего Бога на своем жизненном пути!

В память об освящении кафедрального собора я хотел бы преподнести Казанский образ Божией Матери. Царица Небесная да защитит Своим Покровом жителей города Брянска и всех, кто с верой и с открытым сердцем будет приходить в этот святой храм.

363

 

 

Вам, мои дорогие, я хочу передать патриаршее благословение в виде небольшой иконочки Святой Троицы.

Моя особая благодарность Вам, владыка Александр. Вы завершили строительство этого храма. Сравнительно недавно Вы вступили в управление Брянской епархией, но Ваша душа прилепилась к этому месту, к народу, к святыням. Я верю, что Вы употребите все свои силы, образование, знание и опыт, чтобы способствовать духовному развитию вверенной Вам паствы.

[...]

Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить тех, кто внес свою лепту в созидание этого Божиего дома. Более всего благодарю верующий народ, который своими пожертвованиями и молитвами приблизил этот исторический день в жизни Брянска и Брянской области. Пусть благодать Божия, исходящая от Пресвятой Троицы, пребывает с сим градом, с его жителями, с жителями Брянщины и со всей исторической Русью! Аминь.

364


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.