Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, по совершении чина великого освящения храма во имя святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине и Божественной литургии в новоосвященном храме, 17. 06. 2012

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ,

В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ, ПО СОВЕРШЕНИИ
ЧИНА ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ВО ИМЯ
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ
ЧЕРНИГОВСКОГО В ПЕРЕДЕЛКИНЕ И БОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТУРГИИ В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ
17. 06. 2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Ваше Высокопреподобие отец Владимир2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я приветствую всех вас и сердечно поздравляю с праздником Всех святых, в земле Российской просиявших, и с днем памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского, который по моему благословению перенесен с 18 июня на сегодняшний день в связи с освящением дивного храма на территории Патриаршего подворья в Переделкине, — храма, который являет собой красоту русской национальной, культурной и храмоздательной традиции.

Это большое событие прежде всего потому, что наш город настолько разросся, что даже отдаленные окраины, поселки, деревни, лежавшие вне пределов столицы, сегодня стали ее частью, как и то место, где мы с вами находимся. В Москве, как вы знаете, не хватает храмов Божиих. Невозможно вести пастырскую работу, когда тридцать, сорок, а иногда

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Самарский и Сызранский (ныне Самарский и Тольяттинский) Сергий; епп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Енисейский и Норильский (ныне митр. Челябинский и Миасский) Никодим, Уссурийский Иннокентий, Волгодонский и Сальский Корнилий, Благовещенский и Тындинский Лукиан, Орский и Гайский Ириней, Балашовский и Ртищевский Тарасий, Братский и Усть-Илимский Максимилиан, Покровский и Николаевский Пахомий, Амурский и Чегдомынский Николай, Боровичский и Пестовский Ефрем, Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, Нефтекамский и Белебеевский (ныне Нефтекамский и Октябрьский) Амвросий, Искитимский и Черепановский Лука, Каннский и Барабинский Феодосий, Каменский и Алапаевский (ныне митр. Барнаульский и Алтайский) Сергий, Канский и Богучанский Филарет, Бузулукский и Сорочинский Алексий, Урюпинский и Новоаннинский Елисей, Отрадненский и Похвистневский Никифор, Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Муромский (ныне Муромский и Вязниковский) Нил, Лодейнопольский (ныне Тихвинский и Лодейнопольский) Мстислав, Людиновский (ныне Козельский и Людиновский) Никита.

2 Архим. Владимир (Зорин), настоятель Патриаршего подворья в Переделкине.

352

 

 

и сто тысяч жителей, из которых 80 % — люди крещеные, принадлежащие к Церкви, вынуждены ходить в единственный на всю округу храм, где служат всего несколько священников.

Это является сегодня проблемой для осуществления миссии Церкви в больших городах. А ведь враг не дремлет, он тут как тут и, используя средства массовой информации, пытается убедить народ, что Церковь, получившая такие свободы и такие богатства (хорошо было бы подсчитать эти «богатства»!), не способна ни уменьшить количество абортов и разводов, ни сократить преступность. Интересна и показательна простая параллель: представьте, что на сто тысяч солдат приходится один политрук, ответственный за воспитание военнослужащих. Можно ли строго спрашивать с него?.. А к Церкви недоброжелательные внешние наблюдатели предъявляют сегодня непомерные требования.

И поэтому сегодня наша главная проблема заключается в том, что катастрофически не хватает храмов и приходов, которые были бы центрами и молитвы, и одновременно образовательной, культурной, социальной деятельности, где проводилась бы работа с молодежью и с пожилыми людьми, где вокруг общины объединялись бы жители микрорайона. Ведь именно по этому принципу строилась вся церковная жизнь в России — приходы были центром села или небольших общин верующих, проживающих на территории городов. Люди знали друг друга, а священник знал своих прихожан, у них был постоянный духовный контакт. К батюшке приходили с проблемами, с вопросами, с заботами. Он был первым, кто мирил мужа с женой, детей с родителями, кто пресекал пороки. Чаще всего пьянство мужа прекращалось после того, как жена приводила его к священнику, который в присутствии верующих — ведь все друг друга знали — перед крестом и Евангелием брал с него слово бросить пить. И ведь прекращали! Приход был местом духовного и физического исцеления. Здесь люди знакомились со Словом Божиим, получали его толкование, а также назидание в практической жизни, семейной или даже профессиональной.

Церковь никогда не стремилась приобрести некие преимущества, но лишь актуализировала великие, неизменные и вечные христианские истины, которые вручены Богом роду человеческому через Церковь для того, чтобы люди научились мотивировать свои поступки христианскими убеждениями, чтобы человек руководствовался своей совестью,

353

 

 

пронизанной православной верой, а не соображениями ложно понимаемой пользы, конъюнктуры или наживы.

Когда все живут по совести, уже вторично, знают люди закон или нет, развита ли законодательная система. А ведь наш народ так и жил! Можно задать историкам вопрос, когда появились замки на русских избах, в каком веке... Люди никогда не закрывали своих домов, потому что никто не мог войти и сделать что-нибудь плохое. Зато все всегда приходили на выручку. Миллионные контракты заключались без нотариусов, без подписей — купцы смотрели друг другу в глаза, пожимали руки и просили священника благословить. Так строилась Русь. И это не идиллическая картина, не романтизация прошлого, а пример того, что происходит с народом, когда люди живут верой, регулярно участвуют в богослужениях, изучают Слово Божие, а не приходят в храм раз в год, как в нынешние времена, чтобы куличи освятить...

Мы часто говорим о разрыве между старшим и младшим поколениями. А есть ли у них точки соприкосновения? Дом перестал быть местом семейного единения, он становится местом стрессов, конфликтов, бесконечных споров, а порой и насилия. Нередко даже дети из благополучных семей становятся чужими для своих родителей: вроде денег не жалеют ни на поездки за границу, ни на занятия спортом, ни на развлечения, но в какой-то момент семья вдруг осознаёт, что ее больше нет, что нет общих интересов и все стали чужими друг другу. Я могу до бесконечности продолжать эти зарисовки из нашей совместной жизни и перечислять беды и страдания человеческие.

Наверное, и вне Церкви есть некие предложения, как исправить существующее положение. Только где эти рекомендации? Сегодня во главу угла ставятся интересы той или иной политической силы, корпоративные интересы, все направлено на получение экономических дивидендов. Школа перестала быть местом воспитания, а вуз давно забыл, что это такое.

Где же будет собираться народ, чтобы припасть к источнику благодати и истины, способному исцелить личные, семейные, общественные недуги? По милости Божией, наш народ удивительным образом хранит веру, даже пройдя через тягчайшие испытания безбожного времени и сегодня продолжая отражать нападки на Церковь, не поддаваясь искушениям и соблазнам. Как свидетельствует нецерковная и не симпатизирующая нам социологическая статистика, никакие кампании против

354

 

 

Церкви не сокращают количества верующих. Еще раз хочу напомнить, что в этом году как никогда были наполнены храмы Москвы и других городов России в дни Великого поста и Страстной седмицы.

Пусть это будет нашим ответом на все нападки тех, у кого сил больше, чем у нас, кто 24 часа в сутки вещает по десяткам телевизионных каналов, использует всю мощь Интернета. У нас с вами никогда не будет такой силы. Но чтобы нам сохраниться как общине веры и передать импульс всему народу, мы должны сердцем всегда быть в храме, посещать его как можно чаще, приводить в храм, в воскресную школу своих детей, участвовать в различных приходских проектах — социальных, культурных, образовательных. Мы должны формировать социум вокруг храмов Божиих.

И строители, которые возвели сей храм, не должны относиться к этому только с профессиональной точки зрения, мол, построил — и перешел на другой объект. Этот храм должен войти в вашу жизнь, посещайте его. Если далеко живете, то хотя бы несколько раз в год приезжайте, привозите свою семью, покажите им эту красоту, расскажите, что здесь есть и ваш вклад.

Здесь создается удивительный духовный центр. Все началось с маленького дома, который в 1946 году по указанию Сталина был предоставлен Патриарху Алексию I. Затем, при Святейших Патриархах Алексии I, Пимене и Алексии II, это место стало преображаться. И важно, что не только расширяется пространство для работы Патриарха и Священного Синода, но появляются новые храмы, которые становятся теплыми очагами религиозной жизни Москвы.

Я хотел бы выразить особую благодарность всем тем, кто потрудился, осуществляя задуманное, реализуя столь непростой проект.

355


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.