Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских на Театральной площади г. Луганска, 15. 09. 2011

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ
ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ
ПЕЧЕРСКИХ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ г. ЛУГАНСКА

15. 09. 2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня будничный день, но для всех нас ныне великий праздник. Прежде всего потому, что мы отмечаем память основоположников монашества, которое расцвело в Русской Церкви, — святых преподобных и богоносных отцев наших Антония и Феодосия Киево-Печерских. Кроме того, для нас это еще и потому праздник, что все мы собрались в таком множестве в центре Луганска, чтобы совершить общую молитву Господу.

У каждого есть о чем помолиться Богу. У каждого свои скорби, болезни, переживания — если не за себя, то за близких своих; у каждого свои воздыхания о народе своем, о стране, ибо жизнь человеческая отмечена не только радостями, но и горестями. Многие скорби произрастают от наших ошибок, от человеческого коварства, от недоразумений, просто от человеческой глупости. Но есть скорби, в основе которых лежат некий образ мыслей и некие действия, которые нельзя отнести ни на счет человеческих ошибок, ни даже на счет человеческой глупости, но на счет влияния особой силы. Об этой особой темной силе мы слышали сегодня в рядовом евангельском чтении, которое по Уставу полагается прочесть в этот день за Божественной литургией (Мк. 5,1-20).

248

 

 

Многие из вас знают евангельскую историю о том, как Господь исцелил гадаринского бесноватого. То был страшный человек. Бес настолько овладел его умом, настолько подавил его внутренние чувства, что он сделался звероподобен, он обладал недюжинной физической силой и был опасен для окружающих. Когда опасность становилась очевидной, его заковывали в цепи, но он рвал их, наводя ужас на всю округу. Господь исцеляет его, и тогда взмолились бесы, чтобы Он пощадил их и дал возможность хоть в кого-то вселиться. Тогда Господь, видя пасущееся стадо свиней, разрешил бесам войти в них, и бросилось стадо с крутизны в море и погибло. Этим страшным образом Господь показал — и не только жителям заиорданской стороны, но и всем нам, — что происходит с человеком, с природой, с миром, когда начинает господствовать диавол.

Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни выглядело, несет погибель. И мы знаем, что иногда миллионы людей оказывались в плену таких мыслей, которые в конечном счете приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемалывались человеческие судьбы и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали? не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море? Иногда только по прошествии многих лет, выйдя из некоторого оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснованием, — так было много раз в человеческой истории, в том числе и в нашем общем Отечестве, и в иных европейских странах. Бес может войти в человека или в людей — никто от этого не застрахован, — и тогда у них появляется сила учить тому, что в конце концов превращает человеческие массы в свиное стадо, бросающееся с крутизны в море.

Как же уберечься, как же увидеть, что под видом Ангела света скрывается диавол (2 Кор. 11,14)? Какой для этого нужно иметь ум, какую интуицию, какую проницательность — да и хватит ли человеческого ума, интуиции, проницательности, чтобы быть способным отличать добро от зла? Как же обрести людям это внутреннее мерило истины и правды?

249

 

 

Сегодня удивительным образом совпали два чтения: Евангелие от Марка про исцеление гадаринского бесноватого и отрывок из Послания апостола Павла к Галатам, в первой главе которого апостол, обращаясь к жителям этого древнего малоазийского города, говорит: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. И далее: Кто благовествует вам не то, что вы приняли... анафема (Гал. 1,8-9). Эта двойная анафема налагается в том числе и на всех бесноватых, где бы они ни находились и что бы ни творили, какое бы положение они ни занимали в обществе, государстве или Церкви. Апостол говорит нам, что есть только один критерий, одно мерило истины, налагая который на все — и на светскую философию, и на различного рода вероучения, — можно сохранить истину. Так оно и было на протяжении всей истории, по крайней мере истории Церкви. Ведь как сотрясали Церковь ересями, расколами, какие только человеческие соблазны ни запускали в оборот, чтобы сбить людей с толку, чтобы разрушить единство Церкви, чтобы посеять семена ереси, чтобы ослабить наследие Божие! И ведь иногда ереси брали верх, иногда и расколы временно, на каких-то территориях, побеждали. Но никогда за всю двухтысячелетнюю историю Церкви никакая ересь, никакой раскол не одерживали окончательной победы. И происходит это не случайно, а потому, что, по слову апостола, Церковь хранит все то, что получила от Христа Спасителя, а если кто-то благовествует иначе — анафема.

Это благовестие Церкви имеет огромное значение не только для ее внутренней жизни, не только для сохранения единства (что тоже очень важно), но благовестие Церкви, вера наша помогают нам разбираться в том, что происходит в окружающем нас мире, в обществе, помогают отделять добро от зла, помогают внутренней интуицией понимать, где правда. Иногда даже искушенные в политике люди говорят: народ не обманешь. Правильно, не обманешь. Не обманешь православный народ, который причащается Святых Христовых Таин, который хранит веру православную. Многого человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать ему, как вести себя. Внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков. Вот почему Господь и говорит, что врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16,18), — потому что силой Божией изгоняется сила бесовская, силой Божией восполняется немощная сила человеческая. И верующий, преданный Богу человек, обретая эту силу, становится непобедимым.

250

 

 

Мы совершаем Божественную литургию здесь, в Луганске, на Донбасской земле, где люди потом, а иногда и кровью добывали и добывают себе хлеб, где бережно хранят веру православную. Из этого места особым образом прирастает экономическая мощь Украины. И я хотел бы всем вам, мои дорогие братья и сестры, от всего сердца пожелать хранить православную веру, хранить единство Матери-Церкви, помня грозные слова апостола: Если... даже... Ангел с неба станет благовествовать вам не то, чему вы были научены, — да будет анафема. Держитесь истины веры православной, воспитывайте в ней своих детей и внуков, распространяйте Божественный свет вокруг себя, чтобы изгонялось из рода человеческого всякое беснование, будь то интеллектуальное или же происходящее от злой человеческой воли. Ибо там, где бес, — там смерть, там стадо, бросающееся с крутизны в море.

Да хранит Господь землю Луганскую! Да хранит Господь каждого из вас, да благословит Он власти ваши право править (2 Тим. 2,15) народом, да благословит Господь Церковь Православную в Украине, хранящую великое Божественное предание, по слову апостола Павла. Верю, что Господь в ответ на ваши молитвы приклонит милость Свою к земле Луганской, ко всей Украине, дарует вам мир и процветание. Храните веру православную, храните единство Церкви, и милость Божия всегда будет с вами. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.64 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.