Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово к братии Валаамского ставропигиального мужского монастыря в праздник Тихвинской иконы Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе обители, 9. 07. 2011

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИИ ВАЛААМСКИМ
СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

СЛОВО К БРАТИИ ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
В ПРАЗДНИК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ ОБИТЕЛИ

9. 07. 2011

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Владыка игумен2! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всегда с особым чувством я ступаю на землю Валаамскую, овеянную былой славой подвижников благочестия. Здесь отобразилась историческая трагедия народа и страны. Это место сегодня молитвами преподобных Валаамских чудотворцев, усилиями братии и владыки игумена возрождается не просто в былой внешней славе, но как реальный духовный оплот жизни нашего народа.

Мы восстанавливаем благолепие монастыря, для того чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, сотворенные руками предков, мы понимаем, что это невозможно было создать на пустом месте, не имея силы духа, что перед нами лишь видимые знаки, отображающие духовную мощь наших благочестивых предшественников. Если мы приняли на себя труд возродить внешнее великолепие Валаама, то должны памятовать постоянно о движущей силе этого созидания.

Богу содействующу, восстановительные работы мало-помалу приближаются к завершению. Конечно, еще предстоит пройти большой и непростой путь, чтобы возродилось не только великолепие зданий, но и весь Валаамский архипелаг зажил той благодатной жизнью, которую когда-то создали здесь монашествующие. Сейчас очень важно перевести свой взор от внешней красоты на внутреннее состояние наших душ. Монашество в Церкви — это оплот, внутренняя сила. Выражаясь

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; еп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.

2 Еп. Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря.

30

 

 

светским языком, это некий передовой отряд, который первым должен принимать на себя удары. Наша брань не против крови и плоти, но... против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,12). Здесь проходит брань и определяется будущее рода человеческого, каждой человеческой души. В этой точке соприкосновения добра со злом, там, где диавол с Богом борется, и должно пребывать монашеское воинство, авангард Церкви, принимающий на себя удары, своей молитвой и духовной силой оберегающий всю Церковь.

Перед нами сегодня стоят особые задачи возрождения монашеской жизни — от внешней красоты надо перейти к созиданию внутренней духовной мощи. Каждый несущий послушание знает, что оно забирает силы, ослабляет внимание. Порой не хватает времени для достаточной молитвы, для чтения святых отцов и Священного Писания, для размышления о собственной жизни. Необходимо умело и правильно соединять одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте, столь необходимая всегда, сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию, потому что именно в глубине души монашествующих и вызревает та сила, которая способна защитить Церковь и принять на себя удар миродержителей тьмы века сего.

Все то, о чем я говорю, не должно приводить к горделивому взгляду на самих себя и на свое служение. Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства, в молитве, во внутреннем делании. Я, обращаясь сегодня к братии обители, призываю всех вас не забывать о том главном направлении жизни, потеряв которое человек теряет ориентиры.

Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы увидеть, что подлинные стратегические цели практически отсутствуют в сознании людей, вовлеченных в суету повседневности. Некогда подумать о жизни, о своем предназначении, о смысле своего пребывания на земле. Некогда духовно оценить все, что происходит сегодня с людьми, с самим собой, потому что силы уходят на множество внешних обязательств — перед преподавателями, перед работодателями, перед семьей.

Монастырь должен отличаться от мира тем, что в сознании братьев или сестер, принявших на себя священные обеты, никогда не должно меняться важнейшее измерение жизни. Оно не должно преломляться и разрушаться в наших обыденных, каждодневных заботах. Надо видеть перспективу исторического развития рода человеческого, чутко

31

 

 

воспринимать своим сердцем опасности, молиться, дабы предупредить гнев Божий, просить Господа, чтобы через нашу молитву Церковь обретала силу, способную вразумлять людей.

Самое главное — это, может быть, то, что происходит в тиши келий. Но и на этом пути существуют искушения и соблазны, потому что иногда размышления могут не подтверждаться и не поддерживаться церковной традицией, Преданием, святоотеческим пониманием жизни. Ведь порой внутри стен монастырей произрастали плевелы гордыни, тщеславия, высокомерия, когда человек, размышляя о духовной жизни, мало-помалу отрывался от евангельского идеала и, думая, что воспаряет умом в горняя, на самом деле погружался в бездну, в погибель.

Не случайно многие ересиархи имели опыт духовной жизни, но потом споткнулись, потеряли себя и нанесли вред Церкви. Вот почему интенсивное внутреннее делание должно сопровождаться постоянным самоконтролем, общением с более мудрыми, духовно опытными людьми, послушанием, смирением, способностью и готовностью посвятить себя служению Церкви и своим ближним. Если нужно, необходимо смирить свою гордыню, склониться пред Богом, распластаться пред Ним подобно тому, как мы это делаем в момент священного пострига.

Все это я говорю вам сегодня, братия, с единственным намерением —подчеркнуть значение подлинного монашеского пути для жизни Церкви и для жизни мира. В Валаамском монастыре есть все необходимое для того, чтобы в его недрах развивалась духовная и интеллектуальная жизнь, способная оплодотворять не только самих насельников, но и паломников, а через них — весь мир. Именно здесь должна выковываться подлинная сила монашествующих, помогающая защититься и принять на себя удары врагов. Помоги вам Господи в вашем иноческом делании, в соблюдении обетов, в молитве, в богомыслии, во внутреннем возрастании через смирение и послушание.

Я прошу вас постоянно совершать молитвы о нашей Церкви, о сбережении ее единства, о том, чтобы каждый пастырь сегодня проникся чувством ответственности не только за свой приход, свою семью, но за всю Церковь, за весь род человеческий. Только так мы сможем раскрыть духовный потенциал и силу апостольского Предания, живущего в Церкви, перед лицом тех проблем, что существуют сегодня. Господь да хранит вас на путях вашего монашеского бытия! Аминь.

32


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.