13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день празднования памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга, 12.07.2010
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАМЯТИ
СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ
АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ
СОБОРЕ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
12.07.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла имеет очень большое значение для всей Церкви: для понимания Церковью ее предназначения, смысла ее служения. Вот почему этот праздник с глубокой древности окружался особым литургическим почитанием — в частности, подготовка к празднику связывалась с соблюдением поста.
Действительно, жизнь первоверховных апостолов, их мученическая кончина открывают внимательному читателю Евангелия подлинный смысл того, что есть церковное служение. Апостолы — это свидетели. Господь послал их в мир с тем, чтобы они, как свидетели, говорили правду — правду о Нем, правду о Его миссии, правду о Его слове. Но совершенно особым образом это свидетельство стало воздействовать на сознание людей тогда, когда апостолы возгласили весть о Воскресении. Собственно говоря, все служение апостолов и сводилось к этому свидетельству о Воскресении, потому что если бы не Воскресение Спасителя, то вся евангельская проповедь превратилась бы в еще одну попытку рационального устроения человеческой жизни.
Почему же требовалось свидетельство о Воскресении? А потому, что с самого начала все силы зла были брошены на то, чтобы люди в Воскресение не поверили. В Самого Спасителя нельзя было не верить, ведь Он ходил по земле вместе с теми, к кому позже была обращена апостольская проповедь. Многие Его помнили и знали, знали Его Мать, Его родных, Его апостолов. Невозможно было отрицать Его существование, как невозможно было отрицать чудеса, которые
206
Он совершил. Но вот что удивительно: даже когда Спаситель жил и совершал чудеса, Его спрашивали: «Какой силой Ты это делаешь?» И чтобы люди не приняли Его чудес, некоторые говорили: «Он совершает чудеса силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12, 24).
Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и не стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова, Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стали распространять слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как могла украсть тело группа испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа растерянных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы: тот, кто нарушал закон воинский, тут же умерщвлялся. Нельзя было на глазах стражи украсть тело, отвалив тяжелейший камень. Те, кто говорили, что тело украли, конечно, сознавали, что это неосуществимо, да и видели, что людей не убеждают их лживые слова. И тогда, для того чтобы весть о Воскресении не распространялась, гонение было обращено на самих свидетелей Воскресения — святых апостолов. Послание к Коринфянам, отрывок из которого мы сегодня слышали, свидетельствует о тех страшных испытаниях, через которые прошел апостол Павел: трижды был побиваем палками, пятикратно получил по сорок ударов без одного (2 Кор. 11, 24-25). И побивание камнями (Деян. 14, 19), и опасные путешествия, и кораблекрушения, и пребывание в море без всякой надежды спастись во время шторма, и разбойники на дорогах, и клевета, и гонения от властей, и гонения от лжебратии... В жизни апостола словно не было ничего светлого, ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной, лишь пот и кровь, страдания и муки, отсутствие и крыши над головой, и средств к существованию, не считая того, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. Но, несмотря на жизнь, исполненную страданий, он нес миру свидетельство о Воскресении — так же как и первоверховный Петр. Их жизни
207
заканчиваются трагически: Петра распинают вниз головой при императоре Нероне в Риме, а Павла усекают мечом.
Казалось бы, что это за жизнь? Жизнь неудачников, несчастных: ничего не имели — ни богатства, ни славы, ни денег, ни власти... Даже братья, которых апостол называет лжебратьями (2 Кор. 11, 26; Гал. 2, 4), — и те не понимали их свидетельства. И наконец, как спросил бы сегодня испытующий, критический разум современника: «Где же Бог? В ответ на такое страдание — не лавры, не почет, а мученическая смерть».
Мы не знаем имен тех, кто распинал Петра. Мы не знаем имен тех, кто побивал палками и камнями и обезглавил апостола Павла. Но мы знаем имена учеников Христа и постимся перед днем их памяти, готовя себя к встрече со святыми первоверховными апостолами, потому что они совершили великое чудо — они победили страдания, они победили саму смерть, они до нас, людей XXI века, донесли весть о Христе воскресшем. И мы собираемся в храмы, потому что верим в Воскресение, — оно было, и никакие попытки уверить нас, что это не так, не убеждают человека, который через апостольскую проповедь и разумом, и сердцем воспринимает весть о Христе воскресшем. А если Христос воскрес, значит, все то, чему Он учил нас, — это не человеческая мудрость, не результат человеческого рассуждения или жизненного опыта, но слово Божие, прямой канал связи с вечностью, это то, что возвышает человека над его физическим бытием и превращает в небожителя.
Этот Божественный закон, слова Христовы, Его нравственная проповедь укоренились трудами святых апостолов, их преемников и всей Церкви. Ибо Церковь продолжает служение апостолов, Церковь продолжает свидетельство о Воскресении, утверждаясь в человеческой истории и в человеческой культуре. И мы знаем из той же истории, что, когда люди не отказывались от Бога и от Его нравственного закона, когда они устрояли свою жизнь по заповедям Христа воскресшего, эта жизнь наполнялась глубочайшим смыслом и внутренней силой, которая делала человека действительно могущественным, способным побеждать все внешние обстоятельства, как побеждали их святые апостолы, как побеждал апостол Павел, оставивший нам свидетельство о муках своей жизни. Божественная сила, входя в разум и в сердце человека, преобразует этот разум и это сердце, возвышает
208
человеческую личность и наполняет человеческую жизнь — временную, земную, ограниченную — вневременным и бесконечным смыслом.
Когда люди полагали христианство в основу своей личной и общественной жизни, когда они на нравственном основании христианского послания созидали культуру, то эта культура преобразовывала общество. Сегодня мы совершаем воспоминание о святых апостолах в центре Северной столицы — в историческом кафедральном соборе Санкт-Петербурга, в Петропавловской крепости. Мы видим вокруг себя это дивное великолепие, которое созидалось потому, что в сердцах людей сохранялся Божественный закон. Этот закон не может не реализовываться и внешне — в прекрасных образах, в творчестве, в рукозданной человеческой красоте, потому что Божественная красота является основанием и движущей силой любой красоты, которую создает человек, — и красоты внутренней жизни, и красоты человеческих отношений, и красоты окружающего мира, который под влиянием нравственной силы художника становится фактором огромного воздействия на духовную жизнь человека.
В наше время многие не верят в Воскресение. Не верят просто потому, что не думают, потому что заняты другим: ведь так много дел — мы с утра до вечера заняты, мы думаем о том, как больше заработать, как получить лучшее место, как провести свободное время, какие вещи купить... Наше сознание сдвинуто, наш взор обращен куда-то в сторону, на периферию. Мы не видим главного перед собой, потому что не верим или не знаем о Христе воскресшем. Сегодняшний день — день памяти о подвиге святых апостолов — помогает нам многое понять и о многом задуматься. И важно знать, что в ответ на наши размышления и наше желание жить по Божиим заповедям Господь изменит нашу жизнь, наполнив ее смыслом, Божественной правдой, Своим светом. Аминь.
209
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.