13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в новоосвященном соборе во имя святой великомученицы Екатерины в Царском Селе, 27.06.2010
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ СОБОРЕ ВО ИМЯ СВЯТОЙ
ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
27.06.2010
Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Владимир1! Уважаемая Валентина Ивановна2! Ваши Преосвященства3! Дорогие отцы, братья и сестры!
Для меня большая радость совершить сегодня вместе с вами освящение храма святой Екатерины в Царском Селе. В истории этого храма отразились трагические события, которые произошли в истории нашего народа и нашей страны. Никакие идеалы, даже самые высокие, которые провозглашает человек, не могут оправдываться бездной человеческого страдания. Мы, наверное, одна из немногих наций, которая знает это не только по книгам, не только из размышлений выдающихся философов и историков, а которая испытала все на собственном трагическом опыте. Всякое стремление к человеческому счастью, всякое стремление утвердить благополучие человека, если это стремление реализуется неправдой, кровью, страданием, — не от Бога. Диавол есть отец лжи (Ин. 8, 44), — как говорит Слово Божие, а потому он употребляет лживые слова и обманывает людей. Те, кто поддерживают темную силу, с легкостью используют святые слова «любовь», «счастье», «благополучие», «свобода», «равенство», «братство» — замечательные слова, которые характеризуют богатство внутренней, духовной жизни человека. Вот потому народ наш и откликнулся на призывы, которые лживо обратили к нему те, кто затем в бездне страданий и в страшных муках испытал веру нашего народа и его приверженность самым высоким идеалам. Путь лжи — это путь диавольский, а человек, который исполняет волю диавола, — это человек бесноватый.
1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский (ныне на покое).
2 Матвиенко В. И., в то время губернатор г. Санкт-Петербурга.
3 Епп. Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл, Выборгский (ныне Кронштадтский) Назарий, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.
146
Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, где говорится о том, как Господь исцелил двух бесноватых, страшных, одержимых людей (Мф. 8, 28 — 9, 1). Они были настолько, как сказали бы сейчас, асоциальны, настолько опасны, что не могли находиться в человеческом обществе и жили где-то в пещерах. Люди боялись встретиться с этими бесноватыми — они обладали невероятной силой и, даже когда их заковывали в цепи, они их разрывали (Мк. 5, 4). Но то были не душевнобольные люди, которых можно вылечить медикаментами, то были люди, находившиеся во власти диавола. И Господь изгоняет из этих двух бесноватых бесов и направляет их в стадо свиней, которое с крутизны бросается в море и погибает.
Когда люди начинают служить диаволу, они становятся бесноватыми, они совершают безумные поступки, которые невозможно ни оправдать, ни понять с точки зрения логики. И в самом деле, можно было провозгласить атеизм в качестве общественного идеала, но зачем нужно было уничтожать иконы, зачем нужно было взрывать храмы — величайшие произведения искусства, осквернять места, где люди, не совершая ничего дурного, молились о том, чтобы мир становился лучше, чтобы из него уходили злоба, конфликты, чтобы в человеческих отношениях было больше света и счастья? Никаким разумом, никакой логикой объяснить эти поступки невозможно.
Выдающийся русский архитектор Тон, построивший московский Кремлевский дворец, Петербургский и Московский вокзалы, построивший, наконец, величественный Храм Христа Спасителя, еще до того, как он заложил в Москве камень этой общенациональной святыни, возвел здесь, на этом месте, дивный по красоте храм святой Екатерины. Зачем нужно было его взрывать? Безумие, бесноватость...
Когда мы оглядываемся в прошлое, то, мысленно недоумевая, сами себе говорим: «Конечно, в наше время все это невозможно — это же вандализм, это преступление против людей, против культуры! Вне зависимости от отношения тех людей к идее Бога, сами эти поступки были преступными». Но нам только кажется, что бесноватость — это удел прошлого. Нам только кажется, что те, из кого Господь изгнал бесов, являются уделом прошлого. Необходимо помнить, что, когда мы нарушаем Божий закон, когда вступаем на путь лжи и зла, когда сознательно вредим нашим ближним, мы идем путем диавольским, становимся бесноватыми. А как это проявляется — не
147
столь важно: один разрушает храмы, другой разрушает семьи, третий разрушает свою собственную личность, четвертый растлевает детей, а пятый, имея доступ к средствам массовой информации, растлевает народ. И какая же разница между теми, кто растлевает народ, и теми, кто разрушал храмы? — Никакой разницы нет. Есть два образа жизни и два пути: путь жизни и путь смерти (Втор. 30, 19), как говорит Господь в Слове Своем, — путь в соответствии с Божиим законом и Божиим предначертанием и путь, по которому людей ведет диавол.
И сегодня, освящая эту из небытия возрожденную святыню, мы радуемся тому, что происходит в нашем народе. Радуемся тому, что понимание важности возрождения духовной жизни становится уделом не только отдельных интеллектуалов, философов, писателей и богословов. Это понимание входит в сознание нашей элиты — и экономической, и политической; это понимание пронизывает сегодня всю нашу национальную жизнь.
Некоторые люди, не верящие в возрождение России, говорят: «Подождите, когда вы все станете богатыми, вы будете такими же неверующими, как и те богачи, которые живут в других странах. Вы не станете больше строить храмы, у вас отпадет нужда возводить святыни. Все это еще ждет вас впереди». На это мы отвечаем: а кто сегодня больше всего жертвует на строительство храмов? Богатые люди. И не от жира, не от излишка своего, а от сознания того, что там, где храм, — там спасение. Я знаю людей, которые, построив храм на собственные деньги и думая, что этот поступок поможет им еще лучше развивать свой бизнес, теряли деньги. Они приходили и спрашивали: «За что это мне? Я ведь храм построил...» Непросто было этим людям понять, что строительство храма необязательно должно привести к увеличению банковского счета. Необязательно следствием строительства храма должно стать увеличение недвижимости или иной собственности. Бог особым образом проявляет милость к тем, кто отдает Ему свою жизнь, свои средства, свои силы. Но я не знал и не видел ни одного человека, который, построив храм, сказал бы, что сделал ошибку, — потому что возведение храма было самым главным делом его жизни.
Дай Бог, чтобы страна наша никогда не пошла по тому пути, о котором предвозвещают лжепророки. Дай Бог, чтобы все — и богатые, и бедные, и люди среднего класса — могли ясно понимать, что
148
есть два пути в жизни — путь Божественный и путь диавольский. Путь диавольский ведет к смерти, к разрушению — разрушению святынь, разрушению человеческой жизни, к уничтожению красоты этой жизни. А Божественный путь ведет к богатству — духовному богатству, которое часто, сочетаясь с земным, материальным достатком, являет миру замечательные примеры жертвенности, доброты и искреннего служения Богу и человеку.
Я хотел бы от всего сердца поблагодарить всех тех, кто принимал решение о воссоздании этого храма; тех, кто жертвовал свои деньги; тех, кто организовал всю эту важную работу. Когда год назад Валентина Ивановна сказала мне о том, что в конце июня Царское Село будет праздновать свое 300-летие и будет освящаться этот храм, я принял твердое решение, как бы это ни было трудно с точки зрения моего рабочего календаря, в этот день быть вместе с вами. И я радуюсь тому, что так и произошло, потому что это действительно историческое событие огромной важности — на месте поругания, бесчинства, варварства, разбоя мы обрели такую дивную красоту.
Мы вспомнили имена тех, кто построил этот храм, мы вспомнили имя отца Иоанна Кочурова, первого нашего священномученика, что в ноябрьские дни 1917 года был первым умерщвлен за веру — здесь, на царскосельской земле, и именно в стенах сего храма он был похоронен. Знаю, что останки его были обретены, и радуюсь этому. Мы вспоминаем и государей, что благословили и поддержали строительство, — государя императора Николая I и последующих царей, которые содействовали созиданию духовной красоты Царского Села. Мы вспоминаем замечательного архитектора Тона, чьи эстетические замыслы были воплощены в этом прекрасном храме. И конечно, сегодня мы воздаем дань нашего уважения и признательности тем, кто воссоздал этот храм.
В память о сегодняшнем событии мне хотелось бы оставить в храме святой Екатерины прекрасный образ Богоматери1 с памятной надписью. Пусть он напоминает всем прихожанам сего святого храма, жителям Царского Села и всем, кто будет приходить сюда, не только о воскресении храма, но и о всей той трагической истории, которая
1 На молитвенную память о посещении храма и совершённом богослужении Предстоятель Русской Церкви передал в дар Екатерининскому собору икону Божией Матери «Достойно есть».
149
предшествовала этому дню. Прикладываясь к этому образу, просите у Царицы Небесной помощи в вашей жизни, чтобы Она, простирая Свой Покров над вами, над Церковью нашей, над народом, над страной, ограждала от всего того, что принесло нам столько страданий в прошлом. Пусть Ее заступничество пред лицем Божиим будет действенной защитой и опорой нашему народу на всех путях его жизни. Да хранит Царица Небесная нашу землю от всякого зла! В память о моем сегодняшнем пребывании здесь хотел бы передать вам изображения святой великомученицы Екатерины с патриаршим благословением.
150
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.