13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Владимирской иконы Божией Матери и Собора Карельских святых в Александро-Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска, 3.06.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ И СОБОРА КАРЕЛЬСКИХ СВЯТЫХ
В АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. ПЕТРОЗАВОДСКА
3.06.2010
Ваше Высокопреосвященство владыка Мануил1, правящий архипастырь земли Карельской! Ваши Высокопреосвященства и Преосвя-
1 Архиеп. (впоследствии митр.) Петрозаводский и Карельский (Павлов; † 2015).
102
щенства1! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемый Сергей Леонидович2!
Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас за добрые слова и за прекрасный подарок3, который был сделан. Он напомнит мне — быть может, даже в то время, когда мысли будут далеко от Карелии, — Карельскую землю; напомнит самим изображением Карельских святых, которые здесь, на этой северной земле, созидали и веру православную, и основы государственного строительства.
Радуюсь тому, что мой визит совпал с празднованием 90-летия образования Республики Карелия. Это действительно важный этап в жизни карельского народа. Карелия была субъектом в большой единой русской державе, а сегодня она является достойным субъектом Российской Федерации. Каждый, кто посещает Карелию, восторгается ее дивной природой, понимая при этом, в сколь непростых климатических условиях явлена эта красота. Пышно цветущие растения, великолепные деревья в условиях южного климата выглядят очень органично. Но когда видишь такую Божию благодать в суровом северном крае, то, несомненно, понимаешь, что есть на этой земле печать Божия, есть Его след.
Уже в том, как развивался Русский Север в прошлом, были совершенно очевидно явлены знаки Божиего присутствия: в то время здесь было более 500 храмов, свыше 20 монастырей, более 1000 священников. Карелия была русской Фиваидой. А цветущая семинария Олонецкая, среди выдающихся выпускников которой был, в частности, владыка Григорий (Чуков), ставший митрополитом послевоенного Ленинграда и внесший особый вклад в развитие богословского образования Русской Церкви в XX веке?
Когда некоторые говорят, что Карелия — это бедная земля с суровым климатом, я постоянно вспоминаю нашу дивную, великую
1 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиепп. (ныне митрополиты) Новгородский и Старорусский Лев, Тверской и Кашинский Виктор, Астанайский и Алма-Атинский (ныне Астанайский и Казахстанский) Александр, Мурманский и Мончегорский Симон; епп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов; † 2010), Троицкий Панкратий, Петергофский (ныне Царскосельский) Маркелл, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.
2 Катанандов С. Л., в то время глава Республики Карелия.
3 Архиеп. Мануил преподнес Его Святейшеству икону Всех святых, в земле Карельской просиявших.
103
и славную историю — историю Карельского края. Ведь было все: и дороги, и села, и города, и промышленность. Петрозаводск создавался как промышленный центр России. Да и петровские победы трудно себе представить без Петрозаводска. И это не окраина, не север (мы все — север, вся Русь — север!), это органическая славная часть страны. Вот почему особая ответственность лежит сейчас и на властях, и на Церкви, но в первую очередь на народе, который здесь живет, — ответственность за возрождение всей этой красоты. Нужно строить дороги, нужно возрождать города и промышленность, нужно обустраивать жилища, нужно находить ресурсы для того, чтобы заработала экономика края, чтобы его былая слава отражалась в жизни современной Карелии.
Конечно, кто-то может сказать, что это хорошо на словах, но как трудно все это осуществить! Так много страхов, неуверенности... А некоторым нынешние проблемы вообще представляются как следующие один за другим кризисы, как некий непрекращающийся шторм, сокрушающий все добрые начинания. К тому же сегодня остается много проблем, связанных с личной жизнью людей: со злоупотреблением алкоголем, с распадом семей, с желанием во что бы то ни стало уехать куда-то в другое место, где слаще кормят. Поэтому некоторые и пребывают в состоянии апатии.
Я хотел бы всем этим людям ответить евангельскими словами. Сегодня совершенно случайно выпало евангельское чтение (Мф. 8, 23-27), которое очень подходит к тому, о чем мы сейчас с вами говорим. В этом отрывке повествуется о том, как Господь плывет в лодке по Геннисаретскому озеру. Озеро это и сейчас, как вы знаете, существует; его окружают дивные галилейские пейзажи, мягкий климат. Но и на этом озере, как и на Онеге, и на Ладоге, может неожиданно подняться буря. А рыбаки в те времена использовали не такие уж и большие лодки, с которых они ловили рыбу. И вот поднялась такая буря на Геннисаретском озере. На носу лодки дремал Спаситель. Апостолы испугались силы волн, ветра — настоящий шторм! Они будят своего Учителя и говорят: «Мы погибаем». На что Господь спокойно им отвечает: что вы так боязливы, маловерные? И усмиряет бурю.
У этого текста глубочайший смысл. К сожалению, нередко, читая Евангелие, мы воспринимаем его, как дети — сказку. Воспринимаем некую внешнюю фабулу, пытаемся запомнить события, описанные
104
в Евангелии. Но Евангелие открывает свой вечный смысл лишь тогда, когда мы проникаем в его суть. Даже в том факте, что Господь спал, нам открывается нечто великое. Ведь ученики боятся — шторм, лодка вот-вот перевернется, не доплыв до берега, все погибнут — а Господь спит. Что же Он сразу не проснулся? Неужели у Него был такой глубокий сон, что Он не мог почувствовать опасность, встать, успокоить учеников, может быть, дать какие-то советы? А Он спит.
Бог не вмешивается в нашу жизнь по любому поводу. Те, кто думают, что Бог ведет нас за ручку и непосредственно управляет всем тем, что вокруг нас происходит, ошибаются. Мир, созданный Богом, в основном подчиняется физическим законам, и шторм на Геннисаретском озере был явлением закономерным. Бог именно так создал мир, что от разницы атмосферных давлений возникает ветер.
Так же происходит и в нашей жизни. Господь дал нам разум, свободную волю, чувства. Он дал нам Свои законы: живите по этим законам и будете счастливы. Не то что Карелию поднимете — весь мир преобразуете! Но мы не слушаем, живем своим умом. И Господь не вмешивается. А вот когда начинаем тонуть, когда врач ставит страшный диагноз, когда семья оказывается на грани распада, когда враг наступает на Родину — вот тогда мы Господа начинаем будить. И что же? Господь слышит наши вопли. Он говорит нам: «Что вы боитесь, маловеры?» — и помогает.
У нас с вами есть две возможности строить жизнь: жить так, будто Бога нет, и жить, осознавая, что Бог есть. И если мы будем жить с сознанием того, что Бог есть, то Бог не будет дремать — Он будет зорко наблюдать за нами, слыша нашу молитву. Это не значит, что, уповая на Бога, можно не работать, стать ленивым — мол, Бог поможет. Не поможет Господь! Господь помогает тем, кто постоянно Его побуждает живой и усердной молитвой и одновременно сам умеет управлять лодкой во время шторма. Перепугались апостолы — а пугаться не надо было. Конечно, следовало разбудить Учителя, но, может быть, не умолять Его о спасении, а самим управлять парусом и работать веслами до изнеможения — ведь не дал бы Господь погубить Своих учеников.
Как часто мы в своей жизни говорим: «Ты, Господи, помоги, чтобы дочка или сын в институт поступили», а как они в школе учились, сколько сил он или она, отец или мать им отдавали, не имеет
105
значения. «Ты помоги. А не помогаешь — так, значит, Тебя и нет» — вот такая логика бывает в нашей жизни.
Сегодня мы призываем всех жить вместе с Богом. Так, как жили карельские чудотворцы — ведь они преобразовывали этот край. Не было асфальтовых дорог, не было мобильных телефонов, иногда даже теплой одежды и здоровой пищи не было, но они жили здесь, и никто никуда не уходил и не стремился в теплые края. Они эту землю воспринимали как свой, данный им Богом удел. И в результате — более 500 храмов и 20 монастырей, более тысячи священников, семинария и цветущий город Петрозаводск, один из центров русской промышленности. Сам царь сюда приезжал, все знали имя этого города, потому что оно гремело по всей России.
Чтобы справиться с нашими задачами, нам не нужно Бога беспокоить тогда, когда уже все пропало. Конечно, и тогда Господь помогает по Своей великой милости, но с Богом нужно общаться каждый день — в живой молитве, исповедуя Ему свои грехи, прося Его помощи прежде всего для устроения своего ума, своего сердца, потому что все доброе и все плохое исходит из нашего сердца (Мф. 15, 18-19). И если мы будем внутренне меняться по примеру Карельских преподобных, то весь мир станет иным. Солнце будет иначе светить над Карелией. Леса и озера снова будут отдавать людям свои богатства, потому что там, где мир Божий и любовь — там Божия правда, а где Божия правда — там и благополучие.
Я очень надеюсь, мои дорогие братья и сестры, что празднование Собора Карельских святых и 90-летия Карелии в каком-то смысле поможет нам начать новую жизнь. Ведь для того мы и праздники отмечаем, чтобы, вспоминая о прошлом, подумать о настоящем.
Я всех вас призываю крепко хранить веру православную, а не только посещать храм время от времени, чтобы свечку поставить, молебен или панихиду заказать, крестить ребенка, повенчаться. Должна быть потребность в храме! Как полагается православным людям — в воскресный день не спи, не смотри телевизор, а приди в храм, и тебе Господь за это сторицей воздаст. Бог никогда у нас не бывает в долгу — мы у Него бываем в долгу. Приди в церковь! Не можешь стоять два часа — постой 10 минут, но именно в воскресный день, когда вся община собрана вместе. На людей посмотри, на их лица посмотри, к иконам приложись — и, может быть, не захочешь уходить.
106
Помолись о своей земле Карельской, о семье своей, о работе своей, о властях, о воинстве, о том, чтобы укреплялась земля наша Русская и чтобы преображался лик благодатной, исторически славной Карелии.
За последние годы было сделано очень многое. Бог привел меня в Карелию в первый и в последний — до сегодняшнего дня — раз в далеком 1966 году. Многих из вас, может быть, тогда еще и на свете не было. Я помню четыре маленьких храма на всю Карелию — два в Петрозаводске, один в Олонце и один в Сортавале. Это были руины церковной жизни, но мы молились — молились со слезами в Крестовоздвиженском храме и верили, никогда не теряли веру в то, что Россия воскреснет. И сегодня мы молимся уже в этом благолепном соборе Александра Невского, а с нами — губернатор и власти. Общество постепенно, но реально поворачивается в сторону тех ценностей, без которых не может быть процветающей жизни народа.
С организацией епархии здесь, в Карелии, произошли большие перемены в церковной жизни: открылись десятки приходов, несколько монастырей, появилось новое духовенство. Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши труды. Я знаю, что Вы как человек смиренный скромно оцениваете свои труды, но со стороны виднее. И мне, хорошо помнящему духовно разрушенную Карелию, до глубины души трогательно взирать и на народ Божий, который сегодня нас окружает, и на этот храм, и на многие другие храмы. Конечно, Вы и Ваша епархия только в начале пути. Эта планка — 500 приходов — никогда не должна превращаться в некий мираж, в фантастику. Это прямое задание Церкви: воссоздать все, что было порушено, а вместе с этим будут воссоздаваться и деревни, и поселки, и инфраструктура, потому что там, где есть вера в Бога, там всегда возникает и социальная активность людей.
Мы не ставим никаких временных границ, но как Патриарх я считаю своим долгом сформулировать именно эту задачу — восстановление былой славы святой Карельской земли.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.