13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии, крестного хода и молебна в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, 22.05.2010
МОСКОВСКАЯ
ОБЛАСТНАЯ ЕПАРХИЯ
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТУРГИИ, КРЕСТНОГО ХОДА И МОЛЕБНА
В ПРАЗДНИК ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ
И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ
В БАР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ
НИКОЛО-УГРЕШСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО
МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
22.05.2010
Ваше Преосвященство владыка Вениамин1! Ваше Высокопреосвященство2! Уважаемые Алексей Николаевич3, Иван Михайлович4! Дорогие отцы, братья и сестры!
Для меня большая радость быть вместе с вами сегодня — в день, когда мы торжественно празднуем 630-летие со дня основания Николо-Угрешской обители и 20-летие ее возобновления, в день святителя и чудотворца Николая и в день, когда мы совершили архиерейским чином полное освящение восстановленного Никольского храма этой обители.
Большая часть монастырей на Руси строилась в связи с важными историческими событиями. В этом году отмечается не только 630-летие Николо-Угрешской обители, но и 630 лет нашей победы на Куликовом поле. Если Господь приклонит ко мне милость, то первого числа надеюсь быть на Куликовом поле и помолиться там в первую очередь о тех, кто в один из самых суровых периодов нашей истории жизнь свою отдал за Отечество свое и за веру.
А сегодня я с особым чувством совершал богослужение в этой святой обители, на которой словно почивает слава ратного подвига
1 Еп. Люберецкий (ныне митр. Оренбургский и Саракташский) Вениамин, в то время наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.
2 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност.
3 Плешаков А. Н., в то время мэр г. Дзержинского Московской области.
4 Козлов И. М., председатель Попечительского совета по возрождению Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.
80
нашего народа. Куликово поле — это ратное поле России, где решалась судьба страны — быть или не быть Отечеству нашему. И хотя после нашей победы на поле Куликовом враг еще имел силу дойти даже до Москвы, но его мощь была подорвана — и подорвана прежде всего возрожденным духом народа, который вдруг осознал себя победителем, способным побеждать, опираясь на силу Божию, на силу молитвы, на силу веры и на свою собственную силу, на самоорганизацию, самодисциплину, на воинский подвиг. И когда счастливый князь Димитрий Донской возвращался с Куликовской битвы, тогда он и вознамерился основать здесь обитель, 630-летие которой мы сегодня все вместе празднуем.
Это событие многому нас учит. К сожалению, наш народ в течение долгих десятилетий был оторван от собственной истории. Не полагалось нашей молодежи (а сегодня эта молодежь — люди среднего и старшего возраста) знать подлинную историю страны, где всякая победа была сопряжена с силой духа и с силой веры. А делалось это для того, чтобы оторвать людей от веры, чтобы вера перестала быть значимой, чтобы она перестала быть убедительной, чтобы она перестала быть нужной. Ведь если верой побеждаются полки, то вера — это огромная сила. А если не знать о том, что верой побеждаются полки, что верой из небытия в бытие приходят народы, что верой препобеждаются самые трудные жизненные обстоятельства, то народ перестает в вере усматривать какой-либо смысл.
За последние 20 лет произошло много важных событий, и мы стали другими — но еще не до конца. Почти каждый день нам приходится сталкиваться с опасными рудиментами прошлого сознания, полностью оторванного от веры и от Бога; а оторванность от веры в Бога — это и оторванность от истории, ведь нельзя знать хорошо историю и быть человеком неправославным.
А за всем этим — опасное разрушение национального самосознания, национальной культуры и достоинства народного. Поэтому сегодня, возрождая храмы и монастыри, добиваясь преподавания в школах «Основ православной культуры», стремясь к тому, чтобы Вооруженные силы имели пастырское окормление, стремясь к тому, чтобы в храмах были храмы, а не ночные клубы, склады и прочие учреждения, которые въехали туда на крови и на страданиях Церкви и народа, — мы ничего для себя не требуем и не просим, но поступаем
81
так, глубоко убежденные в том, что без этого возрождения духа не будет подлинного возрождения страны. Может, мы и сможем построить хорошие дороги и обзавестись современной техникой, но, если не будет силы веры и силы духа — не будет и России, это будет другая страна. Ведь абсолютное большинство наших граждан желают жить в России, желают, чтобы духовное влияние Православия распространялось на народ. А те, кто принадлежит к другим традиционным религиям России, никогда не были врагами Православия и никогда не ставили под сомнение это коренное значение православной веры для судьбы Отечества.
Но не безрезультатно прошли десятилетия безбожия. И потому еще много нужно молиться и работать и с пожилыми людьми, и с людьми среднего возраста, и с молодежью, чтобы та вера, которой вдохновлялись Димитрий Донской, Пересвет и Ослябя, мужественное войско русское на Куликовом поле, чтобы та же вера вдохновляла нас на добрые дела, помогала противостоять злу и неправде, устроить жизнь нашу на основе тех духовных ценностей, что с молоком матери на протяжении тысячелетий впитывал и впитывает наш народ.
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто участвовал в этом дивном восстановлении Николо-Угрешского монастыря. Всем тем, кто возмущается по поводу возвращения Церкви храмов и монастырей, нужно показать две фотографии: ту, что была снята 20 лет назад здесь, на этом месте запустения, скорби и разрухи, и этот вознесшийся ныне золотыми куполами к голубому небу град Китеж Угрешской земли.
Все храмы и монастыри должны быть восстановлены, в них должна совершаться служба. А те храмы, которые имеют особую ценность для истории и культуры, могут также использоваться как места светского научения и духовности, и культуре, и истории. Мы знаем, как Московский Кремль служит и Церкви, и всем тем, кто желает посетить это святое для Руси место и посмотреть на наши достопримечательности.
Соединение культуры и веры всегда было прочным, пока это соединение не было взорвано злой и безбожной идеологией. И как бы ни говорили те, кто сегодня утверждает, что не нужно возвращать ничего Церкви, — что они вроде как верующие и вроде как даже за Церковь — не может верующий человек выступать против возвращения
82
храма Божиего, как не может верующий человек, молясь в храме, разрушать свою национальную культуру, разрушать свою историю, отказываться от своих корней.
Дай Бог, чтобы все переживаемые нами сегодня непростые обстоятельства жизни как можно быстрее ушли. Ведь никто больше здесь, в городе Дзержинском, не вспоминает с благодарностью те развалины и то уничижение, в котором находился Николо-Угрешский монастырь. Никакая ностальгия не может выдержать этого ясного и очевидного сравнения. Вот так же везде и повсюду — там, где в храмах начинается молитва, там восстанавливается наша культура и архитектура, а вместе с этим растет и национальная гордость.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка Вениамин, за Ваши труды. Вы пришли на эту землю действительно в самое сложное время. Вы не отчаялись, увидев мерзость запустения (Дан. 9, 27) на этом месте, но вместе с духовенством, с замечательными мирянами, которые, можно сказать, последнее отдавали, чтобы воссоздать эту красоту, Вы сделали для всех нас этот день великим праздником, торжеством Православия. По случаю 35-летия Вашего служения в священном сане я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, передать официальный адрес и вручить святую панагию в благодарность за Ваши многие искренние и успешные труды. Многая лета!
А Николо-Угрешскому монастырю я хотел бы передать образ Феодоровской иконы Божией Матери, которая стала покровительницей земли нашей после Смутного времени, под покровом которой Русь становилась мощной Россией. Прибегая к этому образу, будем вспоминать славные дни истории и просить Господа о славном будущем для нашего великого и многострадального Отечества. Аминь.
83
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.