13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Из слова за Божественной литургией в новоосвященном храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Харьковской горе Белгорода, 2.05.2010
ИЗ СЛОВА ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ ВО ИМЯ СВЯТЫХ
МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ
И МАТЕРИ ИХ СОФИИ НА ХАРЬКОВСКОЙ ГОРЕ
БЕЛГОРОДА
2.05.2010
[...]
Если дух человеческий сопрягается с Духом Божественным, то человек обретает Божественную силу благодати. Но чтобы было так, нужно научиться обращаться к Богу в духе. Обращение к Богу в молитве и есть такое обращение в духе. Оно требует огромного напряжения человеческих сил.
Молитва — это колоссальный духовный труд, в котором участвуют дух, ум, сердце человека. В молитве аккумулируется вся человеческая сила. Никакие силы, которые человек отдает в труде, не могут сравниться с теми силами, которые он вкладывает в искреннюю, сердечную молитву. Подобно тому как великие научные открытия совершаются по вдохновению, будучи результатом колоссальной концентрации мысли, воли, чувств, в подлинной молитве концентрация
76
мысли, воли и чувств разрешается огромным по силе духовным актом, когда человек соединяется с Богом.
Для того чтобы научиться молиться, нужно научиться контролировать себя, свои потребности, мысли, чувства, поступки. Как говорит Слово Божие, древние пророки ходили пред очами Божиими (Быт. 5, 22, 24; 6, 9), то есть пребывали в состоянии постоянного духовного контакта с Богом. Нам, конечно, не дано этого из-за суеты жизненной: существует так много того, на что направлено все наше внимание, что и Бог оказывается в стороне. Но для того чтобы почувствовать силу молитвы, нужно приучать себя к этому особому отношению с Богом, нужно учиться такой молитве, когда весь дух воспаряет в небеса.
Верующий человек отличается от неверующего не только тем, что один говорит, что Бог есть, а другой, что Бога нет. Религиозный человек отличается от нерелигиозного в первую очередь способностью входить в живое соприкосновение с Богом. Но иногда бывает так, что даже верующие люди, приходящие в храм, в такое соприкосновение не входят, — нет молитвы сердечной, нет молитвы духом. Мы часто подменяем молитву чем-то другим — в первую очередь стараемся исполнять все внешние предписания, например, обязательно одеваться так, как полагается в храме. Однако этого достаточно лишь для тех, кто только переступает порог храма. Внешняя культура церковного благочестия направлена на то, чтобы человек расположился сердцем; а затем наступает другой, самый важный этап, когда через внешнее благочестие, через исполнение обряда разгорается пламя духовной жизни человека.
Никакие статистические данные не могут дать ответ на вопрос, сколько в действительности людей, даже считающих себя в силу традиции верующими, реально чувствуют Бога в сердце. Величайшая Божия тайна — личный контакт человека с Богом. Но ведь именно такого благочестия и ждет от нас Бог. И для того чтобы получать ответ от Бога, чтобы получать помощь от Господа — в масштабах личной, семейной жизни, а если идти дальше, то и в масштабах общества и государства, — мы как народ должны научиться молиться в духе и истине (Ин. 4, 24).
Давайте постараемся запомнить то, что мы сегодня слышали в храме Божием, и, может быть, начнем свой непростой путь к тому, чтобы научиться молиться Богу так, чтобы Он слышал нашу молитву, давая
77
нам все потребное для нашего спасения, для полноты нашей жизни. И тогда жизнь наша проникнется Божественным светом, а мы — огромной внутренней силой, той силой, которую, как свидетельствует история Церкви, никто никогда не сумел поколебать. Верим, что Господь по милости Своей и любви протянет нам спасающую руку и поможет вкусить радость богообщения на этом светлом пути спасения.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.