Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Обращение к представителям православных молодежных организаций при посещении Ионинского монастыря г. Киева, 27.07.2010

ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ
МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ
ИОНИНСКОГО МОНАСТЫРЯ г. КИЕВА

27.07.2010

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто сделал замечательные представления1, которые дают очень яркую картину происходящего. Все это меня очень порадовало, — и «Молодежки», и «Семейки»... Во-первых, хорошие слова и, действительно, хорошая практика. Замечательно, что у молодых людей есть большое желание объединяться, что происходит неформальное общение, обсуждение тех тем, которые беспокоят молодежь. Это все очень правильно. Конечно, научение вере предполагает овладение некоей системой знаний, и я очень надеюсь, что в воскресных школах, в православных учебных заведениях, лицеях, гимназиях все это осуществляется. А вот молодежная работа на приходах и в епархиях, особенно со старшей возрастной группой молодежи, должна основываться не столько на систематическом изучении какого-то материала, сколько на организации досуга. Здесь должно присутствовать все: и интеллектуальная составляющая, потому что один из способов правильного проведения досуга — это развитие человеческой личности, в том числе и интеллектуальное; здесь может быть и элемент развлечения, веселья, просто человеческого общения. Недаром в свое время развивались клубы по интересам. Люди приходили туда для того, чтобы послушать музыку, поучаствовать в дискуссии, просто побеседовать.

1 Святейшему Патриарху был представлен ряд молодежных просветительских и социальных проектов: «Духовные беседы для православной молодежи», «Православное волонтерское движение “Молодость неравнодушна”», «Движение православных скаутов Украины», «Международная общественная организация “Верное казачество”», «Духовно-просветительская работа с православной общиной глухих», «Православный журнал для молодежи Отрок.ua». Презентации сопровождались показом фото- и видеоматериалов.

596

 

 

В нашем современном обществе, которое вообще-то очень разделено, очень плюралистично, в котором присутствует множество культур, найти такое общее пространство для отдыха, для взаимного обогащения, для интеллектуального роста очень сложно. Вы все знаете, какое огромное место в жизни молодежи занимают дискотеки, проведение подобного рода досуга. Но, принимая, конечно, во внимание склонность молодежи к веселью, нужно сказать, что если во время досуга человек только веселится, то это очень серьезный симптом внутреннего духовного нездоровья. Если человеку постоянно необходим допинг в виде такого веселья, то это опасно, потому что человек ко всему привыкает, и когда танцы, музыка становятся привычными, то хочется чего-нибудь нового. И мы знаем, как через дискотеки в молодежную среду проникают наркотики, которые влекут за собой другие последствия, касающиеся потери нравственной целостности человеческой личности, его физического, духовного здоровья. Это не значит, что все люди, посещающие дискотеки, становятся наркоманами, но это означает только одно: если досуг всегда связан только с весельем, это плохо, это признак некоего внутреннего нездоровья или некой внутренней неполноценности. Значит, потребностей других нет. А если нет потребностей, значит, налицо неполноценность, — ведь у человека есть ум, душа, тело, и у каждого из компонентов этой единой человеческой природы есть свои потребности. Если мы удовлетворяем только потребности тела и той части нервной системы, которая ответственна за веселье, то мы лишаем огромную часть нашей природы, нашего «я» тех замечательных возможностей, которые открываются в досуге.

Вот почему то, что я здесь увидел и услышал, мне очень понравилось. Ваши неформальные встречи и беседы — это правильно, и на них нужно, конечно, вести дискуссии на серьезные темы. Людям, которые посещают «Молодежку» или «Семейку», не нужна никакая подготовка. Но руководителям нужно очень хорошо готовиться к этим, казалось бы, совершенно неформальным встречам, нужно продумывать темы, нужно говорить с молодежью о том, что ее реально беспокоит. Именно поэтому следует брать за основу актуальную информацию, распространяемую средствами массовой информации, или какие-то дискуссионные темы, которые затрагиваются в телевизионных передачах, газетных статьях. Нужно говорить о том, что

597

 

 

кого-то вдруг как-то обидело, вызвало раздражение, негатив, справедливо или несправедливо. Я думаю, что такого рода интеллектуальная работа, обсуждение подобной тематики в молодежных группах будет способствовать в первую очередь формированию умения молодых людей давать свой ответ на актуальные события. Не секрет, что информационная деятельность в глобальном мире — это способ управления человеческим сознанием. Это мы должны хорошо понимать. Тот, кто имеет доступ к средствам массовой информации, имеет доступ и к механизму воздействия на массовое сознание людей. И слава Богу, если через средства массовой информации посылаются какие-то положительные импульсы обществу, но мы знаем, что бывают и разрушительные импульсы. Часто молодому человеку обсудить полученную негативную информацию дома не удается, — там пожилые, уставшие после работы родители, да и не очень они и хотят говорить на эту тему. Куда пойти? У кого спросить совета? Где высказать свое ви́дение случившегося в стране, в Церкви? Для этого, я думаю, и должны существовать такие группы, и именно в виде досуга. Это и есть, если хотите, Закон Божий для старшей возрастной группы молодежи. А дискуссии в среде христианской молодежи, конечно, должны проходить на основе нашего христианского Предания, а не светских ценностей. Мы должны говорить, обсуждать темы и формировать идеи на основе нашего понимания Слова Божия, святоотеческой традиции, житийных примеров, но сама дискуссия не должна проходить лишь в рамках чтения каких-то классических церковных текстов. Это совершенно неправильно! Нам нужно помогать людям проявлять себя, нужно внимательно их выслушивать, развивать у них способность к дискуссии, к анализу. Я думаю, что у вас все так и происходит, с чем и хотел бы вас сердечно поздравить. Во время просмотра вашего представления у меня возникли мысли о том, что все эти начинания необходимо развивать дальше.

Но мало только говорить. Мы не можем превращаться в этаких тургеневских Рудиных, которые лишь говорят, мечтают. Нужно обязательно уже в молодости пробовать свои силы, спрашивать себя: что я могу сделать? И сегодняшнее представление, в котором говорилось о практических делах, меня очень порадовало, потому что дало понять, что есть энергия, есть время и есть силы. Постоянно проводить свободное время только в дискуссиях недостаточно.

598

 

 

Нужно, чтобы на основе ясного и четкого христианского православного мировоззрения у человека вырастала потребность приложить свои силы. И перечень всех тех инициатив, реализацией которых вы здесь занимаетесь, меня очень порадовал. Мне добавить нечего. Вот всем этим и нужно заниматься. Только важно, чтобы каждый себя хорошо чувствовал в рамках той или иной программы. Поэтому не нужно заставлять всю молодежь заниматься какой-то одной программой. У каждого человека есть свои склонности, поэтому нужно внимательно прислушиваться к мнениям и пожеланиям. Вообще одна из задач молодежного руководителя — это способность слышать других. Приходится иногда слушать самые ужасные вещи, глупость какую-то несусветную. Но слушать и смотреть надо, потому что среди этих шумов могут присутствовать очень ценные сигналы, которые могут быть положены в основу молодежной работы и которые могут помочь строить взаимоотношения с молодежной аудиторией.

То же касается скаутинга, работы с детьми. Некоторые говорят, что в основе этой скаутской практики лежат не очень хорошие источники. Да Бог его знает, какие там источники! Многие инициативы в нашей общественной жизни, многие формы человеческого общения происходят из светского мира. Но это совсем не значит, что сама по себе форма оказывает какое-то оккультное, загадочное, мистическое, отрицательное воздействие на человека. Я в это совершенно не верю! Можно перетягивать канат, не оглядываясь на идеологические предрассудки, можно разжигать костер, совершенно не думая о том, кто это сделал первым в молодежной среде. Если существует ноу-хау, то почему им не воспользоваться?! Только очень важно, чтобы это служило нравственному, духовному, религиозному воспитанию человека. Я сталкивался с такими светскими, секулярными, даже антицерковными проявлениями скаутинга, когда само упоминание о духовной жизни становилось как бы неприемлемым в этой группе людей. Вот это, конечно, опасно. Но если личность молодого человека формируют в определенных добродетелях — в смелости, в мужестве, в солидарности и т.д., — формируют с помощью христианской мотивации, то это замечательный способ. Поэтому важно не повторять слепо все то, что нам предлагает чей-то другой опыт, но, принимая замечательные формы этой работы, наполнять их христианским содержанием. И тогда это будет очень помогать.

599

 

 

То же самое я хотел бы сказать и о «Верном казачестве». Замечательно, что есть такая молодежная организация. Дай Бог, чтобы ваш вклад в общественную жизнь Украины возрастал. Вы сказали о том, что необходимо открывать для себя какие-то новые формы воздействия на мир Божий, новые формы передачи ваших мыслей, в том числе и молодежи. И здесь я хотел бы солидаризироваться с мнением о том, что нужно осваивать информационное пространство. Сегодня информация имеет огромное значение. Одно дело, если бы мы с вами просто посидели бы здесь, поговорили без свидетелей, а другое, — когда мы разговариваем в присутствии братьев, держащих в руках разные странные приспособления. Благодаря этим устройствам о нашей встрече узнают гораздо больше людей, чем мы с вами. И если часто через эти устройства люди становятся свидетелями пошлости, грязи, конфликтов, человеческого безобразия, то мы должны делать все для того, чтобы в массовом информационном пространстве присутствовали образцы порядочности, доброты, жертвенности, веры, высокой нравственности, физической силы, благородства, всего того, что формирует и составляет образ настоящего человека.

Я думаю, что и работа с глухонемыми тоже замечательная идея. Я внимательно посмотрел на то, как проходят богослужения, и должен вам сказать, что это замечательный акт милосердия и солидарности с теми людьми, которые ограниченны в своих возможностях. Вообще христианская община — это община исцеления и солидарности, я об этом много говорю. В рамках христианской общины осуществляется распределение человеческих ресурсов: от богатого — к бедному. Я имею в виду не только финансовые ресурсы, хотя и их тоже, но это и разделение талантов, разделение возможностей, поддержка людей, которые чего-то лишены. Кто-то действительно не имеет денег, и задача православной общины, православного прихода, группы православных молодых людей — помочь кому-то из своих братьев и сестер. Но ведь глухонемой человек — это тоже человек, очень и очень ограниченный в своих возможностях, гораздо больше, чем, может быть, финансово неимущий человек. И когда мы разделяем свои возможности, свои ресурсы с другими, мы делаем великое дело, которое нужно не только тем, кому адресована наша помощь, но нам самим. Мы меняемся от этого. Вообще это прописная истина. Кто мой ближний? (Лк. 10, 29), — спросил Господа некий

600

 

 

законник. Кто был ближним тому, на которого напали разбойники? Тот, кто сотворил ему милость. Милосердие сближает людей. Даже в семье можно быть родственниками по крови, но абсолютно чужими людьми, врагами. А почему распадаются семьи? По этой же причине. Когда уходит милосердие, когда человек не делится своими ресурсами — человеческими, интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, финансовыми, — временем своим, возможностями, тогда другой человек перестает быть ближним. Когда мы делаем ближнему добро, этот человек таинственно (таков, видимо, был замысел Бога о человеке) становится близким. Так и формируется человеческое общежитие на основе одного из самых важных христианских принципов.

И в заключении я хотел бы сказать о самом главном. Прекрасно, что вы все вместе, вас двести, триста, четыреста человек. Кто-то сказал здесь, что все это должно быть школой молодежного лидерства. Правильно! Нужно работать на то, чтобы идеи из вашей общины, как семена из лукошка, выпадали и произрастали в разных других местах. Вы должны осуществлять важную функцию подготовки молодежных лидеров в приходах, и в Киеве, и в других местах, потому что сегодня Церковь очень нуждается (я об этом многократно говорил, и сегодня уже цитировали мое выступление в Одессе) в людях, способных на приходах организовывать молодежную работу. Очень часто священники не могут этого сделать в силу занятости, в силу, может быть, специфики своего образования; мне сложно сказать почему, но во многих местах священники оказываются совершенно неспособными активно заниматься молодежной работой. И это не обязательно является результатом лени или пренебрежения к указаниям Священноначалия. Иногда это просто результат склада человека, его воспитания. И поэтому такому человеку нужно помочь. Он несет ответственность за весь приход, и под его духовным руководством должны работать миряне, молодые миряне, люди творческие, инициативные, чтобы в каждом приходе создавались эти, условно говоря, «Молодежки», «Семейки». Это место формирования ответственного христианского мировоззрения в нашей молодежной среде.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Иона1, всех, кто представил проекты и кто не успел представить, всех тех, кто сегодня

1 Архим. Иона (Черепанов) (ныне еп. Обуховский), наместник Ионинского монастыря.

601

 

 

собрался на встречу с Патриархом. Пусть никогда не исчезает ваш энтузиазм; и даже когда вы будете входить в возраст, стареть, когда физически не сможете поддерживать в себе энтузиазм, призываю вас не забывать своего молодежного энтузиазма, особенно в вопросах, касающихся веры. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.