Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю пятую по Пятидесятнице у стен Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Днепропетровска, 25.07.2010

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НЕДЕЛЮ
ПЯТУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ У СТЕН
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
г. ДНЕПРОПЕТРОВСКА
1

25.07.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы прослушали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 14, 22-34), где говорится о том, как Господь, отослав учеников

1 Для того чтобы все желающие смогли помолиться за Патриаршим богослужением, Литургия совершалась на престоле, установленном под сенью на соборной площади.

580

 

 

на другую сторону Генисаретского озера в лодке, ночью, когда поднялся ветер, мешавший лодке плыть, пошел к ученикам по воде. Когда они увидели Спасителя, то вначале подумали, что это призрак, но затем услышали Его голос и поняли, что это Учитель идет, попирая все законы бытия, по воде аки по суху. Пораженный тем, что видит, Петр говорит: Господи! если это Гы, повели мне прийти к Гебе по воде. Господь отвечает ему: Иди. И Петр встает и идет по воде. Наверное, в первые мгновения он не понимал, что происходит: как рыбак он знал, что вода — это бездна, таящая в себе угрозу для жизни, когда она вздымается волнами во время штормов, — а тут он идет! И в какой-то момент Петр усомнился в том, что это возможно, усомнился, что Бог силой Своей может приостановить действие физических законов, ибо Он Творец этих законов. И стоило только сомнению проникнуть в сознание Петра, как он стал тонуть и закричал, прося Спасителя о помощи.

Это замечательное повествование помогает нам понять: Бог совсем рядом, хотя нам не дано Его видеть по причине нашей греховности, да и по самому замыслу Божественному. Бог невидимо присутствует среди нас. Вот и сейчас Он с нами. Наши очи как бы закрыты, мы Его не видим, но Он здесь. И, основываясь на твердой вере в то, что Он с нами, — с каждым, кто обращается к Нему с верой, — мы и возносим к Нему свою молитву. И часто получаем просимое, причем иногда скорость Божественного ответа нас поражает — ну как же так, только подумал, только попросил, — и вот Бог уже дает нам просимое.

Но нередко мы, молясь, оставляем внутри себя это страшное пространство для сомнения — мол, я молюсь на всякий случай, но помимо того, что прошу Бога, я должен сделать и то, и другое, и третье; нередко наши мысли переключаются на житейские задачи, которые нужно решить. Пространство нашего сомнения расширяется, и Бог как бы уходит в сторону. Конечно, мы не забываем о Нем — «на всякий случай», некоторые так и говорят, показывая пальцем в небо: «Наверняка там что-то есть». Этот «всякий случай» становится как некая страховка: а вдруг не сумею, а вдруг не сложится, — Господи, помоги! И тогда пространство сомнения становится величиной во всю нашу жизнь.

Но, даже несмотря на эти сомнения, Бог являет нам Свою любовь и поддерживает нас. Ведь Он не дал утонуть Петру, Он поддержал его,

581

 

 

чтобы тот не провалился в водную бездну. И в нашей жизни, несмотря на наши сомнения, Господь не дает нам «провалиться», не дает нам потерять самих себя. Он дает нам крест по нашим силам, но мы должны помнить, что ответ Божий будет тем очевиднее, чем меньше сомнений будет в нашей душе. Сегодняшнее евангельское чтение дает нам великий пример того, как, изгоняя сомнения, можно приблизить Божию милость.

И вот что еще важно: идя по водам, апостол не отрекся от Спасителя, он не отрекся от своего апостольского звания, он не сказал: «Я иду по водам, но я не верю, я просто в это не верю; это галлюцинация, миф, умопомрачение, я отказываюсь в это поверить». Ничего подобного он не сказал, он лишь слегка усомнился. Но это сиюминутное сомнение (казалось бы, естественное, ведь ветер дует и вздымает волны, а рыбак, который всегда сидел в лодке и в такую погоду прятался, идет по водам!) могло бы привести Петра к гибели, подобно тому как небольшая пробоина в борту может потопить корабль.

В нашей жизни сомнения — как пробоины. Наш житейский корабль весь изъязвлен этими пробоинами сомнений, забвения Бога, пренебрежения Его заповедями, устремлений совершенно к иным ценностям и целям, о которых Бог нам ничего не говорил. Он не призывал нас всех становиться директорами, начальниками, скапливать деньги, пополнять банковские счета, покупать дорогие машины, строить дома. Он нигде не сказал, что этого делать не надо, но Он никогда не говорил, что все эти заботы и есть цель человеческой жизни. А ведь мы устремляемся к этим целям. С одной стороны, это кажется оправданным — есть семья, близкие, дети, которых надо растить. Но когда человек основной целью своей жизни видит то, к чему Бог его не призывает, тогда он живет не по Божиему замыслу и не по Божиему закону. И тогда Господь как бы отодвигается в сторону от нашего жизненного пути, и сомнения увеличиваются и увеличиваются, и маленькие пробоины в нашем житейском корабле становятся огромными зияющими пространствами, через которые стихии мира врываются внутрь нашей жизни и губят эту жизнь.

Мы сегодня собрались здесь в огромном множестве, пришли тысячи и тысячи людей! И я радуюсь возможности помолиться вместе со всеми вами. У каждого из нас на душе и радости, и скорби. Взирая на вас, я вижу добрые глаза и счастливые лица, но сознаю, что

582

 

 

не каждый из вас счастлив. Наверное, нет ни одного человека, который мог бы сказать: «У меня все хорошо, я так счастлив!» У кого-то есть физическая боль, болезнь, у кого-то — боль душевная, трудности в семье между супругами или с детьми, проблемы на работе, страдания от каких-то общественных несогласий и неурядиц. И мы все стоим пред Богом с этим нашим человеческим грузом. Но почему же, когда мы предстоим Богу, начинают иначе светиться наши глаза? Почему так радостно и тепло на сердце? Да потому, что Бог с нами. И многотысячная община людей, устремляя свой взор ко Господу, даже внешне преображается силой Его любви и силой Его благодати.

Но мы знаем и другие многотысячные собрания, куда люди приходят, потому что их гнетет боль, несогласие или какой-то внутренний разлад с окружающим миром. Мы знаем, какой злобой, какой ненавистью горят их глаза, как вздыбливается все их человеческое существо. Как будто бы люди тоже приходят со своими проблемами, как сегодня пришли и вы, но вместо радостных и спокойных лиц — злоба, ненависть, готовность идти «стенка на стенку»...

Что же происходит с человеком? И тут, и там — грешные люди со своими проблемами, со своими скорбями собираются вместе. Но в первом случае — на лицах радость и мир, во втором — ненависть и злоба. Ответ прост, мои дорогие: когда мы собираемся во имя Божие, тогда Бог посреди нас, по слову Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Мы входим в общение с Богом, мы слышим Его голос своим сердцем, мы получаем дар благодати. А там, где злоба, — там не Бог, там диавол. Диавол никогда не сообщит человеку радости, он возбудит в нем самые низменные инстинкты и чувства. Людям кажется, что выражением своей злобы и несогласия можно чего-то добиться, установить какой-то мир и покой, но на самом деле ничего добиться нельзя, потому что диавол — нам не попутчик.

Вот почему для устроения национальной, государственной жизни необходимо, чтобы люди со своими скорбями, разногласиями, различными точками зрениями собирались вместе во имя Божие. Церковь всегда была общиной исцеления, она объединяла народ, исцеляла физические и духовные недуги, и не столько словами пастырей, сколько силой Божией любви и благодати. Когда в истории народ наш сознавал важность присутствия в жизни благодати, его жизнь

583

 

 

менялась таким образом, что современники свидетельствовали о благодати Божией, сошедшей в историю. Вспомним слова святителя Илариона, первого русского митрополита Древней Руси, русича, избранного на Киевский престол. В своем «Слове о законе и благодати» он говорил о том, что прошло время идолопоклонничества, прошло время бесослужения. Какие сильные слова! Оно прошло, потому что благодать излилась на народ.

Мы знаем, что внутренне сильное, несокрушимое духовное ядро древних киевлян силой благодати Божией распространилось православной верой на необъятные просторы Евразии. И когда люди сохраняли веру и единство Церкви, благодать Божия была с ними.

Но мы помним и другие времена, когда народ наш отказался и от Бога, и от Церкви. Вначале безбожная власть шла по пути сокрушения Церкви расколами, переманивая на свою сторону одних и противопоставляя их другим, пытаясь в конце концов разрушить Тело Христово, — так было в страшные послереволюционные годы. Но и тогда враги не сумели победить Церковь, даже употребив весь свой политический, административный и репрессивный ресурс. Церковь сузилась до размеров, дальше которых сузиться было невозможно, но она существовала. Духовная сила Киевской Руси, благодать, что некогда сошла на народ наш, оплодотворяла малое стадо, которое шло на пытки и муки, шло на смерть, сохраняя Церковь Божию, веру православную и свое единство.

Вот и сегодня от единства нашей Церкви зависит благополучие народов, вышедших из киевской купели Крещения. Когда мы говорим о Церкви, мы не мыслим политическими категориями. Мы не говорим, что одна часть исторической Руси должна господствовать над другой, что Церковь должна становиться инструментом чей-то злой внешней политики. Все это безумные слова, не имеющие никакого отношения к тому, что есть Церковь, — к Телу Христову. Мы говорим только о том, что всякое разделение Церкви ведет к созданию такой общины, в которой нет радости и любви в глазах, а лица искажены злобой. А там, где злоба, — там поклонение не Богу, а диаволу.

Чтобы Господь слышал нас, чтобы Он откликался на наши молитвенные призывания, мы должны исторгать из своей жизни всякие сомнения. Мы должны верить Богу так, как мы верим самым близким

584

 

 

и родным людям, и даже больше. Мы должны верить каждому Божиему слову. Объединяясь вокруг престола вместе со своими иерархами и священниками, прославляя Единого в Троице Господа, мы должны наслаждаться той благодатью, которая излилась на наш народ в глубокой древности и которая Божиим смотрением изливается даже до сего дня.

Сохраняя благодать и единство Церкви, мы сохраняем надежду на спасение всех нас, и этой надежды никто в нас не поколеблет, ибо она исходит от Самого Христа, Которому мы и приносим наши молитвы и поклонение. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.