Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в новоосвященном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца г. Челябинска, 19.04.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ
ВО ИМЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ
ПОБЕДОНОСЦА г. ЧЕЛЯБИНСКА

19.04.2010

Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Иов1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство2! Уважаемый Петр Иванович3! Дорогие высокопоставленные руководители области, руководители предприятий4! Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы сегодня совершили большое и светлое деяние — освятили храм в районе, где так много мощных, сильных предприятий, на

1 Митр. Челябинский и Златоустовский (ныне на покое).

2 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиепп. Екатеринбургский и Верхотурский (ныне митр. Ташкентский и Узбекистанский) Викентий, Тобольский и Тюменский (ныне митр.) Димитрий, Курганский и Шадринский (ныне митр. Петрозаводский и Карельский) Константин; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий.

3 Сумин П. И. (1946-2011), в то время губернатор Челябинской области.

4 Мякуш В. В., председатель Законодательного собрания Челябинской области; Зюзин И. В., в то время ген. директор горно-металлургического холдинга «Мечел»; Малышев С. Е., в то время ген. директор Челябинского металлургического комбината, и др.

52

 

 

которых работает большое количество людей. Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто позаботился о строительстве этого храма, тех, кому пришла в голову эта светлая мысль. Мы не случайно строим сегодня храмы по всему лицу нашей страны, мы делаем это, потому что наш народ пережил то, чего не пережил ни один народ мира. Значит, мы обладаем таким уникальным опытом, каким никто другой не обладает. Только те, кто прошли через жизнь в атеистическом обществе, обладают этим опытом.

Город Челябинск с его дымящимися трубами, с его мощными предприятиями в каком-то смысле был символом той системы ценностей, которая создавалась в нашей стране. Страна наша великая, могучая, с огромным человеческим потенциалом, с развитыми образованием, наукой, культурой, индустрией. И в определенный момент нашей истории нам показалось, что всего этого достаточно, чтобы люди стали счастливыми. И, опираясь на промышленность, индустрию, науку, на политическую власть, у которой не было никакой альтернативы, а значит, все ресурсы и вся политическая воля были сконцентрированы в одних руках, опираясь на те ресурсы, которыми Бог одарил нашу страну и нашу земля, мы захотели построить процветающее, сильное и справедливое общество. На этом пути было много сделано. Был свой трудовой и военный героизм. Люди беззаветно отдавались этой идее, жертвовали своими жизнями, жили в землянках и бараках. Как сказал мне вчера в машине Петр Иванович, ваш губернатор, люди считали, что барак — это есть некий образ счастливой жизни будущего, потому что жили-то в землянках, ограничивая себя во всем. Страна накапливала огромную силу. Вот, казалось, уже близко, и мы построим это общество, самое прекрасное в мире, процветающее, богатое, справедливое. И мы все знаем, что у нас ничего не получилось. Хотя, с человеческой точки зрения, было все: сильная власть, мощная армия, сильные правоохранительные органы и та же наука, и то же образование, и культура, и спорт. Было все, и все работало для достижения только одной этой цели. Мы были словно в пяти минутах от ее достижения. Но эта короткая дистанция все время удлинялась, и удлинялась, и удлинялась... И весь этот накал силы, азарта и мощи растаял. И не просто растаял — мы разрушили свою собственную страну. Мы ввергли себя в хаос. Мы породили такие социальные проблемы, которых не знали и которые даже

53

 

 

представить себе не могли!.. И опять пустились на поиски счастливой жизни, — чтобы жить богато, так, как где-то за границей живут. Нам опять захотелось этого человеческого счастья. И снова прошли через страдания и скорбь.

Почему же у нас ничего не получилось? Потому что всё мы стремились делать без Бога. У нас было все, а Бога мы из своей жизни исторгли, самонадеянно уповая на собственную силу. И Бог нам показал, что человеческая сила — это слабость пред Богом. Это ничто. Все разрушается и превращается в прах и пепел (Быт. 18, 27; Иов 42, 6), если Бог не благоволит, если Он не поддерживает человека.

Мы сегодня строим храмы не потому, что у нас много денег. Храм Христа Спасителя в Москве построили в самое страшное время, в середине 1990-х годов, когда страна изнывала под тяжестью экономических проблем. Да и никогда наш народ «с жиру» храмы не строил. Мы сегодня строим храмы, потому что понимаем, что вместе с Богом мы достигнем тех целей, которые перед собой ставим как страна и как народ. Если мы научимся соединять веру, упование на волю Божию, молитву, чистоту жизни, силу нравственного чувства с современными технологиями, с наукой, с образованием, с правильным использованием капитала, мы станем действительно великой страной и одновременно свободной, открытой, мирной. Мы решим все те экономические проблемы, которые сегодня еще застилают наш взор, и кажется, что больше ничего и нет, кроме этих экономических проблем.

Есть более важная проблема. Это состояние нашего духа, состояние нашего сознания. Ведь не экономика стала причиной распада Советского Союза, и ни одного выстрела не произвели по нашей стране. Он распался потому, что этот распад произошел в нашем сознании, в сердцах наших. Поэтому ум и сердце человека — это не то, чем надо заниматься по остаточному принципу.

Вспоминаю историю своего пребывания на Смоленской кафедре в качестве митрополита. Это было в конце 1980-х годов. Посетил я одно очень известное место, где некогда находилась усадьба нашего великого русского философа, публициста, писателя, славянофила Хомякова. И храмик там стоял. Действующий, но полуразрушенный, с проржавевшей крышей, с разбитыми стеклами. Пришел я к местному руководителю и говорю: «Вот вы в таком месте здесь хозяйствуете, живете, — ведь это одно из самых замечательных мест в России,

54

 

 

потому что связано с таким великим человеком. И храм-то какой чудный, памятник архитектуры, надо бы его подремонтировать». Молчал руководитель, слушал. Вот я его и прошу: «Вы, пожалуйста, выделите нам фонды на железо, чтобы покрыть крышу. Мы, конечно, заплатим». Он на меня посмотрел и говорит: «Да как же я могу вам выделить железо на крышу, когда у меня свинарник не покрыт?»... Сейчас мы улыбаемся и даже содрогаемся от этого. Но ведь часто так же и поступаем. Вначале решаем одну задачу, другую, третью. А уж если что останется, тогда, может быть, обратим внимание и на человеческую душу. Вот душа нам и отвечает соответствующим отношением. И когда в каких-то местах происходит кризис власти, обнаруживается недоверие людей к власти, возмущение теми, кто неправедно управляет экономикой, то все это в каком-то смысле является ответом людей на внутреннее, глубокое, сердечное неудовлетворение.

Мы вступили в другую эпоху, мы строим Божии храмы по всей Руси великой. Тысячи и тысячи храмов. И поднимаются эти золотые купола как свидетельство того, что мы способны усваивать исторический опыт, мы не «Иваны, не помнящие родства». Мы всё помним и знаем, и хотим другой жизни. Вот и этот Божий храм в заводском районе вознесся своими куполами к небу как великое свидетельство того, что, только сочетая духовное и материальное, земное и небесное, мы можем обрести надежду на наше будущее.

Я хотел бы в память о сегодняшнем замечательном событии преподнести приходу святого великомученика Георгия, сему святому храму, изображение святого великомученика Георгия Победоносца. Я недавно вернулся из Египта, где был с визитом к Предстоятелю Александрийской Церкви, и он меня привел в ту самую римскую крепостную башню, где в подвале томился святой великомученик Георгий. До сих пор сохраняются его кандалы. До сих пор сохраняется колонна, к которой он был прикован. Его истязали, били, мучили, терзали. Там он проливал свою кровь, и там он умер, потому что исповедовал веру в Христа Спасителя. Замечательно, что храм этот назван в честь святого Георгия Победоносца. Это дает возможность еще раз вспомнить о тех, кто обладал такой силой духа, что никакое гонение, никакое истязание и никакая угроза смерти не могли сломить их в твердых убеждениях. Взирая на этот образ, помните святого великомученика Георгия, помните, как он за Христа проливал кровь.

55

 

 

От нас сейчас никто не требует, чтобы мы кровь проливали. От нас мало требуется: чтобы мы молились утром и вечером, чтобы, вставая утром, мы просили у Господа благословения на день, молились о стране нашей, о Церкви нашей, о трудовом нашем дне, о родителях наших и детях. А вечером, когда приходим домой, чтобы благодарили Господа за то, что Он дал нам в течение этого дня, за наше здоровье, за здоровье родных и близких, за успехи в наших трудах. А если что плохое сказали, подумали или сделали, то именно в этот момент нужно раскаяться пред Богом и попросить у Него прощения. Не один раз в году на исповеди, не четыре раза в год, как это иногда делают, а каждый день. И тогда Бог будет совсем близко к нам. И мы почувствуем Его близость, почувствуем, как Он дает нам силы, как Он дает нам разумение, способность правильно действовать и избегать ошибок. Пусть образ святого Георгия Победоносца укрепляет нашу веру!

Я хотел бы также преподнести великую святыню, которая была доставлена сюда, в город Челябинск, вашим земляком Константином Вениаминовичем Голощаповым, который здесь присутствует и который вкладывает большие средства, в том числе и в то, чтобы возвращать святыни на Русь, — вот и эти святые мощи святого великомученика Георгия Победоносца были возвращены в Россию. Это великая, всероссийская святыня. По моему благословению она будет находиться в вашем храме. И вот для чего: для того, чтобы менялась жизнь Челябинска. У вас не все благополучно. У вас мало храмов. На вашем городе еще лежит печать старой жизни, и это видно невооруженным глазом. Меняйте свою жизнь. Вот вам святые мощи. Обращаюсь и к губернаторам, и к мэрам, и к властям: подходите и молитесь, просите о своем народе и своем городе, просите, чтобы Господь изменил, преобразовал вашу жизнь. Стройте Божии храмы. Может быть, этот храм — то место, где нужно сказать, что Челябинск находится на последнем месте по соотношению количества населения на количество храмов. Я буду очень рад приезжать сюда, когда вы будете строить новые храмы, с тем чтобы освящать их. Меняйте свою жизнь. Мы должны перелистнуть тяжелую страницу прошлого, мы должны обновить наше сознание и стать другим народом.

Я хотел бы сердечно поблагодарить тех людей, которые трудились (в той мере, в какой это было возможно) ради того, чтобы все-таки

56

 

 

содействовать процветанию церковной жизни и чтобы, несмотря на трудные экономические, социальные, да и непростые политические обстоятельства, в городе Челябинске и в области делалось много доброго и хорошего. Я хотел бы сейчас огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к многолетней помощи Челябинской епархии, Русской Православной Церкви и в связи с завершением служения на посту губернатора Челябинской области, Петр Иванович Сумин награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени». Аксиос!

Особо я хотел бы поблагодарить Игоря Владимировича Зюзина, генерального директора ОАО «Мечел». Это Вашими трудами, уважаемый Игорь Владимирович, построен этот Божий храм. Я благодарю Вас за это и за то, что забота о процветании предприятия, решение производственных задач не затмили Вашего взора. Вы увидели что-то очень важное в возрождении духовной жизни и построили вместе со своим коллективом это Божественное великолепие. «Во внимание к значительному вкладу в строительство Свято-Георгиевского храма города Челябинска генеральный директор ОАО “Мечел” Игорь Владимирович Зюзин награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени». Аксиос!

«Во внимание ко вкладу в строительство Свято-Георгиевского храма города Челябинска исполнительный директор Челябинского металлургического комбината Сергей Евстафьевич Малышев награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени». Аксиос!

«Во внимание ко вкладу в строительство Свято-Георгиевского храма города Челябинска заместитель исполнительного директора Челябинского металлургического комбината Николай Владимирович Пархомчук награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени». Аксиос!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, дорогой владыка, за окормление Челябинской епархии. В непростых условиях Вы несете свое архипастырское служение, но я очень рад той позиции местной власти, которую обнаружил, общаясь с ее представителями в течение вчерашнего вечера и сегодняшнего утра. Меня сегодня обрадовал вновь избранный губернатор Челябинской области Михаил

57

 

 

Валерьевич1, сообщив о том, что принято решение в короткий срок освободить храм в честь святого Александра Невского в центре города. Я благодарю Вас за это известие и очень надеюсь, что скоро в центре Челябинска в прославленном историческом храме возобновятся богослужения. Я очень рад, владыка, что Ваше терпение, Ваши молитвы во многом способствуют добрым переменам в жизни Челябинска. В благодарность за Ваши труды я хотел бы Вам вручить святую панагию, выражая надежду на то, что Господь будет хранить Вас в добром здравии на многая и благая лета.


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.