13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении чина великого освящения воды в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе г. Алма-Аты, 18.01.2010
СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА ВЕЛИКОГО
ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
В ВОЗНЕСЕНСКОМ СОБОРЕ г. АЛМА-АТЫ
18.01.2010
Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Мефодий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство2! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с Крещенским сочельником — днем, когда мы освящаем воду. Через таинство освящения миру и Церкви является великая Божия благодать, а возможным это стало потому, что Господь пришел в мир.
Праздник именуется Богоявлением не только потому, что Господь Иисус Христос явился на реке Иордан, с неба был слышен глас Бога Отца и Дух сходил как голубь (Мк. 1, 9-11). Праздник называется так еще и потому, что явление Божией благодати миру, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности два праздника — Крещение Господне и Рождество — отмечались в один день.
1 Митр. Астанайский и Алма-Атинский (ныне Пермский и Кунгурский).
2 Архиепп. Саранский и Мордовский (ныне митр. Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Костромской и Галичский (ныне митр. Астанайский и Казахстанский) Александр, Уральский и Гурьевский (ныне Уральский и Актюбинский) Антоний, Чимкентский и Акмолинский (ныне Чимкентский и Таразский) Елевферий, Сергиево-Посадский Феогност; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий.
427
Господь родился, прожил короткую человеческую жизнь, исполненную невзгод и страданий. Не с властью, не с силой, не с богатством — Господь связал Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, явив всем, что даже безвластный и уничиженный может нести миру правду.
Правда Божия настолько колет глаза, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. Но мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, руководители израильского народа отказывались Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех привлечет на Свою сторону», — подумали они. И тогда зависть к Его проповеди — проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных правителей, и они обрекли Спасителя на крестную смерть.
Наверное, если бы в мир пришел очередной пророк и произносил слова Божией правды, то все произошло бы так, как бывало в древности, когда пророков побивали камнями за провозглашение этой правды. Но в мир пришел Сын Божий, и никакая человеческая, никакая диавольская злоба не способны были погубить Его миссию. Он воскрес из мертвых. И через подвиг уничижения, страданий и смерти, через славу Его Воскресения, в ответ на искупительные заслуги Спасителя роду человеческому и дарована Божественная сила — благодать Святого Духа. В день, когда мы вспоминаем Крещение Господа в реке Иордан, мы освящаем воду, свидетельствуя о присутствии этой благодати в Церкви.
В Церкви внешне не происходит ничего необычного, и иногда люди требуют чуда, словно фокуса, который убедил бы их в существовании Бога; однако Церковь никогда не воздействует на сознание людей подобным образом. Вот и в сегодняшний день, освящая воду, Церковь свидетельствует о великом Божием чуде — явлении благодати через страдания, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Мы освящаем воду, низводя на нее эту благодать. Мы знаем, что вода остается водой, не меняя своих физических свойств и химического состава; но, наполняясь Божественной энергией, освященная вода становится иной и дает людям силу.
428
Благодать нисходит не только на воду — благодать пребывает на каждом из нас, кто крещен, кто вошел в ограду Церкви, кто причащается Святых Христовых Таин. Бог нам сообщает Свою энергию, — но не в громе и молнии, не в чудесах, поражающих человеческое воображение, будто дуновением тихого ветра касается нас эта благодать (3 Цар. 19, 12). Мы остаемся такими же, как были, — из плоти и крови, костей и нервов, словно в нас ничего не изменяется. Но если мы открываем свои сердца навстречу благодати, то, как вода преобразуется и становится святыней, так и человек под действием Божией благодати способен преобразиться и стать святым. Недаром апостол Павел называет человеческие тела храмами живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6,19).
Наша вера не только помогает нам понять величайшие Божественные истины, столь необходимые для полноты человеческой жизни. Наша вера не только вразумляет нас. И Церковь является не только общиной учения и назидания, но в Церкви мы обретаем дар Божественной благодати. Именно эта благодать, эта сила нас и спасают. А наши человеческие силы? Иногда нам кажется, что мы сильные и крепкие, что мы все можем. На самом деле человек — очень хрупкий сосуд. Каждый из нас знает: еще вчера был исполнен сил, а наутро голова заболела — и сил больше нет. А если болезнь посерьезнее? Все мы ходим под Богом. В этом смысле наша человеческая сила, пусть даже поддерживаемая властью и деньгами, есть ничто. Человеческая сила не способна спасти наши души; спасает человека сила Божия, Божия благодать, которая ныне таинственно, но реально снизошла на святую воду. В ограде Церкви, общине верующих, через соборную молитву, через таинства Церкви мы приобщаемся этой благодати, обретая великую силу, способную из грешника соделать праведника, из падшего — восставшего, из отчаявшегося — уверенного, из потерявшего надежду — обретшего ее. Церковь несет духовный заряд великой силы современному человечеству, которое тщетно уповает на человеческую силу, не видя дальше очень короткой временной перспективы всего того, что может с ним произойти. А Церковь видит и знает. На протяжении двухтысячелетнего опыта своего бытия она утверждает великую истину о том, что человек спасается благодатью Божией.
Сегодня вы все можете почерпнуть святую воду и принести ее в свои дома. Берегите эту святыню, с благоговением окропляйте ею
429
свои жилища, самих себя, особенно тогда, когда вас посещают тяжелые жизненные обстоятельства, когда приходят болезни и скорби.
Величайшее свидетельство Церкви, запечатленное опытом святых, опытом мучеников, заключается в том, что только Бог спасает человека. А спасение — это начало вечной жизни уже здесь, на земле, когда мы обретаем полноту человеческого бытия и затем эту Богом дарованную полноту переносим в жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Мы знаем Господа Иисуса Христа, мы веруем в Него, мы верим, что через Его смерть и Воскресение Бог нас соединил с Самим Собой, даровав Свою великую силу — Божественную благодать. И да поможет нам Господь, укрепляясь этой силой, с миром и любовью ко всем идти по жизненному пути во славу Бога и навстречу Его немеркнущему Небесному Царству! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.