13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании всенощного бдения в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Воскресенском кафедральном соборе г. Южно-Сахалинска, 20.09.2010
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В КАНУН ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В ВОСКРЕСЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРЕ г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
20.09.2010
Ваше Преосвященство владыка Даниил1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Высокие представители государственной власти3! Дорогие отцы, братья и сестры!
Совершенно особое чувство посещает человека, который прибывает на землю, отдаленную на тысячи километров от того места, где он живет. Но еще более необычное чувство посещает каждого россиянина, когда он приезжает на русский Дальний Восток, пересекая несколько часовых поясов, преодолевая тысячи километров, и оказывается не где-то в заморской стране, а у себя дома, в своей родной стране. Когда взи-
1 Еп. Южно-Сахалинский и Курильский (ныне митр. Архангельский и Холмогорский).
2 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиеп. Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко; † 2016); епп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Ивано-Франковский и Коломыйский (ныне архиеп. Уманский и Звенигородский) Пантелеймон.
3 Беглов А. Д., зам. главы Администрации Президента РФ; Ишаев В. И., в то время полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном ФО, и др.
311
раешь на эту огромную территорию, на это бескрайнее географическое пространство, то рождается много мыслей. И первая мысль — какой же духовной силой должны были обладать наши предки, чтобы без дорог, без навигации, без средств связи, без транспорта, без лекарств, а иногда и без еды и питья идти навстречу солнцу! Представьте себе, что вы в дремучем лесу и вам нужно идти вперед, а рядом никого — одни только дикие звери, и неизвестно, что ждет там, на востоке... Но наши землепроходцы шли, движимые огромной внутренней силой, которую современному человеку даже представить тяжело.
Эта сила свидетельствовала о динамизме нации. Внутренняя пружина нашей национальной жизни произвела действие огромной силы и привела к освоению этих сибирских и дальневосточных регионов. Затем сюда пришли монахи, священники, труженики, которые стали обустраивать все это огромное пространство. Даже на современном самолете сюда лететь тяжело (заботливая бортпроводница спрашивает: «У вас ноги не затекли?»), а ты смотришь через иллюминатор и думаешь: а как же раньше люди преодолевали эти топи, болота, реки, леса? Нам нужно почаще обо всем этом вспоминать, чтобы соотносить себя с нашими предками. И возникает вопрос: что же это была за великая сила, которая двигала людьми? Ответ простой: то была сила духа. Так устраивалась православная держава. Те, кто шли, имели крепкую веру в Бога. Они на Него возлагали надежду, молились, прокладывая свой путь, и побеждали.
С темой величия нашей страны связаны и другие размышления. Сегодня мы несоизмеримо богаче и сильнее наших предков. Но, наверное, нам не хватает силы духа. Если соотнести то, что мы делаем, с тем, что сделали они, они выиграют. Вот и получается, что, для того чтобы жить в великой стране, нужно иметь великой силы дух. А если дух слабеет, то люди становятся недостойными своей великой державы.
Я обращаю эти слова не к тем людям, которые живут на Дальнем Востоке. Всем вам низкий поклон за то, что вы сделали и что делаете, — и как обустраиваете эти места, и как возрождаете веру православную. Это мое слово ко всему народу. Великий народ — это народ, который имеет великую силу духа. Сегодня у России особые возможности, которых, может быть, не было в прошлом. Мы живем в свободной стране, где можем свободно верить в Бога, строить храмы, молиться, где нас никто не пугает никакими карами. Так пусть же
312
пример великих предков, умевших сочетать молитву и труд, поможет и нам осознать простую истину, так ярко выраженную в русской пословице: «Без Бога — ни до порога».
Я верю, что Россия полностью реализует тот великий исторический шанс, который ей дан. У нас нет другого пути. Но говорить об этом хочется именно здесь, на дальнем порубежье Руси, — там, где, может быть, все мы должны работать особенно усердно, чтобы жизнь менялась к лучшему. За последние годы сделано много доброго. Я вчера с удовольствием посмотрел по телевизору репортаж об открытии современной, хорошей дороги на Сахалине, благодаря которой люди больше не будут погибать под лавинами и селями. Дай Бог, чтобы каждый год, а лучше каждый месяц что-то прирастало в жизни людей — материальное и, конечно, духовное.
Для того чтобы иметь великий дух, нам нужно сохранять внутреннее единство — единство народа. И Православная Церковь призвана содействовать сохранению этого единства. Наверное, не случайно в течение всей истории, когда хотели нас ослабить — внутри страны или за ее пределами, то подрывали духовную основу жизни людей, сеяли плевелы сомнений, безбожия или различных псевдорелигиозных идей, увлекая наш народ и стремясь лишить его внутреннего, духовного единства. На Православной Церкви лежит великая ответственность, и эту ответственность Церковь осуществляла и в трудные годы, когда верить в Бога было запрещено, и старается осуществлять в меру своих сил и сегодня.
Я хотел бы особым образом обратиться к духовенству Сахалина. Пусть вам не кажется, что вы служите в далекой епархии. Это не далекая епархия — это епархия, очень близкая моему сердцу, потому что я со всей очевидностью понимаю, насколько важно именно здесь, на дальнем восточном порубежье, укрепление духа людей, их веры и способности быть едиными и солидарными в преодолении многих трудностей. Помните, что вы на важном рубеже нашей церковной работы — невидимой брани за души человеческие, за спасение людей, за их духовную жизнь.
Для того чтобы эффективно проповедовать Слово Божие, нужно жить вместе со своим народом, быть близкими к нему, понимать его чаяния, его скорби, его радости, говорить с людьми на простом человеческом языке, передавая этим простым языком Божественные
313
истины. Ведь Евангелие понимает каждый — и образованный, и простец, и молодой, и старый. Слово Божие поражает любого мыслящего человека, способного воспринимать написанное и усваивать своей душой. Вот так и мы должны говорить — просто и ясно. И проповеди наши должны звучать убедительно, и жизнь наша должна быть с народом.
Особое внимание следует обратить на детей, на молодежь, которую сегодня нередко бес похищает соблазнами, раскрепощая инстинкты, превращая человека в зверя, лишая его красоты Божиего образа. Поэтому воспитание детей и молодежи — это огромная задача общества и Церкви. И дай Бог, чтобы здесь, на Сахалине, пред лицом многих опасностей и многих искушений и государство, и общество, и Церковь были вместе, объединяя свои усилия для воспитания нашей молодежи.
Я хотел бы также сказать о том, что Господь принял на Себя грехи рода человеческого, понес страдания. Это великий знак любому, кто хочет следовать за Христом. Не нужно бояться принимать на себя скорби другого человека. Сегодня есть такое распространенное выражение: ты меня не грузи своими проблемами. Ужасные слова, которые свидетельствуют об отчуждении, об отсутствии солидарности, об отсутствии способности жить жизнью другого человека. Но у Церкви должны быть другие слова: скажи мне все, что ты хочешь сказать, раздели со мной свою скорбь, передай мне часть своих слез, и мы вместе помолимся и найдем мудрое решение, потому что Господь отвечает на нашу молитву. Вот если пастырство в Церкви, если труд священника будут такими, то нам не страшны никакие секты, никакие еретические учения, потому что там, где любовь Христова, где реальный труд, где подлинная молитва, там исчезает как дым всякое вражеское наваждение.
Я хотел бы поблагодарить Вас, владыка Даниил, и ваше духовенство за все то, что было сделано на этой земле, особенно за последние девять лет. Сегодня я вспоминал и труды владыки Гавриила, который ныне вместе с нами, — он открыл на Сахалине первые три храма, и последующих тружеников на ниве Божией здесь. Но особенно хотел бы поблагодарить, конечно, Вас, владыка и ваше духовенство — за эти девять лет очень многое было сделано, и мне как Патриарху радостно видеть плоды этих трудов. До глубины души взволнован
314
я и искренне тронут вашей молитвой, выражением ваших лиц и ваших глаз. Не нужно быть психологом, чтобы видеть, что происходит с человеком, когда его касается благодать Божия. Процвела языческая неплодящая церковь1, процвела замечательным цветом, и сегодня Сахалин — не духовная пустыня. Это место жизни, работы, молитвы, веры и надежды тысяч и тысяч людей.
Я хотел бы также поблагодарить руководство области за труды, которые ныне осуществляются. Сегодня перед Сахалином действительно открываются совершенно новые возможности, и дай Бог, чтобы эти возможности в полной мере использовались для того, чтобы жизнь людей менялась к лучшему, чтобы Сахалин стал для многих вожделенной землей, чтобы сюда стремились приехать, с тем чтобы жить в этой красоте, получать хорошую зарплату, ездить по хорошим дорогам и не чувствовать никакой оторванности от материковой России. У Сахалина есть все возможности для такого устроения жизни. Но чтобы эта жизнь не была языческой, надо работать рука об руку с Церковью. Тогда мы действительно сделаем не меньше, чем сделали наши благочестивые предки, и наш современный труд — с поправкой на время, на технологии — можно будет смело соотнести с их историческим подвигом.
Я хотел бы, владыка, в память о пребывании в этом святом храме вручить вам икону святого преподобного Иосифа Волоцкого с частицей его мощей. Преподобный жил под Москвой, в Волоколамске, в XV веке и очень многое сделал для материального и духовного устроения жизни и Церкви, и своего народа. В его личности соединились и деятельность политика, и труд прекрасного хозяйственника, и подвиг святого старца. Дай Бог, чтобы пример Иосифа Волоцкого помогал современному человеку соединять в своей жизни Небесное и земное, временное и вечное. И тогда Господь приклонит милость к нам, как Он приклонил ее к Своему угоднику Иосифу, Волоцкому чудотворцу.
А каждому из вас я хотел бы преподать свое благословение в виде небольшой иконочки святителя Иннокентия — того самого, который чудом остался жив в бурных волнах морских и спасся в кораблекрушении здесь, на Сахалине. Он был великим миссионером: ходил пешком, ездил на собаках, на оленях через тундру, через тайгу, через
1 Октоих, ирмос 3-й песни Воскресного канона 2-го гласа.
315
горы, через пропасти земные и проповедовал Христа, оставив свой великий след, а затем стал митрополитом Московским и ныне причислен к лику святых. Его молитвами да благословит Господь землю Сахалинскую, Курильские острова — ту землю, которая стала для него родной, и да поможет всем нам сберечь и укрепить веру в наших сердцах. Храни вас всех Господь!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.