Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в кафедральном Спасском Староярмарочном соборе г. Нижнего Новгорода, 11. 09. 2009

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ПРОРОКА,
ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СПАССКОМ СТАРОЯРМАРОЧНОМ
СОБОРЕ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
11. 09. 2009

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Для меня большая радость совершить Божественную литургию вместе со своими собратьями-архиереями, прибывшими из епархий Приволжского округа, в этом величественном соборе Нижнего Новгорода, увидеть Церковь нижегородскую, объединенную вокруг своего святителя, услышать молодежный хор, увидеть много людей, в том числе и молодых, которые, может быть, недавно пришли в храм Божий, но осознают себя членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви и с радостью сопереживают таинство Святой Евхаристии.

Мы сегодня вспоминаем трагический случай из евангельской истории — мученическую кончину Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Это скорбный день в календаре Православной Церкви: не полагается вкушать пищи; архиереи, священнослужители облачаются в ризы, которые они надевают в праздничные дни Великого поста. И внешний облик духовенства, и евангельские, апостольские чтения — все как бы призвано напомнить нам о той трагедии, которая произошла:

1 Митрополиты Оренбургский и Бузулукский (ныне на покое) Валентин, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепп. Саранский и Мордовский (ныне митр. Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов; † 2014), Казанский и Татарстанский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Анастасий, Самарский и Сызранский (ныне митр.) Сергий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Нижегородский и Арзамасский (ныне митр.) Георгий; епп. Саратовский и Вольский (ныне митр.) Лонгин, Алатырский (ныне митр. Улан-Удэнский и Бурятский) Савватий, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.

205

 

 

Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн был умерщвлен по наущению жены Ирода, которая не могла простить Пророку его обличений в том, что она незаконно жила со своим новым мужем — Иродом, потому что ранее была женой его брата. Конечно, сознавала царица свой грех. Не сознавала бы — не злилась бы так! А злой была настолько, что готова была умертвить Пророка, который пользовался огромным авторитетом среди народа, в том числе и у ее собственного мужа. И она достигает своей цели, и пророческий голос Иоанна Крестителя умолкает.

Иоанн Креститель — выше всех рожденных женами (Мф. 11,11), как говорит о нем Слово Божие, потому что он был призван приготовить народ к принятию пришедшего Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает искренний, честный разговор, и тот, кто призывает к покаянию, задавая нелицеприятные вопросы, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал Пророк Божий Иоанн. Как говорится в Слове Божием, Иоанн крестил Крещением покаяния (Мф. 3,11). Он готовил людей покаянием к тому, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.

Люди очень редко любят слышать правду о самих себе, да и то только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. При этом предполагается, что человек, в адрес которого произносятся добрые слова, должен в благодарность за них (хотя эти слова часто бывают лицемерными и ложными) сказать что-то в ответ. Вот на этой простой логике взаимного обмана и строится практически большая часть наших разговоров. Проанализируйте свои беседы в компаниях, с коллегами, за столом — особенно там, где присутствует начальство, — и вы тут же определите некую «ложную ноту». Эта фальшивая нота свидетельствует о лицемерии и лжи; причем люди не защищены даже от коварства. Те, кто говорят лживые слова, могут совершать и коварные поступки, будучи уверенными, что их ложь разоружает того, против кого они затаили недобрые мысли.

Ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях. А там, где ложь, — там не может быть покаяния, там нет осознания греха, нет желания сбросить с себя греховное бремя, а значит, нет искреннего желания идти навстречу Богу. Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. А ведь кто-то, наверное, с недоумением пожимал плечами,

206

 

 

кто-то плевался, кто-то, может быть, проклинал этого человека и уходил. Но ведь как много людей в его словах слышали Божию правду, которая помогла им потом принять и слово Спасителя! Вот почему Иоанн Креститель выше всех святых — он удобрил ту почву, на которую падали семена Христовой проповеди.

Иоанн Предтеча совершал пророческое служение, а это и есть служение провозглашения Божией правды. Пророк — это тот, кто провозглашает Божию правду. И Господь был пророком, Он осуществлял и царское служение, и священническое, принеся Себя в жертву за грехи людей, и пророческое, — грозно обличая недостатки того мира и общества. Его слово было ясным, честным, действенным, а потому и проникало острее всякого меча обоюдоострого, по слову апостола Павла, до разделения души и духа людей (Евр. 4,12). Недаром сказано: Не мир пришел Я вам принести, но меч (Мф. 10,34). Конечно, речь идет не о том, что Бог во Христе принес людям войну, а о том, что Его слово, подобно мечу обоюдоострому, способно рассекать и человеческое сознание, отделяя добро от зла, и человеческое общество — на тех, кто принимает это слово, кто готов жить по Божией правде, и тех, кто ни при каких обстоятельствах не желает этого делать и кто готов бороться и с этим словом, и с теми, кто его произносит.

Церковь Божия призвана продолжать служение Христа Спасителя — и царское, и священническое, и пророческое. А это значит, что Церковь призвана возвещать людям Божию правду, ту самую, которая рассекает обоюдоострым мечом и человеческое общество, и личность человеческую, а это очень болезненно. И кто-то способен принять это усекновение в надежде, что добро будет отсечено от зла навсегда и, опираясь на добро, можно будет построить новую жизнь, а кто-то этого не желает, кто-то комфортно чувствует себя во лжи, в пороке, во грехе. Вот и жена Ирода чувствовала себя комфортно в такой греховной жизни и не желала слышать правды, рассекавшей ее существо: она предпочитала пребывать в целостности своей подчиненной греху жизни.

Церковь на протяжении всей своей истории провозглашает Божию правду, поэтому у Церкви всегда есть враги — те, кто не желают жить по правде, кого устраивает ложь. Служить в Церкви — это, конечно, предполагает иметь сильную, крепкую поддержку, но это означает иметь и противников.

207

 

 

Однако, несмотря ни на что, Церковь в течение всей своей истории продолжала свое пророческое служение. В какие-то времена, когда народ в большинстве своем признавал учительный авторитет Церкви, она говорила громко, для Церкви работали лучшие умы, самые сильные философы, мыслители стали богословами. Мы их сегодня называем святыми отцами Церкви, которые оставили драгоценное наследие, патриотическое наследие Церкви. Из этого наследия мы видим, как Церковь осуществляла свое пророческое служение во времена расцвета и славы и какое огромное влияние слово правды оказывало на человеческую семью.

Но были и другие времена, когда Церковь не могла говорить громко слово правды, когда она молчала. В течение жизни трех, почти четырех поколений наших соотечественников Русская Церковь была Церковью молчания. Она не могла перед телекамерами, перед лицом мира и общества обличать грех своего народа, потому что это означало бы для нее прекращение вообще всякого служения. Она избрала молчание, но это молчание было красноречивее любого слова. И народ все понимал. Он понимал, где Божия правда, а где ложь и грех. И чудом Божиим сохранившись до нынешних времен, когда Церковь обладает свободой, она сегодня, опираясь в первую очередь на тех, кто готов слышать ее слово, спокойно, неконфронтационно, никого не провоцируя и не возбуждая, содействуя единству и примирению своего народа, одновременно свидетельствует о Божией правде, продолжая великое пророческое служение Христа Спасителя, продолжая служение святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Как же общество должно реагировать на это пророческое служение? Так, как реагировало в прошлом, — затыкая рот, убивая пророков, отсекая им главы, заточая их в тюрьмы, отправляя в ссылки или просто подвергая общественной обструкции, изгнанию из сферы общественных отношений? Ведь все это было, и мы знаем страшные последствия исключения Церкви из общественной жизни. Общество проявляет свою гражданскую зрелость, в частности, в способности слышать пророческий голос, не посылая к оруженосцам с требованием усечь главу говорящего, но вслушиваясь и вдумываясь в пророческое слово Церкви, которая ничего не ищет для себя — ни власти, ни денег, ни господства, но только права быть голосом совести своего народа и говорить людям Божию правду, без которой народ теряет жизненные ориентиры, может заблудиться и погибнуть.

208

 

 

Вот и ныне, продолжая пророческое служение, Церковь обращается к своему народу со словами любви и примирения. Сегодня голос Церкви — смиренный голос, ибо Церковь не простирает своей власти, ни даже властных помыслов на те сферы, где концентрируется человеческая сила. И от того, как Церковь своим смиренным голосом способна сегодня нести людям Божию правду, во многом зависит будущее народа нашего и в каком-то смысле будущее всего мира.

Пусть память о трагическом событии евангельской истории, память об усекновении главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, поможет всем нам — и тем, кто говорит слово Божией правды, и тем, кто его слушает, — делать это во спасение своей души!

Сегодня мы ставим перед собой задачи, которые превышают все то, что мы совершали ранее, не имея возможности в силу обстоятельств ни работать, ни говорить вне пределов храма. Сегодня общество открыто, и государство, строя правовые отношения, в частности и во взаимоотношениях с Церковью, предоставляет в рамках существующих законов вполне достаточные условия для того, чтобы мы говорили и действовали вне Божиих храмов, употребляя все силы, но более всего силу Божию, для духовного возрождения всего народа, ибо с этим возрождением мы связываем рост материального благополучия, ослабление коррупции, укрепление семьи, сокращение числа разводов, снижение уровня преступности, потребления алкоголя, преодоление наркомании.

Сегодня Церковь нацеливается на решение этих задач, потому что Церковь сегодня — это не маленькая группа людей, молящихся в храме за плотно закрытыми дверями, чтобы, сохрани Бог, никто не услышал и не увидел и никто посторонний не зашел. Сегодня Церковь является Церковью народа, и все, что она делает, она делает силами своего народа.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.