Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, 31. 05. 2009

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЕПАРХИЯ

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В ДЕНЬ

ПАМЯТИ СВЯТЫХ ОТЦОВ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

31. 05. 2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает святых отцов семи Вселенских Соборов — тех архиереев Божиих, которые на протяжении более чем семи веков хранили веру православную, формулировали догматы, закладывали основу жизни Церкви Божией на все последующие времена.

В этот день за Литургией читается Евангелие от Иоанна, которое мы только что слышали: часть 17-й главы, содержащей одно предложение, в котором заключен весь смысл нашей веры и весь смысл человеческой жизни, в котором так всеобъемлюще сказано о самом главном. Вот эти слова: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Что может быть выше жизни? Какая ценность может быть более значима, чем жизнь? Но что может быть более жизни вечной? — Ничего не может быть. Обычно далекие от веры люди говорят: «Высочайшая ценность — это жизнь», ограничивая эту жизнь только земным, скоротечным человеческим бытием, — как говорится в Слове Божием, семьдесят, от силы восемьдесят лет (Пс. 89,10). Но никакими семьюдесятью, восьмьюдесятью и даже ста годами жизнь не ограничивается — она есть действительно бесконечная ценность, потому что сама жизнь бесконечна.

Мы на своем жизненном пути устремляемся к различным ценностям, часто сиюминутным, заботимся о том, что, по нашему мнению, просто необходимо сделать для собственного благополучия. Мы суетимся, посвящаем достижению этих целей всю свою жизнь. Иногда эта суета необходима, от нее зависит не только материальное благополучие,

112

 

 

но и здоровье, причем не только свое, но и близких. Порой люди ставят как будто возвышенные цели жизни, однако таковыми они являются лишь для данного конкретного человека. Это не те ценности и не та цель, которую Бог указал людям как высочайшую. Мы знаем, что многие стремятся к большим деньгам, к власти, комфорту, к тому, чтобы красиво одеваться, изысканно есть и пить. Ставя перед собой такие цели, отдавая им все свои силы, они, может быть, и достигают их, но эти цели являются суетными, скоропреходящими, не дающими человеку подлинного благополучия и подлинного счастья. Благополучие и счастье — в самой жизни, которая превышает границы земного человеческого бытия.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о самой важной цели и самой важной ценности бытия — жизни, жизни вечной, которая начинается здесь, на земле. Было бы странно, если бы мы жизнь «будущаго века» отделяли от физической жизни, дарованной нам Богом. И жизнь здесь, и жизнь в вечности — это единая, неделимая жизнь. Это единый поток Божественного бытия.

Что же нужно сделать, чтобы достичь этой высочайшей цели, высочайшей ценности? Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в жизни, чтобы не определить для себя ложной ценности и ложной цели, которая становится миражом? Человек приближается к ней, достигает ее — и в этот момент осознает, что никакая это не ценность. Неважно, сколько у тебя денег на счету — больше или меньше, если на сердце нет покоя, нет радости, если счастья нет, если разрушена семья, если исчезла любовь, если дети стали предателями, если в старости ты остался один со своими деньгами, всеми отверженный и презираемый! Ну и где же та цель, где та ценность, к которой ты устремлялся всю жизнь?

Это совсем не значит, что человек не должен заботиться о материальных условиях жизни. Господь нас создал такими, что мы должны заботиться о поддержании своего бытия, — таковы физические законы этого мира. Но, заботясь об этом, мы не должны забывать о самом основном, о самой главной ценности — жизни вечной.

Если бы в сегодняшнем евангельском чтении было сказано только о вечной жизни, то и одно это было бы для всех нас величайшим откровением, способным перевернуть сознание и всю жизнь. Но сказано гораздо больше: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Говорится

113

 

 

не только о высочайшей и конечной цели и ценности человеческого бытия, но и о том, как эту цель достичь. Да знают Тебя, единого истинного Бога... Какие удивительные, таинственные и даже страшные слова! Если бы было сказано: «Да верят в Тебя!», то мы тогда поняли бы, что входим в жизнь вечную через нашу веру. Но сказано другое — не вера, а знание Бога. Некоторые философы вообще отрицают всякую возможность познать Бога. Даже признавая Его бытие, они считают, что познание Бога невозможно — Бог в ином измерении, ином мире, это другая категория, несопоставимая с категориями человека и человеческой жизни. Но Слово Божие нам говорит о том, что цели бытия, цели жизни мы достигнем тогда, когда познаем Бога.

Апостол Иоанн Богослов открывает нам, каким же образом человек может познать Бога. И посланного Тобою Иисуса Христа... Господь Иисус Христос, Сын Божий, пришедший в мир, принес с Собой полноту откровения о Боге. Нам не нужно размышлять о Боге как о Невидимом и Непостижимом, потому что все это — действительно вне человеческого опыта и никакой человеческий разум познать Бога не может. Но мы можем видеть нашего Спасителя. Мы знаем о Его человеческой жизни, мы знаем слова, которые Он оставил, мы знаем учение, которое Он дал, — это все и может, и должно быть предметом знания о Христе и о Боге. Вот почему так важно знать Слово Божие!

Невозможно войти в Царствие Небесное, не зная того, что Бог сообщил о Себе людям. И когда некоторые говорят о том, что совсем не обязательно читать Слово Божие, — это губительно для их жизни. Слово Божие должен знать каждый христианин — и образованный, и не очень образованный (все умеют читать!). Евангелие должно быть на столе каждого человека. Мы должны не просто прочитывать священные тексты, нам следует вдумываться в них, как мы сейчас пытаемся вдуматься в одно-единственное предложение, которое несет в себе такую глубину Божественного знания, такую силу Божественной мысли! Мы должны открывать Слово Божие каждый день, читать Евангелие по главе, по несколько стихов, стараясь ничего не оставлять для себя непонятым. А если сами не разумеем слов Божиих и у нас нет толкований святых отцов, непременно нужно спросить священника или другого духовно более мудрого человека. Нужно проникаться каждым словом, содержащимся в Евангелии, и применять его к жизни. Не просто запоминать, как это делают иногда начетчики, с закрытыми глазами цитируя

114

 

 

евангельские тексты, но жить по ним! Когда мы хотим сделать что-то плохое или злое, мы должны вспоминать Слово Божие, останавливаться и делать добро.

Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа... Удивительно, но существует так много источников знания о Боге! Достаточно посмотреть на мир, который нас окружает. Мы все сегодня пришли в этот храм, сияющий в лучах солнца. И, наверное, каждый из нас, приближаясь к нему, что-то почувствовал в душе, — просто созерцая красоту Божиего творения. Это голубое небо, это солнце, эта природа, этот дом Божий... Это же зеркало Божественной славы! И всякий раз, когда мы соприкасаемся с величием Божественного творения, мы открываем источник знаний о Боге.

Более того, ведь человек создан по образу Божиему. И когда мы встречаемся с замечательными проявлениями человеческой природы, с высоким творчеством, прекрасной музыкой, стихами, замечательной живописью, с красивой и умной литературой, когда мы соприкасаемся с самым прекрасным в этом мире, что явилось результатом творчества человека, созданного по образу Божиему, мы встречаемся с Богом, мы видим и чувствуем Его. Нет большего количества источников знания ни о ком другом, как о Боге! И нет оправдания тому, кто говорит: «Я не знаю, что такое Бог. Я не вижу Бога. Я не чувствую Бога. У меня нет веры в Бога». Тогда это значит, что человек этот духовно слеп и глух, он не способен постичь то, что его окружает, потому что все, что пребывает вокруг нас и что является Божиим творением, красотой своей возвышает наши души и обращает нас к Богу. У нас есть возможность не только верить в Господа, но и знать Его.

Помимо всего того, о чем было сказано, есть еще особые источники знания о Боге — это наш внутренний опыт, наша жизнь. Когда мы обращаемся к Господу в молитве, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда соприкасаемся с Его благодатью, когда Божественная сила входит в нас и преобразует нашу жизнь, мы получаем свой реальный опыт переживания Бога. Ну разве можно быть настолько черствым, чтобы даже эти глубинные духовные переживания не положить в основу твердого фундамента знаний о Боге!

Нам нужно знать Бога для того, чтобы иметь жизнь. Кто-то может сказать: «А разве не живут люди, которые Бога не знают?» Под жизнью Слово Божие подразумевает не только физическое бытие, но нечто

115

 

 

большее. Когда мы говорим о том, что Христос воскрес и всех нас совоскресил к жизни вечной, мы имеем в виду не только загробное существование душ, но жизнь вечную, которая есть жизнь с Богом, потому что без Бога нет жизни, а есть только существование. Между жизнью и существованием — огромная разница. Жизнь — это и есть полнота бытия, это и есть счастье, это и есть блаженство, — все это синонимы, обозначающие одно и то же. И для того, чтобы иметь эту полноту бытия, мы должны знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Аминь.

116


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.