Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Ледовом дворце г. Санкт-Петербурга на встрече со студентами вузов, учащимися духовных школ — членами молодежных организаций, 29. 05. 2009

СЛОВО В ЛЕДОВОМ ДВОРЦЕ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА ВСТРЕЧЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ, УЧАЩИМИСЯ
ДУХОВНЫХ ШКОЛ ЧЛЕНАМИ МОЛОДЕЖНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ

29. 05. 2009

Ваше Высокопреосвященство1! Дорогие друзья!

Для меня большая радость встретиться сегодня с вами. Я сожалею, что свет в зале установлен так, что я не могу видеть ваших глаз. Но я чувствую ваше настроение. Я понимаю, что встреча с Патриархом для многих людей сегодня происходит в первый раз, и сознаю ответственность, которая лежит на мне, — надо сказать нечто, что реально помогло бы вам в жизни.

Сейчас я ехал в машине и думал: если в самый ответственный момент, когда будет решаться ваша судьба и у вас будет выбор, как поступить, вы, вспомнив мои слова, поступите правильно, — это станет величайшей наградой мне и всем тем, от чьего имени я буду сегодня говорить.

С Петербургом связана лучшая часть моей жизни. Я был таким, как вы — студентом, школьником, — я здесь учился. Это мой родной город, родные улицы, родные силуэты домов, и поэтому, приезжая сюда, я чувствую, что приехал домой. Я радуюсь тому, что в Санкт-Петербурге впервые выступаю перед столь большой молодежной аудиторией.

1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (ныне на покое).

102

 

 

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех устроителей этой встречи и всех ее участников.

Что является главным для человека? К чему устремляются наши помыслы и жизненная энергия? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны. Но если свести их к некоему общему знаменателю, то его можно выразить одним простым словом: счастье. Если вы спросите: «Чего вы хотите достичь в жизни?», один вам ответит: «Я хочу стать министром». Другие скажут: «А я хочу выйти замуж» или «Жениться, иметь большую семью». Третий сообщит: «Хочу быть богатым, процветающим человеком». Вариантов может быть множество, но ответ один: «Я хочу быть счастливым».

Мне часто приходится встречаться с пожилыми людьми. Бывало и так, что я, как священник, напутствовал умирающих, мог поговорить с людьми, которые уже прожили свой век. Очень часто человек, приближаясь к концу, не чувствует себя счастливым, — жизнь прошла, а самая главная цель не достигнута. Поэтому я хотел бы поговорить с вами о счастье.

Размышляя над этой темой, я вдруг неожиданно вспомнил замечательные слова Мартина Лютера Кинга1. Я встречался с этим человеком в далеком 1968 году, когда была достигнута победа в борьбе цветного населения Соединенных Штатов за свои права, и слышал его выступления. В одном из этих выступлений он сказал замечательную фразу: «У меня есть мечта». Он не был мечтателем, но был блестящим политиком, оратором, христианским пастором. У него была мечта, которая привела к совершенно конкретным свершениям. Я думаю, что счастье — это то, что возникает в сознании человека как некая мечта. Но одни эту мечту осуществляют, а другие — нет. А часто люди, достигнув того, о чем мечтали, вдруг к своему удивлению сознают, что они еще очень далеки от подлинного счастья.

Давайте подумаем о том, как мы представляем себе человеческое счастье. Оно определяется многими факторами: благополучие, здоровье, крепкая семья, материальный достаток, хорошая работа, образование. Из всех этих составляющих и складывается некий образ удачной жизни.

1 Мартин Лютер Кинг (1929-1968), известный афро-американский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США.

103

 

 

Но вот что происходит в реальности: человек начинает свой жизненный путь, в молодости у него, как у Мартина Лютера Кинга, есть мечта, связанная с профессиональной, общественной деятельностью, с семейной жизнью, с личным успехом. А потом в какой-то момент оказывается, что эту мечту невозможно реализовать. И происходит изменение вектора жизни, идеалы разрушаются, человек становится совсем другим — в нем развивается цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой суровой внутренней критике свою мечту, называя ее наивной, нереалистичной. Высокие идеалы с течением лет подвергаются осмеянию и забвению, и часто можно услышать: «Ну какими же мы были глупцами! Во что мы верили!»

Вы помните замечательный роман французского писателя-фантаста Жюля Верна, в котором речь идет о том, как герои путешествуют из одной части света в другую?1 Удача их странствий во многом зависит от такого технического приспособления, как компас. Следуя его указаниям, корабль движется в правильном направлении, но если на компас оказать воздействие со стороны, то его стрелка отклоняется, и происходит нечто очень опасное: корабль сбивается с курса.

Каждый человек устремляется к своему счастью, но как много сторонних сил, которые воздействуют на сознание и меняют направление движения! Подобно компасу наша душа, этот чувствительный инструмент, начинает терять верную ориентацию, и стрелка вдруг указывает совсем в другую сторону. И человек, у которого была мечта, который в детстве и юношестве эту мечту формировал, лелеял и желал ее достичь, вдруг сворачивает с пути туда, куда идти не хотел. И ведь не разглядеть сразу, что явилось причиной этой подмены, почему изменился курс! Это происходит потому, что на личность колоссальное влияние оказывают внешние силы, которые часто выбивают человека из колеи.

Сегодня мы живем в условиях, когда на нас особенно сильно воздействует среда: через средства массовой информации, стереотипы поведения, моду. С одной стороны, человек становится свободнее, с другой — все более и более детерминированным в своем поведении, и происходит это незаметно.

Идеалы молодости — наиболее правдивые, чистые и светлые. Как же сохранить мечту, те высшие цели, которые особенно ярки? Очень важно понимать, что является указателем правильного пути,

1 Роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

104

 

 

направления к счастью. Есть ли вообще у человечества такой компас? Позвольте мне сказать: род людской имеет компас, который не является результатом приобретенных знаний или воздействия среды. Это онтологическая часть человеческой природы: Бог, сотворив человека, пожелал вложить этот компас — врожденное нравственное чувство — в его натуру.

Когда некоторые ученые говорят нам, что нравственность — это нечто приобретенное, что на ее формирование влияют внешние силы, на это следует ответить простым и легко доказуемым тезисом. Поистине удивительно, но где бы ни жил человек, как бы он ни воспитывался, грех всегда отражается болью в его сердце. Эта боль есть голос нашей совести. Когда мы поступаем дурно, об этом нам говорит совесть, мы чувствуем внутренний дискомфорт. Конечно, это ощущение можно снять разными средствами: выпить лишнего и забыться со стаканом в руках, употребить наркотики или просто убедить себя, что это предрассудки и никакой совести не существует.

Кстати, мы очень ловко умеем себя убеждать. Одним из самых сильных аргументов, помогающих нам заглушать голос совести, является попытка сравнивать себя с другими. Совершив что-то плохое, мы чаще всего говорим: ничего особенного я не сделал. Вот сосед или товарищ по учебе, он и такой и сякой, что значат мои небольшие проступки по сравнению с тем, что делает он? Мы любим осуждать других людей за то плохое, что они совершают, тем самым оправдывая себя. Это очень опасный и вредный метод, который разрушает нравственное чувство, заглушает голос совести. Но этот голос все равно действует, мы чувствуем дискомфорт от зла и неправды, творимых нами и совершающихся в мире.

Нам всем хорошо известно, что движущей силой многих общественных изменений было неудовлетворенное чувство справедливости. Борьба за нее лежала в основе многих общественных преобразований. Почему люди борются за правду? Какими критериями можно оценить, справедливы ли общественные отношения? Понятие справедливости, ставшее социальным и философским, на самом деле является понятием нравственным. Люди не соглашаются с несправедливыми условиями жизни, с жестокими, неправомерными законами. А мерилом является нравственное чувство, тот компас, который точно указывает человеку, куда нужно идти. Чтобы не потерять ориентир в жизни, возможность

105

 

 

достичь счастья, высоких идеалов, чтобы реализовать мечту, нужно самое главное — защитить и сохранить свое нравственное чувство.

Почему мне представляется важным сказать об этом здесь, в молодежной аудитории? Потому что молодость — это период духовного и физического возрастания. Природа молодого человека сама по себе такова, что он впитывает информацию и поступающие из окружающей среды сигналы гораздо быстрее, чем человек зрелый, на этом основывается процесс обучения. Так устроил Бог. Пожилым людям тяжелее учиться, потому что их сознание уже сформировано, у них есть некое мерило для оценки того, что происходит. Молодой человек часто еще не имеет такого интеллектуального критерия, поэтому он открыт для восприятия. Мы посещаем лекции, слушаем преподавателей и доверяем им, и через усвоение знаний мы включаемся в поток человеческой мудрости. Но жизненно важно, чтобы вместе с этим потоком мы не усвоили вредные и отравляющие сознание и душу идеи.

Человечество пыталось регулировать многие процессы при помощи законов и власти. Вы знаете, что в прошлом существовали господствующие идеологии. Идеологические постулаты защищались силой власти, в этих стереотипах и жестких нормах воспитывался человек. Ревизионизмом, отступлением и ересью считалось все, что не укладывалось в рамки государственного мировоззрения.

Так было устроено наше общество. Но никакому государству, никакой власти не дано проконтролировать то, что происходит на уровне мысли и чувств человека. Опыт показывает, что самые мощные и сильные идеологии оставались влиятельными в течение жизни двух, максимум трех поколений, а потом они исчезали, и люди о них забывали. Мы с вами живем в такое время, когда нет никакой идеологии, никакой государственной политики, направленной на их формирование. Есть только ваши сердца и ваши умы. То, что вы сами в себе формируете, — и есть критерий, используя который можно отсеять добрую информацию от злой, можно попытаться оградить себя от ложных и опасных влияний, сохранить и реализовать свою мечту, достичь счастья.

Сейчас особое время, когда человек в полной мере сам определяет свою судьбу. Но это и очень опасное время, потому что информационное пространство наполняется различными идеями, философскими концепциями и просто жизненными взглядами и убеждениями. Для того чтобы не потеряться в этом информационном потоке, мы должны

106

 

 

сохранять и воспитывать в себе единственное объективное мерило, которое существует вне времени и пространства, одинаковое в России и в Папуа — Новой Гвинее, — нравственный критерий. Конечно, каждый из вас знает, что существуют культурные различия между людьми в обычаях, в обрядах, но фундаментальные нравственные ценности человечества едины для всех.

Как же эти ценности сохранить? Мы только что говорили о том, что нравственное чувство и совесть могут быть деформированы пьянством, наркотиками, ложными жизненными установками. Как сохранить в чистоте нравственные силы? Для этого важно воспитывать свой ум. Образование есть просвещение ума, воли и чувств. На первом месте — ум, потому что сознание, если оно неправильно сформировано и воспитано, может разрушать нравственное чувство. Поэтому жизненно важно иметь подлинное образование, а не только то, которое завершается получением диплома и обеспечивает доступ человека к той или иной профессии. Я говорю о формировании человеческого образа, в основу которого положен образ Божий. Бог возжелал, чтобы мы, люди, несли в себе, в своей природе, Его образ, Его качества. Таков Его замысел. И если образование, которое получает человек, раскрывает этот Божественный образ, все силы разума, воли и чувств, то человек становится очень сильным, непобедимым. Он уже сам способен отбирать информацию, критически оценивать все, что происходит вокруг него, сам формирует свое сознание и жизнь. Тогда человек идет к своей мечте и реализует то, что называется счастьем.

Очень большую роль в формировании образа играет вера. Некоторые говорят, что можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим. Это действительно так: есть люди и добрые и нравственные, и при этом не религиозные. Ведь Бог заложил в наше сердце, в нашу природу нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с Его заповедями, даже если и не очень много знаем о Нем. Но чаще всего бывает так, что под влиянием внешних обстоятельств, факторов, которые сбивают «стрелку компаса», человек не способен удержать, сохранить в норме свое нравственное чувство, и религия, вера в первую очередь предназначены для того, чтобы помогать человеку. Если взять языческую религию, то там дело обстояло иначе, — были божества, которым приносили жертвы, в некоторых культах страшные жертвы, вплоть

107

 

 

до человеческих. Это делалось для того, чтобы задобрить божество, расположить его к себе, а в ответ оно должно помогать человеку в решении конкретных утилитарных задач. В христианстве совершенно другое отношение к Богу. Именно поэтому христианская религия, православная вера (в данном случае мы будем говорить о Православии как о религии большинства нашего народа) — это не способ задобрить Всевышнего, а желание войти с Богом в особые отношения. Православная вера дает нам возможность почувствовать живое соприкосновение с Богом, и Он помогает человеку сохранять нравственное чувство.

Замечательные слова звучат в ветхозаветном псалме: Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50,19). Значит, самая лучшая жертва — не тельцы, не волы, не петухи, не куры, не бараны, а состояние нашего духа. И через такую религиозную связь с Богом мы входим с Ним в соприкосновение, и в ответ на это Бог дает нам силу и разумение, Он воспитывает нас в страхе. Некоторые, может быть, сейчас поморщились: а причем здесь страх? Есть такое важное понятие — страх Божий. Это не эмоциональная категория, не адреналин в крови, не тот страх, который мы испытываем, когда нас останавливает инспектор ДПС или когда экзаменатор обнаруживает шпаргалку в нашей руке. Страх Божий — это нравственная категория. Когда человек вступает в контакт с Богом, действия, направленные против Божиего закона, становятся для него невозможными. Человек понимает, что этими действиями он разрушает дорогую для него связь, боится, что Бог от него отступит и предаст своей собственной свободе — живи как хочешь, поступай как хочешь, делай как хочешь. И в конце концов в самый тяжелый момент жизни без воли и помощи Божией мы вдруг проседаем и проваливаемся. Как важно, чтобы страх Божий — высочайшая духовная, нравственная категория — присутствовал в нашей жизни! Тогда мы много раз подумаем: а следует ли нам нарушать Божий нравственный закон, жить против совести? Следует ли предавать любовь, дружбу? Следует ли искать человеческого счастья не в тех великих и светлых идеалах, которые чаще всего присутствуют в детском и молодежном сознании? Следует ли подвергаться соблазну тех, кто хитроумно передвинул стрелку нашего жизненного компаса? Я глубоко убежден в том, что вера является силой, способной защитить наше нравственное чувство.

А теперь о самом главном. Почему жизнь в соответствии с нравственным законом должна непременно приводить нас к счастью? Может

108

 

 

быть, это очередная выдумка или исторический анахронизм? Вот сосед живет напротив — дом трехэтажный, машина дорогая — и подлец подлецом! И жена у него злая, а одета красиво, выглядит благополучной и счастливой. Или другой пример, когда не просто созерцание благополучия мерзавца, а реальное приглашение к порочной жизни начинает доминировать в нашем сознании. Нередко случается, что подходит к молодому человеку кто-то во время перемены и запросто говорит: «Покурить травки не желаешь?» А через какое-то время: «Кольнуться не хочешь, уколоться и забыться?» Это огромный соблазн, ведь мир иллюзий такой прекрасный, он уводит от тяжелой и скверной реальности! И юноша делает непоправимый шаг. Или еще пример: человек женат или хочет вступить в брак с любимым человеком. И вдруг появляется искушение. Так иногда человек желает приобрести какую-то вещь в магазине, идет домой за деньгами, а в витрине другого магазина видит не менее привлекательную вещь — почему бы и эту не купить, думает он. Порой мы так же поступаем со своими близкими, обещаем вступить или вступаем в брак, связываем себя величайшими по своему значению обязательствами, и вдруг нам нравится другой человек, внешне не менее очаровательный. Так почему бы на короткое время не изменить курс? Как часто мы разрушаем свое счастье и жизнь!

Нужно помнить и жить с этой мыслью, — хотя это непостижимо для нашего разума, но Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И как бы нас ни учили, что все относительно, как бы ни разрушались наши идеалы, ни помрачалась наша мечта от цинизма жизни, какие бы искусители ни говорили нам, что все это устарело, есть вечная и неизменная истина: человек может быть счастливым, только живя в той нравственной системе ценностей, которая была создана Богом и вложена в его природу.

А как же внешние факторы? Для многих материальное благополучие является непременным условием счастья. Зарплата, машина, квартира, деньги, деньги, деньги... Да, и это имеет отношение к полноте жизни, и было бы большим искушением, соблазном и неправдой утверждать иное. Но что происходит, когда богатство становится основной целью? А вот что: стал человек хорошо жить, купил одно, другое, третье, обзавелся машиной, домом, потом осмотрелся, а у коллег и дом лучше, и машины мощнее, а у руководителя — собственный самолет, да еще вилла за границей! И вдруг дом, который был таким желанным,

109

 

 

первая машина, которая казалась пределом мечтаний, уже не радуют... Потребление, если нет внутреннего нравственного регулятора этого процесса, может быть бесконечным, и тогда оно перестает приносить удовлетворение. Я однажды спросил очень богатого человека, у которого есть все — машины, самолеты, яхты, дома за границей: «А Вы бываете счастливы, когда что-то приобретаете?» Он снисходительно улыбнулся и сказал: «Только в тот момент, когда подписываю чек». Все у человека есть, а радости нет.

Приведу другой пример из жизни своей семьи. Мой дед стал священником на излете своих лет, до этого он был мирянином, имел большую семью — семь своих детей и одну приемную дочь. Он защищал Православную Церковь в трудные 1920-1930-е годы и оказался в неволе — время было тяжкое, заключение с небольшими перерывами продлилось почти тридцать лет. Множество тюрем, лагерей, ссылок, жизнь бомжа... С внешней точки зрения абсолютно неудавшаяся жизнь. Умер мой дед в возрасте 91 года, он стал священником, служил в Уфимской епархии, в Башкирии, потом начал слепнуть и ушел на покой. Перед самой его смертью я встречался с ним, у нас была очень интересная беседа, многое из того, что он сказал, я храню в памяти всю жизнь. Я его спросил: «Дедушка, а ты был счастлив?» Странный вопрос к человеку, который тридцать лет в тюрьме просидел за веру, потому что боролся за единство Церкви против обновленческого раскола, в страшные тридцатые годы защищал храмы от закрытия. Он прошел огонь и воду за годы заключения. Представьте себе: он не понял моего вопроса. Не понял потому, что он был действительно счастливым человеком, несмотря на все страдания, лишения и скорби. Он меня научил тому, что есть человеческое счастье.

И еще пример. Не буду называть имя этого всемирно известного человека, я тоже был с ним знаком. Это один из самых богатых людей на нашей планете, он жил в одной из европейских стран, состояние его измерялось десятками миллиардов долларов, он мог позволить себе все. У него был сын — молодой, красивый наследник колоссальной империи, у которого было все, о чем мечтают простые люди. Он, будучи психически здоровым, покончил жизнь самоубийством, не дожив до тридцати лет. Я спрашиваю самого себя: дед, просидевший значительную часть жизни в тюрьмах и лагерях из-за того, что отказался предать Господа, и этот наследник великой финансовой империи — кто из них был более

110

 

 

счастлив? А ведь эти примеры можно продолжать. В жизни каждого человека есть нечто, помогающее понять, что означает быть счастливым.

Повторю еще раз, потому что считаю это важным: если мы отрываем нравственную составляющую от нашего целеполагания, от нашей мечты, то мы обрекаем себя на несчастье. И каким бы ни было видимое благополучие безнравственного человека, он не может быть счастливым по определению, как теперь говорят. Но не по человеческому определению, а по определению Божию. Это особенно важно понимать, мои дорогие молодые друзья, в вашем возрасте, когда с легкостью могут подставить магнитик под стрелку вашего компаса — аккуратно, деликатно, даже не заметите. Старайтесь не допускать такой подмены курса (потому что сразу разобраться в том, что произошло, бывает очень трудно), чтобы не воскликнуть в конце: а жизнь-то не удалась! Не дайте переформатировать свое сознание. Вот именно поэтому нужно хранить в сердце веру — она поможет уберечь нравственное начало. Не только в интеллектуальном плане — через вероучение передается реальная философия жизни, помогающая корректировать свой жизненный курс разумом, но еще и потому, что через веру дается человеку сила Божия, которая помогает ему делать правильный выбор в жизни.

Сегодня у меня, как у Мартина Лютера Кинга, есть мечта — чтобы вы, и вся молодежь нашей страны, и весь наш народ никогда никому не позволили изменить курс, следуя которым мы можем обрести счастье. В историческом опыте нашей страны — увлечение безбожием, нравственным нигилизмом, именно поэтому не были реализованы ложные идеалы, к которым стремились наши прадеды, деды и отцы, ведь они мечтали построить процветающее общество без Бога.

Дай Бог, чтобы наше Отечество, наш народ осмыслил горький исторический опыт и сумел сохранить и укрепить верность тому единственно правильному курсу на счастье, который заложен Господом в нашу человеческую природу.

Я хотел бы всем вам пожелать мудрости, силы духа, способности защищать свое сознание от тех влияний, которые могут изменить правильное течение жизни. И одновременно желаю вам осуществить мечту — каждому свою. Дай Бог, чтобы эти мечты были светлыми и чистыми, чтобы они соответствовали высоким нравственным идеалам, ибо только так человек может стать счастливым. Будьте счастливы и хранимы Богом!

111


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.