Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на братской встрече со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, 4. 07. 2009

СЛОВА И ВЫСТУПЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ
ВИЗИТОВ В ДРУГИЕ СТРАНЫ

Хроника зарубежных поездок Святейшего Патриарха

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

СЛОВО НА БРАТСКОЙ ВСТРЕЧЕ СО СВЯТЕЙШИМ
ПАТРИАРХОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ
ВАРФОЛОМЕЕМ

4. 07. 2009

Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель господин Варфоломей! Преосвященные собратья-архиереи1!

С особым трепетным чувством мы прибыли в Константинополь — город, образ которого живет глубоко в сердце русского православного человека. На этой овеянной славой земле нам вспоминаются далекие события нашей общей истории, оживающие при виде величественного храма Святой Премудрости Божией и других памятников византийской эпохи. Пред мысленным взором воскресают дорогие каждому из нас картины: крещение святой равноапостольной княгини Ольги Святейшим Патриархом Константинопольским Феофил актом и посещение Царьграда послами ее внука, святого равноапостольного князя Владимира. Пораженные благолепием Великой Христовой Церкви и явственно ощутившие прикосновение благодати Божией, они, по их словам, не знали, где находились: на небе или на земле.

Те далекие события предопределили выбор наших предков в пользу истинной веры. В них коренится и наше благоговейное отношение к городу святого царя Константина и к Константинопольскому Патриаршему престолу, украшенному именами величайших святителей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других.

В самом начале нашей встречи хочу засвидетельствовать, что эти чувства живы в Русской Церкви и поныне. С этими переживаниями и с искренней во Христе любовью простираем к Вам наши братские объятия, приветствуя Ваше Святейшество и окружающих Вас высоких иерархов Святейшей Константинопольской Церкви.

1 Архиеп. Волоколамский (ныне митр.) Иларион; еп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий; митрополиты Пергамский Иоанн, Сасимский Геннадий (Константинопольская Православная Церковь).

310

 

 

Этот мирный визит является первым из посещений братских Поместных Православных Церквей после того, как изволением Духа Святого и избранием Собора церковного на мои рамена был возложен нелегкий крест Предстоятельского служения. Бремя этого служения непосильно немощному человеку. Его возможно понести только содействием благодати Божией по молитвам всех членов Церкви Христовой. Особенно важно для меня чувствовать молитвенную поддержку моих собратий, Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которая укрепляет мои духовные силы и деятельно поддерживает драгоценное для нас всеправославное единство.

Поистине, во Христе Иисусе все мы, сподобившиеся Единого Духа усыновления, — иерархи и миряне, греки, славяне и прочие православные народы, мужеский пол и женский — соединены друг с другом нашим общим усыновлением Богу, к Которому единодушно взываем: Авва, Отче! (Рим. 8,15).

Единство Вселенской Церкви проявляется в общении Поместных Церквей. Все они связаны между собою союзом любви. Однако при этом мы никогда не забываем, что у Русской Церкви особые отношения с первенствующим в священных диптихах Константинопольским Патриаршим престолом. От него мы получили просвещение светом веры и начала премудрости книжной, храмоздательство и священную живопись, богослужение и все многообразие церковного устроения.

Все это духовное богатство было воспринято нашими предками во главе со святым равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь в Киеве в 988 году. Из Киева, матери городов русских, благодать богопознания распространилась по всей Руси. Вышедшие из единой Киевской купели, восточнославянские народы составили то нерасторжимое духовное единство, которое лежит в основании бытия Русской Церкви.

Эта Церковь много потрудилась во вверенном ей винограднике Христовом на Руси, в северных странах, в Сибири и даже до восточного края земли сначала под омофором Патриархов Цареградских, затем самостоятельная в своем управлении. Ее апостольским служением свет Христовой Истины распространился не только в этих землях, но и за их пределами.

Православие на Руси явило великий сонм святых: благоверных князей, святителей, преподобных, блаженных Христа ради юродивых,

311

 

 

праведников. Поистине крестный путь прошла Русская Церковь в XX веке: тысячи священнослужителей, десятки тысяч монахов и мирян взошли на Голгофу и в мученичестве своем просияли подвигами терпения, великодушия, незлобия и любви к врагам. По молитвам этих бесчисленных угодников Божиих Русская Церковь восстала во всей красе и славе в наши дни.

Эпоха семидесятилетнего гонения на веру и служения Богу в весьма стесненных обстоятельствах не миновала бесплодно. Пройдя через горнило испытаний, Русская Церковь получила возможность свободного осмысления пройденного ею исторического пути. Итогом его стали важные концептуальные документы, обобщающие опыт Церкви в таких сферах, как церковно-государственные и церковно-общественные отношения. С богословской точки зрения была рассмотрена также тема свободы человека и его прав, многие другие вопросы, от ответов на которые зависит ныне судьба всей христианской цивилизации.

Эти труды, которые могут быть полезными для всей православной Полноты, являются вкладом Русской Церкви в общеправославное свидетельство перед лицом современного мира, теряющего духовно-нравственные ориентиры.

Сегодня, оглядываясь на пройденный Русской Церковью путь, мы можем с уверенностью утверждать, что спасительное сеяние миссионеров Константинопольской Церкви в Русской земле принесло обильные благодатные плоды, являющиеся нашим общим достоянием, достоянием всего Православия.

Ваше Святейшество!

Мы прибыли ныне в Ваш кафедральный град с упованием на то, что настоящий визит послужит благим началом для обновления братских во Христе взаимоотношений между двумя великими Православными Патриархатами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы всей душой поддерживаем прозвучавший здесь в прошлом году призыв Вашего Святейшества к Поместным Православным Церквам сознавать себя и действовать как единая Церковь. Это Ваше вйдение является и нашим искренним убеждением. На этом общем основании мы можем немало сделать для упрочения богозаповеданного единства. От всего сердца благодарю Вас за радушное приглашение и надеюсь в эти дни сполна вкусить от духовного пира совместной молитвы и братского общения.

312

 

 

После восшествия на Патриарший престол я принял решение как можно скорее приехать сюда, для того чтобы иметь братское общение с Вами. Я полагаю важным (это отвечает и Вашему подходу) открыть новую страницу в наших отношениях.

Мне всегда было легко приезжать в этот город, даже когда мы принимали участие в не самых простых переговорах. Это связано с нашими добрыми личными отношениями. Мы знакомы с Вами долгие годы и в бытность митрополитами имели тесные, дружественные связи. Я храню в сердце Ваш братский визит в Смоленскую епархию, помню те замечательные дни, которые мы проводили вместе, молились. Поэтому общение с Вами мне всегда было по-человечески приятным и полезным. Из недавних воспоминаний я особенно хотел бы отметить наше с Вами совместное путешествие в Каппадокию, когда Вы пригласили меня сопутствовать Вам, дав мне возможность прикоснуться к святыням этой земли и от сердца к сердцу поговорить с Вами. Именно сегодня я хотел бы вспомнить ту историческую беседу, которая состоялась здесь в прошлом году в преддверии встречи Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Она помогла перейти на новую страницу наших отношений, которую ныне нам надо открыть до конца.

Взойдя на Московский Патриарший престол, я во всей полноте ощутил и понял, насколько тяжел патриарший крест. Очень важно чувствовать поддержку Предстоятелей других братских Поместных Церквей, дабы через совместную молитву и сотрудничество мы взаимно укреплялись и помогали друг другу нести нелегкие бремена служения.

Заявление, подписанное Предстоятелями Православных Церквей здесь, на Фанаре, в той части, в которой оно содержало богословское осмысление происходящего в мире, нашло очень теплое, заинтересованное отношение со стороны светского мирового сообщества. Дай Бог нам продолжать эту совместную работу, дабы от имени Единой Православной Церкви, которая, по милости Божией, существует в разных странах и объединяет множество людей, богословски и пастырски реагировать на важнейшие мировые события.

313



СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В ГЕОРГИЕВСКОМ ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ НА ФАНАРЕ,
СОВЕРШЕННОЙ СОВМЕСТНО СО СВЯТЕЙШИМ
ПАТРИАРХОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ
ВАРФОЛОМЕЕМ
5. 07. 2009

Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Преосвященные архипастыри! Досточтимые пастыри! Боголюбивая братия этого святого патриаршего храма! Братья и сестры!

Сегодня произошло важнейшее событие за время нашего посещения Святейшей Константинопольской Церкви — совместное служение Божественной литургии и причащение Святых Тела и Крови Господних, наше единение во Святом Духе. Действительно, жизнь Церкви Христовой сосредоточена вокруг Евхаристии, в ней получает завершение, в ней же церковная жизнь черпает и силу. Следуя заповеди Господней, мы вспоминаем Его искупительный подвиг и, разделяя одну Евхаристическую трапезу, становимся поистине одно тело и один дух с Господом (Еф. 4, 4; 1 Кор. 10,17), теснейшим образом соединяясь и друг с другом. И если, идя на смерть за нас, Спаситель молился о том, чтобы Его ученики были едино, как и Сын со Отцем суть едино (Ин. 17, 21), то как усердно надлежит всем нам, последователям Христовым, заботиться о сохранении единства между собой! А сослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей служит ярким проявлением этого.

Пребывание в кафедральном граде Константинопольского Патриархата вызывает у нас чувства, которые затрагивают душу и очень волнуют. Мы с благоговением взираем на величайшие святыни Православия. Перед нами воскресают важнейшие события церковной истории, происходившие на этой земле. Оживают образы из богослужебных последований, неразрывно связанные с Константинополем. Вспоминается чудесное предстательство Богоматери, не раз защищавшей Свой город от нашествия иноплеменников. Приходят на память события, связанные с Крещением Руси.

Особую радость я испытываю от встречи с живыми носителями многовековой традиции. Это чада Святейшей Константинопольской

315

 

 

Церкви, стойкие в вере и в памяти своих предков, во главе со своим Отцом и Патриархом. Невзирая на исторические катаклизмы, имя Христово продолжает святиться в этом Граде и в этом святом храме. Мы благодарим Бога, сподобившего нас найти Святейшую Церковь Константинополя в мире и благодати Божией, а ее Предстоятеля — в добром здравии и крепости духа.

В этот день еженедельное празднование Воскресения Христова соединяется в календаре Константинопольской Церкви с памятью преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского. В том, что наше сослужение пришлось на день памяти столпа афонского подвижничества, нельзя не увидеть символического смысла, ведь правила монашеского общежития, положенные преподобным Афанасием для основанной им Великой Лавры, повлекли за собой расцвет святогорского монашества. Через пять десятилетий после блаженной кончины аввы Афанасия русский афонский постриженник преподобный Антоний возвращается на Русь и становится основателем другой великой лавры, именуемой сегодня Киево-Печерской.

С киевских холмов, от святой лавры началось распространение монашеской традиции по всей Руси. Как и на Афоне, монастыри на Руси становятся не только местом духовного подвига монашествующих, но и настоящими духовно-просветительскими центрами. В них переписываются и хранятся книги, а духоносные подвижники служат миру как опытные духовные наставники и проповедники Евангелия Христова, защитники веры православной и единства Церкви.

Вот и сегодня в России, на Украине, в Беларуси и других странах, духовно окормляемых Московским Патриархатом, именно монастыри являются средоточием заботы о хранении веры и единства нашей Церкви.

Через богатейшую монашескую традицию Русская Церковь восприняла от Византии и богослужебные уставы — сначала Студийский, а затем Иерусалимский, который до сих пор используется в ее монастырях и приходах. По образу и подобию византийских песнопений были написаны службы русским святым и другие виды священных текстов. Греческие мастера были первыми учителями русских иконописцев. Древнерусское церковное пение также испытало на себе влияние византийской школы. Становление русского богословия связано с трудами

316

 

 

братьев Софрония и Иоанникия Лихудов1, основавших первую высшую духовную школу в Москве — Славяно-греко-латинскую академию, от которой почерпает свое преемство и нынешняя Московская духовная академия.

Во всех сферах церковной жизни мы видим проявление общей традиции, неразрывно связывающей Церковь Константинопольскую с ее некогда Дочерью, а ныне равночестной Сестрой, Церковью Русской. Наше общее предание является прочной основой для совместного свидетельства перед лицом современного мира. В условиях, когда религия вытесняется на обочину общественной жизни, когда стирается само понятие греха, подвергаются радикальному пересмотру традиционные нравственные ценности, а в основу хозяйствования ставится принцип наживы, мы должны объединить усилия в отстаивании евангельских норм и выработке общеправославного ответа на вызовы времени.

Ваше Святейшество!

Сегодня, в благознаменательный день нашего сослужения, мы от всей души желаем всем чадам Святейшей Константинопольской Церкви, живущим как в этом городе, так и в других городах и странах по всему миру, помощи Божией, крепости духа и мира Христова. Благодарим Вас за радушное гостеприимство на этой благословенной земле. Молитвенно призываем святых угодников Божиих на помощь Вам в Вашем высоком патриаршем служении.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.