Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на церемонии награждения победителей VI Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры, 26. 02. 2014

СЛОВО НА ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
VI ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

26. 02. 2014

 

Ваше Высокопреосвященство2! Дорогие братья и сестры, участники олимпиады!

Я всегда с особым чувством обращаюсь к вам, и это особое чувство окрашено в самые светлые и теплые тона и краски. Наше олимпийское движение началось с 12 тысяч человек — это меньше, чем капля в море, а сегодня по милости Божией мы уже приближаемся почти к 400 тысячам участников, и одна эта арифметика свидетельствует о том, что олимпиада принимается людьми, что она воспринимается как нужное и важное дело. Это действительно так, потому что олимпиада — один из инструментов пробуждения интереса к тому, что, может быть, является самым важным в мировоззрении современного россиянина, и не только россиянина.

1 Председатель совета директоров Финансовой корпорации «Уралсиб».

2 Митр. Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.

374

 

 

Речь идет о фундаментальных понятиях. К сожалению, большая часть содержания информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и благополучия страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто потому, что мысли людей в первую очередь направлены на то, что является важным для них в данный момент. Это связано с профессиональной деятельностью людей, с решением различных вопросов — административных, технических, политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена повседневностью, что последняя закрывает собой то самое основное и фундаментальное, без чего и сама она не может быть позитивной, мирной и благополучной.

Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания. Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и государствах, — какое смятение умов, кровопролитие, ненависть, вражда, столкновения различных групп! Почему это происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека; и поэтому за основу принимается нечто временное, преходящее, чаще всего политизированное, что не может содействовать формированию целостной человеческой личности.

Мне приходится часто участвовать в разного рода собеседованиях, дискуссиях, беседах, совещаниях, которые касаются и того, что происходит в мире. И многие люди говорят: «Но ведь должна быть некая основа, должен быть какой-то стержень, без которого распадется национальная жизнь!» А я добавляю: «Не просто национальная жизнь — человеческая общность распадется, если нет стержня».

Почему мы говорим о том, что религия, Православие, религиозная культура являются такими стержнями? Потому что через приобщение к религиозным знаниям формируется система нравственных ценностей, этика, мораль. А что такое человеческие отношения? Это в первую очередь те отношения, в которых нравственный фактор является самым главным и решающим. Опять-таки, современный подход к этой теме предполагает, чтобы главным фактором было право, закон: вот, мол, есть закон и живите по нему — закон все отрегулирует. Но мы, во-первых, знаем, что не все законы отражают чаяния людей. Есть

375

 

 

законы, которые не в полной мере отражают нравственную основу человеческой личности, есть законы плохо написанные, есть законы, едва принятые большинством, есть законы, которые подвергаются критике со стороны большого числа людей, а есть еще проблема низкой культуры, в том числе правовой, что ведет к высокому уровню криминализации. Все эти факторы приводят к мысли о том, что один только закон не может быть регулятором человеческих отношений.

Мы делаем добро не потому, что есть закон, — мы законов часто не знаем. Мы делаем добро или, наоборот, зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Эта мотивация исходит из нашего ума, из нашего сердца, и когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение и в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без нравственной основы не может существовать человеческое общество. Никакие законы в отрыве от нравственности не способны установить справедливые, мирные отношения между людьми, особенно если речь идет о таких обществах, где есть представители разных культур, разных религий, разного отношения к религии в принципе — многоконфессиональных, многоэтнических обществах.

Почему мы глубоко убеждены в том, что преподавание Основ православной культуры так важно, особенно для России? Потому что одним из очень чувствительных вопросов является вопрос межэтнических и межрелигиозных отношений. Для России это один из самых важных вопросов. Когда мы дискутировали относительно того, что преподавать в школе, то были люди, которые говорили: нельзя преподавать основы религиозной культуры, потому что это разделит детей, это разделит общество, это спровоцирует конфликты. А мы, отталкиваясь от своего собственного опыта, говорили: преподавание основ религиозной культуры (в первую очередь мы вели речь о православной культуре) никогда не спровоцирует никакого напряжения. А почему? Потому что убедить православного человека в том, что он должен хорошо относиться к носителю другой религии или к представителю другой нации, можно только через апелляцию к его собственным убеждениям. Нельзя на основе отвлеченного религиоведческого предмета, который не имеет никакого отношения к воспитанию, убедить людей, что всем нужно жить дружно. Это ведет к пустым фразам, к пустым словам. Это как

376

 

 

ветер — прогремел по крыше и полетел дальше: на звук удара все обращают внимание, а затем забывают. Пустые фразы — это то же самое. И когда нас призывают к толерантности, то есть к терпимости, политкорректности, то в данном случае это превращается в пустой звук, который не наполнен никаким реальным содержанием.

Что нужно делать для того, чтобы это не было пустым звуком, чтобы люди могли жить в мире, несмотря на религиозные и национальные отличия? Нужно делать то, что мы теперь и делаем: опираясь на собственную аргументацию, в нашем случае православную, формировать доброжелательное отношение к другим. И тогда эта аргументация, связанная с религиозными взглядами человека, становится самой сильной и самой убедительной.

В эти дни я имел возможность встречаться с руководителями северокавказских республик. Они мусульмане. Мы говорили на эту тему, и они полностью со мной соглашались в том, что учить мусульман доброму отношению к христианству должен ислам. В исламе много аргументов в пользу того, чтобы воспитать такого мусульманина, — это соответствует их религиозной традиции.

А как можно воспитать доброе отношение к мусульманину со стороны православного? На основании христианской традиции, на основании того, чему учили Христос, святые апостолы, учителя Церкви, на основании того Предания, той традиции, которую Церковь несет в себе. Тогда доброе отношение верующего православного человека к мусульманину, иудею, буддисту или представителю какой-то другой религии будет опираться на очень мощную систему аргументации, которая входит в его мировоззрение.

Это то, что касается важной темы межрелигиозных отношений. Но у нас есть и другая очень важная тема — это человеческое счастье, это благополучие. Мы знаем, что никакими деньгами невозможно купить любовь — не лживую, не продажную, а подлинную любовь. Никакими деньгами вы это чувство не сможете возбудить в человеке. Может быть обман, может быть игра, может быть видимость любви, но подлинного чувства невозможно добиться деньгами. Оно — в глубине сердца. И ведь каждый это знает, — как и то, что невозможно быть добрым за деньги, или под давлением власти, или под давлением каких-то внешних обстоятельств. Добрым можно быть, только если доброта в сердце. А любовь и доброта — это и есть параметры человеческого

377

 

 

счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство к ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью, потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие, сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.

Поэтому я с очень большим вниманием отношусь ко всему, что происходит в сфере религиозного образования в нашей стране, и не только в ней. Я хотел бы отметить определенные успехи, хотя, может быть, эти успехи еще не в полной мере соответствуют масштабам страны и масштабам поставленных перед нами задач. Олимпиады, которые очень содействуют успеху этого доброго дела, одновременно являются механизмом продвижения всех этих правильных, на мой взгляд, мыслей и показателем того, что у нас происходит.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность всем, кто организует олимпиаду, — Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, благотворительному фонду «Мета». С 2013 года к организации олимпиад подключился благотворительный фонд святого Василия Великого, и я хотел бы поблагодарить его руководителей и учредителей за эту работу.

Мне кажется, нужно, чтобы как можно больше высших учебных заведений поддерживали олимпиаду, и я рад, что в этом году к работе подключился также Российский православный университет. Надеюсь, что все больше и больше высших учебных заведений будут участвовать в этой работе.

Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и еще раз выразить свою радость в связи с тем событием, которое сейчас имеет место. Хотел бы особенно поблагодарить лауреатов, победителей олимпиады за их энергию, за их инициативу, за их труд, который они положили для достижения этой высокой и почетной цели. Пусть благословение Божие пребывает с нашей молодежью, с нашими школами, с нашими юношами, девушками, детьми — со всеми, кто со тщанием изучает Основы православной культуры. Помогай вам Бог!

378


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.