Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Развитие системы духовно-нравственного просвещения в Смоленско-Калиниградской епархии, 07-08. 2005

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
В СМОЛЕНСКО-КАЛИНИГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ
1
07-08. 2005

На развитие системы духовно-нравственного просвещения в Смоленско-Калининградской епархии существенное влияние оказывают социально-культурные особенности областей, входящих в ее состав. Если Смоленская область имеет древние православные традиции и прочные исторические связи с остальной Россией, то Православие в Калининграде очень молодое — ему всего 20 лет. В столице самой западной области России первый православный приход появился только в 1985 году. В то же время в Калининградской области процент населения, имеющего высшее образование и высокую профессиональную подготовку, выше. Это связано с историей Калининградской области, восстановление хозяйства которой после Великой Отечественной войны потребовало приезда из других областей нашей Родины многих высококлассных специалистов.

Для катехизаторской работы и развития общего образования на основе православных принципов в Смоленско-Калининградской епархии используются возможности как светской системы образования, так и приходов. Особое слово хотелось бы сказать о связи духовно-нравственного просвещения со светской системой образования. Когда некоторые чиновники сегодня говорят, что государственное образование должно быть отделено от религиозного, указывая на современные законодательные нормы, то хочется привести контраргументы — и прежде всего не правового, а этического характера. У меня вызывает боль тот факт, что нас заставляют обрывать живую связь между светским и духовно-нравственным образованием. Нельзя забывать, что она была продиктована самой жизнью и выросла из реальных исторических обстоятельств. Кроме того, эта связь не сводится исключительно к наличию в учебной программе предметов, направленных на знакомство учащихся с православной традицией, но она означает прежде всего внедрение в процесс образования и воспитания определенных принципов человеческой деятельности и межличностных отношений.

1 Одаренные дети. 2005. Июль-август. С. 2-9.

313

 

 

В конце XX века развитие духовно-нравственного просвещения в России оказалось в тесной зависимости от потенциала и возможностей местных светских педагогических традиций. Как когда-то православное просвещение дало начало светскому образованию на Руси, так в конце 1980-х годов светская система образования дала первых зачинателей и организаторов системы духовно-нравственного просвещения. В годы запрета на религиозное образование и православные образовательные традиции именно светские университеты, институты, музеи являлись хранителями памяти о тысячелетней образовательной и педагогической практике России. Когда пришло время благоприятное (2 Кор. 6, 2), то традиции ожили благодаря стараниям многих энтузиастов, которых призвал Господь из сферы светского образования.

Так было во многих российских городах. Так произошло в Смоленске и Калининграде. Задача епархии заключалась в том, чтобы найти педагогов, заинтересованных в работе с Церковью, и дать им соответствующую подготовку. Именно на эти цели была ориентирована работа специально созданного в епархии отдела образования. Практически с каждой школой были установлены рабочие контакты. В результате появилась возможность приглашать заинтересованных педагогов на организуемые епархией специальные семинары. Цель таких семинаров — подготовить специалистов для преподавания Основ православной культуры в дошкольных и средних учебных заведениях.

Весьма важным фактором, способствовавшим развитию системы духовно-нравственного просвещения, стали соглашения епархии с администрациями двух областей. Эти документы заложили юридическую основу для сотрудничества, содействующего в том числе подготовке преподавательских кадров. Православные педагоги «первого призыва» начали трудиться в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в наиболее трудные годы, когда было необходимо преодолевать множество проблем, связанных с отсутствием методической базы, систематической методической подготовки с учетом специфики преподавания духовно-нравственных предметов, отсутствием хорошо разработанной нормативно-законодательной базы и финансовых средств. Тем не менее из года в год уровень работы воскресных школ и преподавания духовно-нравственных предметов в светской школе повышался. Педагоги, получившие соответствующую квалификацию в рамках организованной системы подготовки, смогли обеспечить

314

 

 

преемственность духовно-нравственного образования, накапливая опыт, развивая методическую базу преподавания православных духовно-нравственных дисциплин.

Общую картину современного состояния православного просвещения в двух регионах можно составить на основе статистических данных за 2004 год. Количество светских учебных заведений, в которых преподается факультатив «Основы православной культуры», в Смоленской области составляет 149, а в Калининградской области — 189. Кроме того, в Смоленской области существует отдельный православно-краеведческий предмет «История православной культуры земли Смоленской», который преподается в 236 светских учебных заведениях. Количество учащихся, изучающих Основы православной культуры и Историю православной культуры земли Смоленской в светских учебных заведениях, в Смоленской области составляет 15759 человек, в Калининградской области — 11300 человек.

Кроме того, епархия организует собственные катехизаторские учебные заведения: воскресные школы и духовно-просветительские центры. Количество воскресных школ на сегодняшний день составляет 94. Количество учащихся в воскресных школах достигает 2 555 человек. Всего по Смоленско-Калининградской епархии катехизацией охвачено 29614 человек. Параллельно развитию православного просвещения в епархии выстраивается пусть скромная, но уже действующая система православных общеобразовательных заведений. На сегодняшний день в Смоленской области действуют две православные гимназии и три православных детских сада.

Возникает вопрос: высокие это показатели или нет? Если исходить из финансовых и организационных ресурсов епархии,— это достаточно высокая цифра. Необходимо отметить, что Смоленско-Калининградская епархия, как и все другие епархии Русской Православной Церкви, испытывает серьезные проблемы с финансированием своих просветительских проектов. Если же принимать во внимание количество населения, проживающего в этих двух областях, и высокий процент православных людей в них, то это ничтожно малая цифра, которая составляет всего 1,5% от населения двух регионов. Напомню, что по данным переписи населения 2002 года, в Смоленской и Калининградской областях проживает примерно по одному миллиону жителей. При этом из общения со многими верующими людьми мне известно,

315

 

 

что количество желающих получать представление о своей вере и обеспечить своим детям общее образование и воспитание на православных основах значительно превышает возможности, которыми располагает сегодня Православная Церковь. Как же решать такую проблему?

На мой взгляд, нашему обществу и государству следует хорошо познакомиться с практикой, существующей в этой области в развитых странах. Для примера приведу Германию, в которой успешно решается подобная проблема. По сведениям епископа Герхарда Мюллера, епископа Регенсбурга, председателя экуменической комиссии Немецкой епископской конференции, в его епархии успешно действуют 80 католических школ и 400 детских садов. 80% затрат на обучение в этих учреждениях покрывается из государственного бюджета. Это считается нормальным, потому что Церковь занимается нужным для общества делом — духовным просвещением и нравственным воспитанием подрастающего поколения. А в нашей стране в прошлом году был принят закон о прекращении финансирования негосударственного образования из федерального бюджета. Эта мера поставила на грань выживания все православные общеобразовательные учреждения, в том числе гимназии в Смоленской и Калининградской областях.

Хотелось бы подчеркнуть, что работа епархии по расширению присутствия православного компонента в светских учебных заведениях проводится во исполнение норм внутреннего российского законодательства и международных обязательств России по предоставлению гражданам возможностей получения образования в соответствии со своими религиозными взглядами.

В то же время епархия проводит активную работу по выстраиванию собственной системы катехизаторской и образовательной работы. В 94% приходов Смоленской области работают воскресные школы для детей и взрослых. Такой же процент характерен и для Калининградской области. Воскресным школам, действующим в епархии, в этом году исполняется 16 лет: первые воскресные школы были открыты при кафедральных соборах в Смоленске и Калининграде в 1989 году.

Особенностью работы воскресных школ по сравнению с государственными и муниципальными является то, что они не имеют единого регламентированного учебного плана. Этот план трудно установить в связи с тем, что каждый приход самостоятельно определяет свой учебный план, учебные курсы (предметы), их программу, расписание

316

 

 

занятий, — исходя из того, какими материальными и преподавательскими ресурсами он обладает в данное время. Отсюда в церковно-приходских школах наблюдается весьма широкий спектр учебных предметов, хотя имеется и небольшая группа таких дисциплин, которые неизменно присутствуют в учебных планах почти каждой школы: Закон Божий, церковное пение, православные праздники. Программы этих предметов также нередко разнятся в зависимости от выбора школы или преподавателя.

Учащиеся воскресных школ находят возможности заниматься и благотворительной деятельностью. Два раза в год — на Рождество Христово и Пасху — творческие коллективы воскресных школ дают благотворительные представления в детских домах, приютах, домах престарелых и светских школах. Делам милосердия в воскресных школах уделяется особое внимание, так как это помогает закреплять результаты духовно-нравственной воспитательной работы. Большой радостью для учащихся воскресных школ, педагогов и родителей являются совместные паломнические поездки.

Благодаря особой специфике работы некоторые воскресные школы ориентированы в своем развитии на преобразование в церковные детские досуговые центры и центры дополнительного образования детей в селах и городах области. Сегодня уже можно говорить о появлении благоприятных условий для возникновения таких центров на базе воскресных школ, которые могут привлечь к себе воспитанников высоким качеством преподавания традиционных и нетрадиционных для обычной воскресной школы предметов: лепки, вышивки, гончарного дела, судомо-делирования, живописи, спорта, иностранных языков, информатики.

В Смоленской области есть несколько воскресных школ нового типа, которые носят название духовно-просветительских центров. Например, успешно ведет свою работу духовно-просветительский центр при храме Святых новомучеников Российских в г. Смоленске. При центре существует воскресная школа для детей младшего возраста (4-7 лет), среднего возраста (7-15 лет), для старшеклассников (15 лет и старше). Дети занимаются по программам, разработанным методистами духовного центра и включающим в себя занятия по катехизису, церковнославянскому языку, прикладному искусству и музыке. В распоряжении преподавателей находится хорошо оснащенная техническая база — видеоцентр, музыкальная аппаратура. Это позволяет привлекать все большее количество детей.

317

 

 

Наряду с воскресной школой при центре работает школа для детей-инвалидов г. Смоленска. Учащиеся воскресной школы участвуют в литургической жизни прихода, участвуют в организации и проведении утренников и концертных программ. Православный центр имеет добрые отношения с воскресными школами других приходов епархии. Традиционными стали посещения приходов с концертными программами и другими мероприятиями.

Работа духовного центра распространена и на более взрослую категорию прихожан. Два раза в неделю в конференц-зале прихода для взрослых, пожилых людей и молодежи проводятся показы новых видеофильмов и беседы священника. Кроме того, на базе духовного центра были открыты специализированные курсы для воспитателей дошкольных учреждений. Они будут проводиться на постоянной основе. Подобные виды работ осуществляются и в других духовно-просветительских центрах Смоленской и Калининградской областей.

Воскресные школы и досуговые центры ориентированы на выполнение катехизаторских и просветительских задач. В реальной жизни они являются лишь дополнением к основному образованию и воспитанию детей и молодежи, которое они получают в государственных средних и высших учебных заведениях. Отсюда нередко возникает проблема стыковки ценностных оснований, проповедуемых Церковью, и ценностей, усваиваемых детьми в системе светского образования. Кроме того, образовательная деятельность, основанная на православном мировоззрении, не может довольствоваться только тем, чтобы быть приложением к какому-либо воспитанию. По своей природе Православие стремится к тому, чтобы стать организующим центром жизни человека, в том числе при получении знаний. Поэтому важной целью для епархии является выстраивание и реализация целостного воспитательно-образовательного процесса, основанного на православном мироощущении.

Как нельзя лучше для православного понимания целостности образования и воспитания личности, начиная от самого младшего возраста и заканчивая зрелостью, подходит современный принцип непрерывного образования, предполагающий преемственность образовательных традиций от одного этапа к последующему, а также необходимость обучения человека на протяжении практически всей его жизни. Начальным звеном в таком образовании являются детские сады. В Смоленской

318

 

 

области их насчитывается три: в Смоленске, в городе Велиже и на станции Игоревской. Православный детский сад в Смоленске был открыт в январе 1991 г. Это был первый православный детский сад в России, который создавался на принципах христианской педагогики. Сегодня на его базе ведет работу методический центр по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, который уже стал лабораторией для разработки авторских программ воспитателей и площадкой обмена опытом.

Не менее успешен опыт работы и двух других детских садов. Полагаю, что, несмотря на финансовые трудности, которые свойственны также и этому направлению деятельности епархии, православные учебные заведения имеют большое идейное преимущество перед аналогичными светскими детскими заведениями. В основании их деятельности лежит руководящая и созидающая идея воспитания нравственной и творческой личности, ориентирующейся на православное мировоззрение. Конечно, тот или иной педагогический коллектив может удачно или менее удачно реализовывать эту задачу. Тем не менее педагоги и воспитатели всегда имеют перед глазами ориентиры для выстраивания своей работы, а в наше время это уже является большим преимуществом. К сожалению, перед нашими педагогами в светских воспитательных и учебных учреждениях сегодня зачастую не ставят непосредственно нравственных и воспитательных задач. Школа рассматривается как чисто функциональное учреждение, призванное снабдить человека определенным минимумом знаний, а как он воспользуется этими знаниями, остается за рамками образовательной системы.

Идея воспитания нравственной и интеллектуально развитой личности должна присутствовать и на второй ступени образовательно-воспитательного процесса — в средней школе. На сегодняшний день епархия поддерживает деятельность двух гимназий в Смоленске и Рославле. Уже традицией стало то, что дети, ходившие в православный детский сад, получают затем среднее образование в православной гимназии. Однако, формируя образовательную систему, основанную на православном мировоззрении, мы не должны ориентировать ее на отрыв от светской системы. Безусловно, православная школа должна иметь не расплывчатую духовную идентичность, а ясный и недвусмысленный православный фундамент. Нет никакой ущербности для современного человека в том, что, выходя из школы, он четко осознает себя православным человеком и понимает, какие это имеет следствия для

319

 

 

его профессиональной и личной жизни. Мы не должны ставить знак равенства между понятиями «светский» и «антихристианский». Одно из определений слова «светский» обозначает всего лишь сферу человеческой деятельности, связанную с видимым миром. Поэтому объективные научные исследования и открытия могут быть гармонично интегрированы в православное мировоззрение человека. И православные люди не должны отгораживать себя от этой сферы деятельности, так как, по слову Священного Писания, невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).

Кроме того, православные учебные заведения в контактах со светскими учебными заведениями волей или неволей осуществляют миссионерскую работу. Ее суть состоит в том, чтобы свидетельствовать, что на основе православного мировоззрения можно добиться хороших результатов в образовании и воспитании личности. Православная система образования и воспитания должна быть примером для всех учебных заведений. Поэтому гимназии в Смоленской епархии органично вписаны во всю образовательную систему области. Их учителя участвуют в обмене новыми методическими и воспитательными разработками с педагогами светских школ, передают свой опыт работы студентам профессиональных и высших педагогических заведений, которые ежегодно проходят практику в гимназиях.

От областной образовательной жизни не отгораживаются и ученики гимназий: воспитанники участвуют в образовательных и воспитательных программах города, например, предметных олимпиадах и различных конкурсах, культурно-духовных мероприятиях. Кроме того, гимназисты-выпускники поступают в высшие учебные и профессиональные заведения области. В сравнительно короткой истории смоленской гимназии, которая имела пять выпусков, есть примеры поступления в престижные вузы Москвы, в частности, в Университет им. Н. Э. Баумана.

Подводя итог настоящему этапу развития духовно-просветительского направления в деятельности Смоленско-Калининградской епархии, можно констатировать, что, добившись определенных успехов, особенно в подготовке кадров, епархия имеет впереди много других перспектив. Однако успех новых проектов зависит не только от усилий церковных структур, но и от активности православных мирян, которые

320

 

 

должны быть деятельно заинтересованы в том, какое образование и воспитание будут получать их дети. К сожалению, светская образовательная система подвергается влиянию различных учений и направлений, которые нередко противоречат христианским нормам. Поэтому православные христиане должны научиться профессионально и эффективно отстаивать интересы своих детей. От активности Церкви, родителей и самих детей зависит, насколько мы все вместе сможем противостоять негативным веяниям в педагогике и поддерживать благотворные начинания. Эта деятельность требует хорошего знания федерального и местного законодательств, хорошей педагогической и предметной подготовки.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.