Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на презентации XXXI, XXXII и XXXIII алфавитных томов «Православной энциклопедии», 25. 02. 2014

СЛОВО НА ПРЕЗЕНТАЦИИ
XXXI, XXXII И XXXIII АЛФАВИТНЫХ ТОМОВ
«ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»

25. 02. 2014

Я хотел бы представить три новых тома «Православной энциклопедии» XXXI, XXXII и XXXIII.

Среди всего многообразия сотен и сотен статей по всем отраслям религиозного знания я хотел бы выделить так называемый киевский блок статей, открывшийся в XXXII томе и составивший значительную часть XXXIII тома. Этот свод состоит из 35 научных статей общим объемом около 65 авторских листов. Он начинается статьей «Киев» и включает истории 12 монастырей, в том числе Киево-Печерской лавры. Там же статьи о Киево-Могилянской академии и Киевской духовной академии, о двух чтимых иконах Божией Матери — Киево-Братской и Киево-Печерской, о киевских распевах, киевской нотации, о церковных изданиях в Киеве и киевских церковно-научных учреждениях.

Но наиболее обширная статья (20 авторских листов) посвящена Киевской епархии. В подготовке данной статьи участвовали десятки высококлассных специалистов из России и Украины, была организована работа в архивах Киева. Можно с уверенностью утверждать, что эта статья представляет собой подробный анализ истории Православия в Киеве с конца X столетия до наших дней. Полагаю, что каждый из нас в достаточной мере понимает, насколько публикация этих статей своевременна, поскольку (что греха таить!) существует множество попыток иного прочтения истории, чем то, которое открывается при взгляде на объективные факты в результате серьезных исторических исследований. Поэтому считаю, что появление этого блока «киевских» статей действительно очень актуально, и надеюсь, что они помогут многим людям понять те страницы нашей общей истории, которые уходят в глубокую древность и которые связаны с формированием самого облика восточно-христианской цивилизации.

Также хотел бы обратить внимание на полноценное исследование религиозной истории Кипра и обширную статью о католицизме.

Я благодарю всех авторов, рецензентов, научных консультантов и редакторов, принявших участие в подготовке и издании томов 2013 года.

549

 

 

В наступившем 2014 году нам предстоит значительная работа по продолжению издания, и мы очень надеемся, что в свет выйдут XXXIV, XXXV и XXXVI тома энциклопедии1.

Хотел бы также обратить ваше внимание на подготовку энциклопедического исследования о Константинопольской Церкви, история которой охватывает почти два тысячелетия. Константинопольская Церковь на протяжении столетий оказывала немалое влияние на другие Православные Церкви и народы. В годы же османского владычества, когда под иноверческим игом оказалась практически вся православная Полнота за исключением Русского государства, константинопольские патриархи, отвечая перед султаном за всех его православных подданных, стали связующим звеном между государственной властью Османской империи и христианским населением и практически управляли этим христианским населением в интересах империи. В значительной степени именно этим были обусловлены неравноправные отношения между Константинопольской иерархией (так называемыми фанариотами) и остальными Православными Церквами и общинами. Поэтому национально-освободительные движения в Болгарии, Сербии, Румынии и даже Греции сопровождались восстановлением или обретением этими народами церковной самостоятельности.

Русская Православная Церковь обрела свою независимость от Константинополя до этих событий — незадолго до падения Византийской империи, когда отказалась признать константинопольских патриархов, заключивших унию с Римско-Католической Церковью в бесплодной надежде получить от Запада помощь для борьбы с османской угрозой. Отказ от истинной веры не принес ромеям-константинопольцам спасения. Позже именно от Русского государства, единственного самостоятельного государства в православном мире, константинопольские патриархи получали значительную помощь: политическую, дипломатическую и материальную. Именно Русское государство, заключая договоры с Османской империей, отдельным пунктом вносило обязательство со стороны османских властей не преследовать православных подданных. Именно Русское государство поддерживало освободительную

1 Данные тома, вышедшие в 2014 г., были представлены 11. 03. 2015 в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя г. Москвы на 27-м заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии».

550

 

 

борьбу православных народов, находившихся под властью Османской империи, и, как мы знаем, вклад России в эту национально-освободительную борьбу был решающим.

При этом в вопросах обретения автокефалии национальными Церквами Русская Православная Церковь строго придерживалась церковно-канонического порядка, хотя это подчас и вызывало критику со стороны русского общества. Не буду входить в тонкости, но в XIX веке Россия и Русская Православная Церковь выступали против автокефалии новых Церквей, считая, что отделение их от константинопольского патриарха ослабит Константинопольский Патриархат. Поэтому не всегда наша Церковь безоговорочно поддерживала обретение автокефалии в результате национально-освободительного движения, но увязывала это с подлинными церковными интересами и пыталась оставаться на твердых канонических позициях.

Очевидно, что статья о Константинопольском Патриархате должна быть подготовлена самым тщательным образом, в том числе с учетом тех проблем, которые сегодня существуют во всеправославной среде, а также в двусторонних отношениях между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Я не буду сейчас о них распространяться, но многие из присутствующих знают, что такие проблемы стоят на повестке дня, и, по милости Божией, мы готовы их обсуждать с Константинопольским Патриархатом в братском духе и с полной открытостью. Еще раз хочу сказать, что блок статьей, посвященных этой теме, будет очень актуальным и необходимым для того, чтобы познакомить широкий круг читателей в том числе и с тем, что сегодня происходит в сфере межправославных отношений.

Только что завершившееся 26-е совместное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» было не рядовым совещанием в чреде наших ежегодных собраний. Мы определили сроки и график завершения нашей работы. Были высказаны просьбы и пожелания полностью завершить работу над энциклопедией (включая последний, 60-й том), уложившись в 20-летний срок. 15 лет мы уже работаем над энциклопедией. Было высказано пожелание, чтобы за оставшиеся 4-5 лет работа была полностью закончена. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, конечно, необходимостью, востребованностью энциклопедии в полном ее объеме. Во-вторых, что тоже очень важно, пониманием

551

 

 

того, что цена вопроса будет возрастать в связи с общей тенденцией повышения цен в мировом масштабе. Никуда нам не уйти и от такого явления, как инфляция, хотя, по милости Божией, сегодня это не такое страшное явление в нашем государстве. Но, несомненно, для издания энциклопедии потребуются большие затраты, особенно если мы растянем его еще на десять лет. В таком случае мы можем не справиться со всеми финансовыми обязательствами. С другой стороны, интенсификация работы потребует большего финансирования в настоящее время, что в конечном итоге приведет к несомненной экономии.

Мы прошли долгий путь,— первый том, как я уже сказал, вышел в свет осенью 2000 года, и все это время многие из вас активно участвовали в этом проекте. Сегодня я хотел бы отметить высокими церковными наградами тех людей, которые с самого начала принимали участие в этой работе и внесли в нее очень существенный вклад.

552


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.