13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. О проповеди, 09. 1989
О ПРОПОВЕДИ 1
09. 1989
Поскольку основной задачей Церкви является спасение людей, их духовно-нравственное совершенство, то и основным критерием оценки церковной жизни, а, следовательно, и богословия, может быть только сотериологический критерий: служение Церкви спасению людей, живущих в конкретных исторических, культурных и социальных условиях. Церковь призвана провозглашать весть о спасении, проповедовать Христа распятого и воскресшего. Эта проповедь по своему характеру является задачей исторической, то есть вечные и неизменные религиозные истины должны быть переданы не абстрактному «человеку вообще», но конкретному человеку, живущему в определенное время, в определенном обществе. Поэтому проблемы, стоящие перед человеком той или иной эпохи, его нравственный и социальный уровень не могут не учитываться в церковной проповеди. Это отнюдь не приспособление Церкви к новым условиям, как к чему-то чуждому
1 Журнал Московской Патриархии. 1989. № 9. С. 38. Статья из рубрики «Пастыри Церкви о проповеди».
86
и навязываемому извне; если меняются люди, составляющие земную, историческую Церковь, значит, меняется и сама «Церковь странствующая», и проблемы современности неизбежно начинают волновать ее «изнутри». Вовлечение в эти проблемы означает не что иное, как формирование Церковью определенного богословского мировоззрения, то есть некоего словесно выраженного вероучения, и критического его осмысления с точки зрения человека данной эпохи. Фундаментальные основы религиозного мировоззрения должны оставаться непоколебимыми, однако для каждого времени благовестие о спасении означает уже не совсем то же, что оно означало в какую-то другую эпоху. Так, социальный аспект христианства, основа которого заложена в заповеди Спасителя о любви к ближнему, всегда привлекал внимание богословов. Однако невозможно представить, чтобы даже двести или триста лет назад из этого аспекта вероучения делались те же выводы, которые делаются сегодня.
Итак, суть дела можно сформулировать следующим образом: человек меняется, слово Божие неизменно. Богословская мысль возникает там, где человек соприкасается с вечной Божественной истиной.
Необходимо различать богословскую мысль как элемент богословского мировоззрения, внутренне присущий различным формам духовной культуры, и богословскую науку как обособленную, рационально сформулированную и систематизированную область церковного сознания. При этом выделенность богословской науки из общей жизнедеятельности Церкви отнюдь не должна означать ее оторванности от жизни, «кабинетности». Богословская наука безусловно рефлективна; возникая из соприкосновения временного и вечного, она в каком-то смысле следует за этим «временным», подчиняется ходу развития человека и общества. Но при этом подлинное богословие немыслимо без активного воздействия на человека и общество. Богословие — это столь же теоретическая, сколь и практическая наука: она не может не быть проповедью, призывом к действию.
Еще одна важная черта богословия как науки: оно тесно связано с системой богословского образования. С одной стороны, только богословие может составить основу для духовного образования; с другой стороны, именно богословские учебные заведения становятся, как правило, центрами дальнейшего развития богословской науки. Этот «школьный» характер богословской науки не следует ни переоценивать,
87
ни недооценивать. По выражению Карла Ранера1, «Церковь не должна быть “Церковью профессоров”, но она в настоящее время уже не может быть “Церковью без профессоров”».
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.