Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Выступление на открытии конференции «Церковная жизнь» в рамках церковно-общественной выставки-форума «“Православная Русь” — ко Дню народного единства» (Москва, 1 ноября 2007 г.), 1.11.2007

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОТКРЫТИИ КОНФЕРЕНЦИИ
«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» В РАМКАХ
ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА
«“ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ” КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
(Москва, 1 ноября 2007 г.)1
1.11.2007

Ваше Святейшество! Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Тема настоящей конференции является актуальной как для самих членов Церкви, так и для внешних людей. Должен сказать, что в современном мире церковная жизнь по-прежнему для многих остается загадкой. Несмотря даже на такие мероприятия, как это, нередко под нею подразумевают узкую область человеческого бытия, связанную только с духовными нуждами человека и не относящуюся к заботам реального мира. Исходя из этого взгляда, за церковной жизнью резервируется только частная сфера. Кроме того, находятся такие люди, которые в духе, напоминающем дух агрессивного атеизма, призывают не выпускать религию за пределы частной сферы и даже разработать целенаправленную государственную политику по ее недопущению в общественную жизнь.

Однако восприятие верующими своей жизни является совершенно иным. С точки зрения верующего человека, церковная жизнь объемлет все сферы человеческой активности, включая частную и общественную, потому что Церковь — это универсальный способ бытия человека в мире. Главная особенность этого бытия заключается в том, что оно открывает путь соединения небесного и земного, Бога и человека. И здесь не может быть никаких границ, которые разделяли бы Бога и человека.

Церковная жизнь строится вокруг общения человека с Богом. Каждый раз, произнося слова молитвы Святому Духу: «Иже везде сый и вся исполняяй», мы тем самым исповедуем, что наш мир может существовать, только если в нем присутствует благодать Божия.

1 Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей. 2007. № 11. С. 81-84.

489

 

 

Поэтому главная цель церковной жизни состоит в том, чтобы дать Богу действовать в жизни самого человека и всего видимого мира.

Бог наделил человека полной свободой в отношениях с Собой. Поэтому то, с какой интенсивностью благодать действует в мире, зависит от свободы человека. К сожалению, люди очень часто используют свою свободу вопреки своему благу и строят многочисленные препятствия для тесного единения Творца со Своим творением. Таким препятствием является грех, под которым в самом общем смысле подразумевается непослушание Богу. Прямой результат человеческих грехов наблюдается в бедственном положении всего мира. Тварь... стенает и мучится... ожидая откровения сынов Божиих (Рим. 8, 22), — пишет святой апостол Павел. И естественным следствием греха, если в данном случае позволительно вообще говорит о естественности, становятся процессы тления и, в конечном итоге, смерти, потому что только Бог имеет источник жизни. А потому задачей человеческой жизни является восстановление связи с Богом и утверждение жизни вместо смерти.

Все это объясняет, почему, в отличие от разных неправительственных организаций, которые сосредотачивают свою деятельность в определенной узкой сфере, Церковь интересуется всеми аспектами человеческой жизни и никто не может положить предел церковной жизни. В этом заключается церковная специфика по сравнению с другими институтами гражданского общества. Хорошей иллюстрацией этому являются Основы социальной концепции Русской Церкви. В этом документе выражено церковное отношение к самому широкому кругу вопросов человеческого бытия. Это происходит потому, что, по изначальному замыслу Божию о Церкви, она призвана являть миру образец того, как должна быть устроена человеческая жизнь. Законы, на которых строится церковная жизнь, становятся ориентирами для всякой человеческой деятельности.

Например, понятие служения, характерное для определения сути отношения христианина к церковным делам, используется и для христианского подхода к любой светской деятельности, не противоречащей христианским заповедям. Деловой человек, политик, чиновник, военный призываются служить, и в это слово вкладывается ответственное и жертвенное отношение к порученному делу.

В свете всего вышесказанного мы можем утверждать, что одной из главных характеристик православного сознания является

490

 

 

экклезиоцентричность. Это многогранное понятие. Оно заключает в себе суть христианского благовестил миру. Ибо Церковь есть Богочеловеческий организм, а значит, его невозможно понять без познания Бога и открытия глубин человеческой природы.

В то же время экклезиоцентричность православного отношения к миру напоминает нам о высокой ответственности христиан перед Богом и миром, потому что кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). И мы, христиане, прежде чем нести Свет Христов в мир, должны устроить собственную жизнь согласно заповедям Спасителя. Святой апостол Павел предупреждает нас, что из-за нерадения на этом пути сами верующие становятся причиной хуления имени Божия среди людей и вместо проповеди Христова благовестил служат соблазном и причиной противления Церкви: Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24).

Центр церковной жизни — это богослужение. Через него человек вступает в прямое общение с Господом. Поэтому важной задачей Церкви — как мирян, так и иерархов — является создание необходимых условий для такого общения. Речь идет не только о возведении храмов, хотя и это является важным делом, но также о развитии многообразных форм церковной жизни за пределами собраний евхаристической общины. Всякая деятельность во имя Божие уже является неким видом богослужения. Если врач, учитель, политик или представитель другой профессии совершает свое дело с молитвой, то он живет церковной жизнью. Каждый раз, когда какой-либо человек сверяет свои мысли, чувства, поступки с евангельской истиной, то он живет церковной жизнью.

Именно поэтому церковную жизнь нельзя отделить от общественной жизни. Но вместе с тем соединение церковного и общественного должно быть правильным. На протяжении человеческой истории появлялось немало извращенных моделей такого соединения. Святейший Патриарх только что говорил об одном таком искажении, произошедшем в русской истории, когда церковное управление практически перешло в ведение государственного аппарата. Существует и другая крайность, известная под названием «клерикализм» и означающая подчинение государственных институтов церковной иерархии. Меня удивляет, что именно в этом искажении сегодня некоторые люди обвиняют Русскую Церковь, говоря о якобы имеющей место клерикализации общественной сферы.

491

 

 

Клерикализация — это термин, который имеет очень четкое определение. В тех языках, из которых произошло его заимствование, он означает участие духовного сословия — клириков — в управлении государством и политическими процессами. Русская Православная Церковь отвергает такой способ присутствия в обществе. Об этом не раз говорили Святейший Патриарх Алексий, Архиерейские Соборы. Русская Православная Церковь не является и не должна быть органом мирской власти. Наша миссия — не власть, а служение. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ясно заявлено, что «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству» (III. 3). В другом месте этого же документа говорится о «невозможности участия Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и Церковной Полноты, в деятельности политических организаций» (V. 2).

Однако никто не может лишить Церковь, состоящую из иерархов, клира и десятков миллионов мирян, права выносить суждения о жизни общества и влиять на эту жизнь. Это все равно, что лишить ее права жить и дышать. Наши оппоненты должны знать, что в публичной проповеди истины Христовой и евангельского нравственного идеала заключается призвание Церкви. Церковь не может вести проповедь в потаенном углу.

В восточно-христианской традиции есть принцип правильного взаимодействия государства и Церкви, Церкви и общества. Он называется симфонией, то есть координацией между двумя аспектами человеческого бытия. Этот принцип нужно развивать и в сегодняшней России. В отличие от клерикализма, в симфонии отвергается какое-либо навязывание своих убеждений другим. В то же время этот принцип предполагает, что никакая сфера жизни общества намеренно и искусственно не должна быть закрыта для взаимодействия с Церковью.

Если человек желает получить образование, воспитание, информацию, стремится удовлетворить свои культурные и мировоззренческие запросы в соответствии с нормами и принципами христианства или любой другой традиционной для нашего общества религии, то законодательство и государственная власть должны обеспечить его соответствующими возможностями и ресурсами. Более того, это должно быть не декларацией, но реальной программой мер по реализации данного права граждан.

492

 

 

К счастью, сегодня подобный образ мыслей признается и светской властью. Но, к сожалению, мало что делается для его воплощения в жизнь. Противодействие на уровне чиновников разного уровня преподаванию «Основ православной культуры» не может не вызывать у нас озабоченности. Оно рассматривается подавляющим большинством верующих как стремление вновь выстроить стену между ними и государством. Хотел бы подчеркнуть, что конфликты вокруг этого предмета идут не в народе, а среди небольшого числа политиков и чиновников.

Убежден: дети и родители, ответственные за их воспитание, должны иметь право на свободный выбор этого предмета. Многие родители сегодня понимают, что только через знакомство с духовной и культурной традицией нашего народа возможно созидание в юных душах прочного фундамента, способного послужить опорой в противодействии вражде, эгоизму, стяжательству, безответственности и прочим явлениям, обрекающим на несчастье и разрушение как личность, так и общество в целом.

Каждому отдельно взятому верующему человеку невозможно обустроить свою духовную жизнь. Ему необходима поддержка и содействие единоверцев. Только в том случае, когда Церковь действует как единый организм, состоящий из клира и мирян, она в состоянии создать условия для полноценной церковной жизни каждого своего члена. Вспоминая сегодня 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви, было бы правильно признать, что патриаршая форма церковного управления позволяет успешно консолидировать усилия многих людей поверх социальных, национальных и государственных границ и разделительных линий, направлять их на достижение общих целей. В этом духе осуществляли свое служение все приснопамятные Первосвятители нашей Церкви, так поступает и Святейший Патриарх Алексий II, который ведет нашу Церковь в это непростое время.

Надеюсь, что в рамках настоящей конференции состоится взаимообогащающий обмен мнениями о современном состоянии церковной жизни с учетом накопленного веками духовного опыта. Со своей стороны также хотел бы пожелать успехов в работе конференции.

493


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.