Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, в русском религиозном сознании, 1998

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП
МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ,

В РУССКОМ РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ1

1998

«Настал день светлого торжества, град Бари радуется, и с ним вся вселенная ликует с гимнами и песнями духовными; ибо в сей день священное торжество перенесения досточтимых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая», — так прославляет праздник перенесения мощей святителя Николая Русская Православная Церковь. Церковное празднество в память этого события, произошедшего 9 мая 1087 года, было установлено в России буквально тотчас, при митрополите Киевском Иоанне II, то есть не позднее 1089 года, и в месяцеслов внесено, по мнению авторитетного историка Н. М. Карамзина, в 1091 году епископом Переяславским Ефремом2. Это тем более поразительно, что в эти годы праздник перенесения мощей святителя Николая праздновался, по-видимому, только в городе Бари.

Сохранились свидетельства иностранцев о необыкновенном почитании этого праздника на Руси. Мартин Бер в начале XVII века писал:

1 Смоленские епархиальные ведомости. 1998. № 3 (20). С. 21-24.

2 Успенский Б. А. «Филологические разыскания в области славянских древностей». Изд. Московского Университета. 1982. С. 21.

247

 

 

«После Николина дня важнейшим праздником у русских считается Вербное Воскресение». Де Ту в это же время писал; «Праздник весеннего Николы суеверные москвичи предпочитают самой Пасхе»1. Архиепископ Феофан Прокопович в XVIII веке считал нужным поучать верующих, чтобы они не ставили праздник святителя Николая выше Господских праздников. По свидетельству Павла Алеппского, «праздник зимнего Николая в декабре русские праздновали три дня, из любви к нему»2. Следует отметить, что кроме особых праздников в мае и декабре, память святителя Николая празднуется в России, согласно Церковному уставу еженедельно, каждый четверг.

Существует трогательная народная легенда, объясняющая, почему память Николая празднуется дважды в году. Однажды двое святых в белых одеждах шли по земле и вдруг увидели крестьянина, который безуспешно пытался вытащить застрявшую в грязи повозку. Один из святых сжалился над ним и помог вытащить повозку из грязи. Потом предстали святые пред Господом. Господь спросил одного из святых: «Почему твоя белая риза запачкана?» «Потому, — ответил святой, — что я помог крестьянину». «За это твоя память будет праздноваться дважды в году», — сказал Господь. Память же другого святого Господь определил праздновать 29 февраля, то есть один раз в четыре года.

Эта легенда ясно показывает исполненное любви отношение простого народа к святителю Николаю. Народ полюбил его как защитника бедных, неправедно осужденных, находящихся в бедах и скорбях, путешественников и моряков, покровителя земледельцев и ремесленников, — одним словом, как доброго пастыря, помогающего всем во всем.

Весьма показательны в этом смысле народные поговорки, посвященные святителю: «Илье — молись о дожде, а Николе — во всякой нужде», «Николай выше Ильи: Илья — строгий, а Никола — милостивый», «На поле один бог — Никола».

Конечно, святитель Николай славен во всех христианских странах. Как сказано в его житии, «сего великого чудотворца знает Восток

1 Устрялов Н. «Сказания современников о самозванце». СПб., 1859. Т. 1. С. 136, 344.

2 Алленский Павел, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в XVII веке. М„ 1896-1900. Т. IV. С. 90.

248

 

 

и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения»1... «Всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед»2.

Однако почитание святителя Николая в России все-таки совершенно особенное. Он является самым почитаемым святым русского православного народа, и нет в России ни одной православной семьи, у которой не было бы иконы святителя Николая. Вот такую оценку этого явления дал русский богослов, священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Повторяю, образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости»3.

Таинственными путями Промысла Божия святитель Николай был связан с судьбами России уже с самого начала христианизации. Первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя святителя Николая. Над могилой Аскольда святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Никольский храм. А через некоторое время в другом Никольском храме, в Корсуни (ныне Севастополь), был крещен святой равноапостольный князь Владимир. С тех пор на Руси было построено великое множество Никольских храмов и монастырей. Прославились чудотворениями многочисленные иконы святителя, из которых наиболее известны Никола Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный.

Можно привести некоторые любопытные исторические примеры особого почитания в России святителя Николая. Как отмечает исследователь Георгий Федотов, «в русском религиозном сознании

1 Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского//Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. 6/19 декабря. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 199.

2 Там же.

3 Флоренский Павел, свящ. Моленные иконы Преподобного Сергия. V.//Сочинения в четырех томах. Т. 2. М.: Издательство «Мысль», 1996. С. 405.

249

 

 

вера в Бога как бы предполагала в качестве непременного условия веру в Николая, и непочитание его рассматривалось почти как ересь»1. В такой ереси обвинялся, например, в XVI веке Порфирий, ученик игумена Свято-Троицкого Сергиева монастыря Артемия; в XVIII веке обвинялись Феофан Прокопович и Феодосий Яновский. Такое же обвинение было выдвинуто и против Лжедмитрия. Эти факты кажутся несколько странными, однако не следует забывать, что согласно житию святитель Николай был пламенным борцом с арианской ересью, что нашло отражение в богослужебных текстах. Поэтому святитель воспринимался не только как защитник и помощник в нуждах, но и как хранитель самой Церкви, хранитель правой веры, без которой, как известно, невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6).

В древней Руси был распространен обычай брать святителя в поручители или свидетели, то есть клясться именем святого и перед его образом. Например, из истории известен следующий случай. В начале XVIII века князь Феодор Юрьевич Ромодановский, ближайший сподвижник Петра I, в день святителя Николая отпустил в деревню на праздник приговоренного к смертной казни преступника, обязав его клятвой перед иконой святителя Николая вернуться в срок. Преступник сдержал свое слово. Известен и другой случай клятвы. В 1577 году во время Ливонской войны при осаде замка Венден царь Иван Грозный поклялся именем святителя Николая, что никто из осажденных не останется в живых.

В своих описаниях Руси XVI-XVIIвеков иностранцы неоднократно свидетельствуют о том, что русские при похоронах вкладывали в руки покойного некое «письмо святителю Николаю». Например, Флетчер в своей книге о «Государстве Русском», изданной в Лондоне в 1591 году, пишет: «При похоронах русские кладут в руки покойнику письмо святителю Николаю, которого почитают главным своим заступником и стражем врат Царствия Небесного, каковым паписты считают апостола Петра»2. Австрийский автор Корб в книге «Дневник путешествия в Московию», изданный в Вене в 1700 году, описывает само содержание этой грамоты: «В ней утверждается, что умерший жил по христиански, с похвальным постоянством, и скончал дни

1 Федотов Г. «Стихи духовные». Париж, 1935. С. 61.

2 Флетчер Д. «О Государстве Российском». СПб., 1905. С. 188.

250

 

 

жизни своей в истинной вере»1. Также и Джон Мильтон в своей компиляции сведений о Московии, составленной в 1682 году, говорит, что при погребении «русские кладут в руки покойного свидетельство на имя святителя Николая в том, что покойный был русским и умер в Православии»2. В одной анонимной протестантской брошюре 1725 года сообщается, что этот обычай был отменен императором Петром I.

Следует пояснить, что речь идет о чисто русском православном обычае вкладывать в руку покойного так называемую разрешительную молитву. Современный текст этой молитвы, в которой нет упоминания имени святителя Николая, вошел в богослужебную практику только во второй половине XVIII века, то есть после церковной реформы Патриарха Никона. Однако сам обычай известен уже со времени преподобного Феодосия Печерского, то есть с XI века, и вполне возможно, что в древних вариантах текста было обращение к святителю Николаю.

Иностранцев так поражало особое отношение русского народа к святителю Николаю, что они часто называли его «русским богом». Итальянец Александр Гваньини из Вероны писал в 1578 году: «Святой Николай особенно у них почитается; они воздают ему почти божеские почести»3. Небезызвестный Казанова в своих мемуарах отмечал, что русские настолько чтят святителя Николая, что обращаются к Богу исключительно через посредство этого святого4. По словам Одерборна, «все русские поклоняются святому Николаю как богу». В «Летописи Московской» Мартина Вера 1612 года сообщалось, что некий австриец «в правление Бориса Годунова приехал в Москву, перекрестился и поклонился русскому богу Николаю»5. В немецком стихотворном памфлете на царя Ивана Грозного 1571 года говорилось: «Он такой ужасный тиран, что совсем забыл своего бога Николая».

Конечно, все эти утверждения делались иностранцами, со стороны наблюдавшими русскую жизнь, а потому в них присутствуют некоторая крайность. Но причина этой крайности в том удивлении,

1 Корб И. Г. «Дневник путешествия в Московию». СПб., 1906. С. 231.

2 Мильтон Дж. «Московия». М., 1875. С. 9. 3 Успенский Б. А. Цит. соч. С. 6.

4 Успенский Б. А. Цит. соч. С. 22. 5 Устрялов Н. Цит. соч. С. 99.

251

 

 

которое вызвало у посторонних наблюдателей почитание святителя Николая русским народом.

На Украине было широко распространено представление, что святитель Николай перевозит души умерших на тот свет. Это нашло отражение в украинских колядках. Любопытно, что и в сербских духовных стихах святитель выступает в той же роли, однако перевозит только праведные души. В одном из новгородских сказаний святитель Николай взвешивает добрые и злые дела усопшего, то есть выполняет ту функцию, которая в народном сознании свойственна Архангелу Михаилу.

И, конечно, особо благоговейное отношение было в России к иконам святителя Николая. Например, когда в 1593 году посол императора Священной Римской империи Николай Варкоч направлялся в Москву, ему и сопровождающим его лицам разрешили остановиться в Можайске, как священном месте пребывания чудотворной иконы Николая Можайского. Протестант Кобенцель в своих мемуарах жалуется, что на вопрос, может ли он поклониться образу святого Николая, москвичи отвечали, что может, если исповедует древнюю римскую, а не протестантскую веру. В связи с этим любопытно, что император Петр I, который, как известно, находился под сильным влиянием протестантизма и даже упразднил Патриаршество, распорядился, как сообщается в одном из сочинений XVIII века, «чтобы изображения святителя Николая больше не стояли при входе в дом — дабы не было обычая, входя в дом, сначала кланяться святому Николаю, а потом — хозяину».

Считалось, что многие иконы святителя Николая являются чудотворными. На некоторых древних русских иконах, представляющих «Деисус», святитель Николай иногда занимает место святого Иоанна Предтечи, находясь, таким образом, по левую руку от Христа. В собрании Третьяковской галереи есть псковская икона начала XIV века, где святитель Николай держит раскрытое Евангелие с текстом, начинающимся словами: «Евангелие от Николы...». В собрании Государственного исторического музея есть образок также XIV века, на котором святитель Николай представлен в окружении четырех апостолов-евангелистов, причем маленькие фигуры евангелистов окружают большую фигуру святителя Николая. Все эти изображения являются, разумеется, нарушением иконописных канонов, но весьма ярко свидетельствуют о степени почитания святителя на Руси.

252

 

 

В Свято-Троице-Сергиевой Лавре сохранились две древние иконы, находившиеся в келье преподобного Сергия Радонежского, перед которыми преподобный совершал свое келейное правило: образ Божией Матери «Одигитрия» и образ святителя Николая. Вот что пишет об этом образе святителя священник Павел Флоренский: «Среди многих... изображений Святителя Николая я не могу припомнить ни одного, которое приближалось бы к этому по силе духовного напряжения и по художественной энергии. К этой иконе более всего подходит слово “епископ” — то есть надзиратель, блюститель. Видна сконцентрированность, напряженность... всех морщин... около одного центра. Этот центр — глаза. Они отвернуты вправо: он глядит, но не на зрителя... а в сторону... можно отметить некоторое косоглазие, но вглядимся, и оно оказывается движением глаз: в то время, как правый уже отвернулся в сторону, левый его догоняет. Перебегающим движением глаз Святитель надзирает весь мир, и ничего не останется не замеченным им... и вот-вот он вонзится взглядом в зрителя. Ожидание этого делает его грозным, хотя сам по себе он и не гневен. Глаза его широко раскрыты, а не прищурены: Святитель не то, чтобы вглядывается в определенную вещь, а — вообще надзирает... узкие покатые плечи, при большой голове и... очень большом лбе указывают на хилость тела. Это еще раз подчеркивает... духовное напряжение, огромную духовную сконцентрированность, огромное усилие ума... Этот лик глазами своими бросает сноп умного света... Лицо очень сухо, во рту нет мягкости. В своем надзирании над пасомыми Святитель не думает о себе, это, скорее, до конца верная служба Господину, вручившему ему паству, которую он в целости вернет Вручившему»1. Это прекрасное описание иконы чудотворца Николая очень точно передает восприятие его святительского служения не только иконописцем, но и всей традицией Русского Православия.

Человеческий же облик святителя прекрасно отражен в тексте богослужебного тропаря: «Правило веры, образ кротости, воздержания учителя явила тебя твоему стаду истина твоих дел...». Кстати, в таком же порядке перечисляются добродетели веры, кротости и воздержания в известных словах апостола Павла о плодах Святого

1 Флоренский Павел, свящ. Цит. соч. С. 402, 403, 405.

253

 

 

Духа в Послании к Галатам (Гал. 5, 22-23). По-видимому, авторы тропаря хотели подчеркнуть не только то, что эти добродетели были особо свойственны святителю Николаю, но и то, что, в соответствии со словами апостола Павла, святитель был преисполнен плодов Святого Духа. В древнем похвальном слове Николаю чудотворцу, написанном автором «Великого покаянного канона» святителем Андреем, архиепископом Критским, на рубеже VIII века, говорится: «Мы именуем тебя столпом и утверждением Церкви, светилом мира. Никакая добродетель не была чуждой тебе, превосходнейший из пастырей, Николай. Ибо все преславные добродетели ты вложил в душу свою, как влагают золото и драгоценные камни в сокровищницу, за что едва ли не все, живущие под солнцем, прославляют тебя».

Возвращаясь к празднику перенесения мощей святителя Николая, нужно подчеркнуть особую его оценку в богослужебных текстах, написанных древними русскими гимнотворцами. За видимой исторической случайностью события перенесения мощей в Бари авторы текстов видят действие Промысла Божия, исполненное глубочайшего смысла. «Многочудесные твои мощи шествовали во град Барийский, чтобы от востока до запада восхвалялось имя Господне»1; «Ныне ты, пастырь стада Христова, послан к другим овцам — народам латинским, чтобы всех удивить чудесами Твоими»2. В этой оценке ясное осознание нашим народом поистине вселенского значения великого угодника, которое со всей силой выражается в следующих словах молитвы:

«Благословен Господь наш, прославивший святителя, среди греков и латинян всех исцеляющего, и Россию милостиво посещающего!»3

1 Молитва 1-я святому Николаю из канона святителю и чудотворцу Николаю // Канонник. М.: Издательство Московской Патриархии, 2012. С. 344.

2 Канон службы перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая. Песнь 1, тропарь 3.

3 Там же. Песнь 9, тропарь 1.

254


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.