13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Пасхального богослужения в среду Светлой седмицы в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (4.05.2005)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ПАСХАЛЬНОГО
БОГОСЛУЖЕНИЯ В СРЕДУ СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ
В ХРАМЕ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ХОРОШЕВЕ
4.05.2005
Пасха — это главное событие года, праздник, посвященный самому важному событию в истории рода человеческого — Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. В Воскресении Спасителя была явлена миру сила Божия, побеждающая законы физического естества. Эта сила способна воскрешать умерших и преображать души живых. Бог силою Своею может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лк. 3, 8), ибо для Него нет ничего невозможного. Господь изливает на нас потоки Своей силы вне зависимости от того, что мы думаем о Нем, как относимся к Нему, способны и готовы ли мы эту благодатную силу воспринять.
В Воскресении Спасителя была явлена всепобеждающая сила Божия, но в условиях земного бытия Бог не совершает ничего без участия человека. И происходит это не потому, что мы столь самодостаточны и могущественны, но потому, что Сам Господь благоизволил взять нас в соработники на ниве Его великих деяний. Он одарил нашу природу свободой, запечатлел в ней Свой образ и тем самым словно протянул человеку приглашающую десницу.
Однако Всемогущий Господь не творит в отношении нас ничего из того, чего мы сами не желаем. Поэтому если мы противимся Его благой воле, то Творец отступает от нас и не совершает для нас Своих добрых деяний. Для того чтобы действие силы Божией, явленной в Воскресении, ощутить в нашей собственной жизни, мы должны прежде всего открыть для себя великую тайну того, что значит быть соработниками Богу, и то, какими мы должны стать, чтобы на нас являла себя сила Божия.
Из Священного Писания мы получаем совершенно неожиданный ответ: сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Что же это за слабость, которая со стороны человека соучаствует в явлении Божественной силы? Взаимодействие силы Всемогущего Творца со слабой человеческой природой можно сравнить со взаимодействием ветра и паруса. Даже самый худой парус может при определенных условиях принять в себя силу ветра, и эта сила будет нести корабль по вол-
146
нам. Сам по себе парус не способен на это, будучи простым куском материи, не обладающим собственной энергией. Но если парус подставить ветру, то он сможет принять в себя энергию этого ветра. Так и в нашей жизни: сами по себе мы слабые и немощные, но при определенных условиях можем быть наполнены великой Божественной энергией и Божественной силой, для которой нет ничего невозможного. Для этого необходимо, чтобы наша слабость была не богопротивной, но богоприимной.
Близится празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 19411945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.
Мы были слабы по естеству, но то не была греховная слабость лености или распущенности. Победы под Москвой, под Ленинградом и на берегах Волги были настоящим Божиим чудом. По всем законам логики нас должны были победить, но победили мы, потому что, несмотря на нашу слабость и ограниченность, оказались способными принять в себя силу Божию, и Божественная сила в нашей слабости сокрушила врага. Бог действовал в нас в ответ на нашу готовность отдать за други своя (Ин. 15, 13) все самое дорогое, даже жизнь свою, в ответ на великий ратный и трудовой подвиг народа, в ответ на жертву, принесенную миллионами людей. Человеческая немощь стала явлением Божественной силы и славы.
В последние десятилетия наша страна вновь оказалась в тяжелом положении, и каждому из нас в собственной жизни приходится испытывать трудности, общие для всего народа. Наверное, каждый мечтает о том, чтобы жизнь стала лучше, чтобы страна стала духовно
147
и материально богаче. Если возможно было победить в той страшной войне, то почему невозможно в мирное время преодолеть неблагоприятные исторические обстоятельства? Но нужно помнить, что опора только на собственные человеческие силы нас ослабляет и оборачивается поражением — этому учит история. И она же являет нам действие силы Божией в человеческой жизни, помогает приблизиться к тайне спасения.
Распятое и умерщвленное тело Спасителя силой Божественной наполняется жизненными токами и восстает из мертвых. Так и в нашей жизни: если слабость наша не греховна, то она способна быть богоприимной. Нужно бояться не естественной человеческой слабости, а греха. Когда же мы слышим, что признаком процветания общества является всё возрастающее потребление материальных благ, все увеличивающееся разнообразие развлечений, удовольствий и наслаждений, свидетельствующее о распространении греха в нашей жизни, мы должны помнить, что, уповая на силу и богатство мира сего, мы обретаем не спасение, а погибель. В этом случае наша сила оборачивается слабостью, но слабостью греховной, расслаблением разума и воли, разрушением чувств, и эта слабость не способна принять силу Божию.
В пасхальные дни и в преддверии 60-летия Победы Церковь вновь и вновь напоминает, что только сила Божия способна спасти каждого из нас в отдельности и весь народ в целом. Сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и да будет наша немощь не греховной, не богопротивной, но богоприимной, дабы, словно парус, принять в себя Божественную энергию, способную преобразовать жизнь по закону Божию.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.