Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю по Рождестве Христовом в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (10.01.2010)

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НЕДЕЛЮ
ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

10.01.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после праздника Рождества посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после Пришествия в мир Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая была ему принесена восточными мудрецами — волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет от роду. Невинные младенцы были умерщвлены, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому

93

 

 

что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. Как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока Ирод не умер, и только затем вернулось в Палестину (Мф. гл. 2).

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (Лк. 2, 14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия, и тут же — в ответ на благую весть следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую принес миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь — вот с чем столкнулась Семья Спасителя: Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф и, конечно, Сам Господь, будучи Младенцем, претерпели невзгоды долгого путешествия в Египет.

Благовествование Ангелов, явление звезды, поклонение волхвов — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть Пришествие в мир Сына Божия, поклониться Ему, подобно тому как поклонились волхвы с востока, принять и, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (1 Ин. 5,19). Мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение и стал возвещать людям Божию правду. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога. Люди же сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Мы и сегодня сталкиваемся с проявлениями безбожия, нередко воинствующего. Наиболее распространенный прием принижения значения вести, принесенной Богочеловеком, заключается в том, что говорят: «Да, действительно, был такой человек Иисус. Он учил, как и многие другие. Ничего особенного Он не сказал; и другие говорили нечто похожее, да и сейчас говорят». А потому, мол, сказанное Спасителем есть лишь одна из точек зрения, одно из человеческих мудрований, рядом с которым можно поставить множество других; человек же свободен и может выбирать то, что ему нравится.

94

 

 

Наш лукавый век, взывая к пресловутой свободе и предлагая человеку быть свободным, одновременно призывает его под видом свободного выбора отказаться от Божественной истины. А почему мы, собственно говоря, знаем, что эта истина — особая? Почему мы уверены в том, что это не человеческое мудрование? В Послании к Галатам апостола Павла, отрывок из которого мы читали сегодня, есть ответ на этот вопрос. Апостол говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое... я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12). Павел стал христианином уже после смерти и Воскресения Спасителя, поэтому источник его знаний — это подлинно откровение свыше. Идя в Дамаск, чтобы преследовать Церковь Божию, он увидел Христа Воскресшего, принял Его слово и из гонителя превратился в апостола, который словом своим жег сердца и умы людей и прошел тем же путем, каким прошел его Учитель, мученически завершив свою жизнь.

Апостол Павел является удивительно сильным и проникновенным свидетелем того, что слово Иисуса Христа есть не человеческое слово, но Божественное откровение; и потому каждому, кто сегодня пытается смешать Божественное слово с человеческими мудрованиями и этим подвергнуть сомнению святость и непреложность Его слова, мы вслед за апостолом можем сказать, что приняли его и научились не от человека, но через откровение Иисуса Христа. В самом деле, разве источником нашего знания о Спасителе не является Божественное откровение? Кто-то может сказать: «Нет, это тексты, написанные в древности; вы их читаете и получаете из них знания. Но эти тексты ничем не отличаются от других — египетских, вавилонских, индийских». Всем, кто ставит под сомнение уникальность слова Спасителя, мы можем ответить опытом жизни Церкви, в том числе и нашей Церкви. Ведь мы столкнулись с силами, которые поставили своей целью полностью искоренить слово Божие из сердец и умов людей. Это были огромные силы — такие, каких не было за всю историю рода человеческого. Никакие языческие империи не противились слову Спасителя так, как это происходило в нашей стране в недалеком прошлом; и количество наших мучеников, которые остались верны этому слову, превзошло количество мучеников всех других эпох. Может быть, самое ясное и сильное свидетельство того, что мы научены откровением Иисуса Христа, заключается в том, что даже эта

95

 

 

мощная стихия безбожия оказалась бессильной перед словом Божиим. Те древние тексты, с которыми иногда сравнивают слово Божие, практически утратили всякую актуальность. Языческая мудрость великих государств и могущественных империй испарилась, она осталась только на страницах учебников, она никого более не волнует. Слово же, принесенное Родившимся в Вифлееме, не просто волнует, а меняет человеческую жизнь. И сила его в том, что источником его является Сам Бог.

Есть еще одна сила, которая делает это слово непобедимым. Все, что сказал Господь Иисус Христос, с легкостью ложится на наши сердца, потому что полностью соответствует внутреннему предрасположению человека. Ибо Бог и создал человека в соответствии с этой Божественной, провозглашенной Спасителем истиной, и вложил в его природу тот нравственный строй, ту предрасположенность к восприятию истины, которая и откликается согласием нашего ума и нашего сердца.

А для того чтобы убедиться в Божественной силе слова Спасителя, нужно попробовать жить согласно этому слову. И тогда мы начнем обретать внутренний духовный опыт такой силы, который преодолевает любую человеческую силу. Иногда людям кажется, что идти за Христом, слушать и исполнять Его слово очень трудно, но это кажущаяся трудность, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30), — как говорит Господь. Если мы воспринимаем весть, принесенную Спасителем, если слагаем в сердце своем евангельские слова, то обретаем легкое и спасительное бремя, начинаем жить по замыслу Божиему — так, как Бог велел нам жить. И тогда в радости этого бытия, небоподобного бытия, исчезают наши скорби, наши слабости, наши грехи, и мы обретаем способность перенести этот внутренний райский мир в вечность, чтобы там пребывать в общении с Богом. Если мы откликаемся на слово Божие, которое является не словом человеческим, не проявлением человеческих знаний, но Божественным откровением, мы не только открываем себе дорогу в жизнь вечную с Богом, но и обретаем способность в пределах этой земной жизни иметь в сердце своем Божие Царство.

Пусть радостное переживание Рождества Христова поможет всем нам укрепиться в вере и радостном следовании всему тому, что Бог во Христе даровал роду человеческому! Аминь.

96


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.