Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в праздник Рождества Христова в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (7.01.2009)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ

ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

7.01.2009

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Я благодарю Вас, владыка2, за сердечные слова приветствия, наипаче же за то, что Вы вспомнили удивительные по смыслу и значению слова покойного Патриарха Алексия II, вспомнили его святое

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий; представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: епископы Филиппопольский Нифон (ныне — архиеп.) (Антиохийская Православная Церковь), Киринский Афанасий (ныне — митр.) (Александрийская Православная Церковь); викарии Московской епархии архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Орехово-Зуевский (ныне — Костромской и Галичский) Алексий, Верейский Евгений; епископы Красногорский (ныне — Тираспольский и Дубоссарский) Савва, Видновский Тихон, Дмитровский (ныне — Брянский и Севский) Александр, Егорьевский Марк (ныне — архиеп.), Люберецкий (ныне — митр. Пензенский и Нижнеломовский) Вениамин, Серпуховской Роман, Шатурский (ныне — Енисейский и Норильский) Никодим, а также епископы на покое: Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Серафим (Зализницкий) (ныне — схиеп. Сергий).

2 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

73

 

 

имя, его светлый облик. Верим, что сегодня он невидимо разделяет с нами радость Рождества Спасителя. Слова, которые Вы привели1, действительно очень важны, ибо указывают на логическое продолжение всего того, что наша Церковь совершила под водительством приснопоминаемого Патриарха. Был сделан очень важный шаг на пути к созиданию Святой Руси, к укреплению православной веры. Воздвигнутые во множестве храмы и монастыри были открыты для того, чтобы в них происходила встреча людей с живым Богом, совершалось великое дело спасения людей. Но предстоит сделать еще и другие шаги с тем, чтобы эти храмы и монастыри всегда наполнялись народом, чтобы в них были дети и молодежь, чтобы у Церкви был потенциал для того, чтобы развивать свое великое и спасительное дело на годы, десятилетия и, если Бог судит, то и на столетия вперед.

Мы прославляем день Рождества Христова как великий дар особой надежды на спасение. Господь Сам о Себе сказал, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Значит, нет другого пути, который ведет к истине и жизни, кроме пути Христова. Каждый человек знает, как непросто начать путь, идти по дороге, где каждое движение требует воли, сил и знания: ведь можно сбиться с дороги, можно заблудиться, упасть в пропасть или от страха перед неизвестностью повернуть назад. Нужно точно знать, куда идти. И путеводным огнем, звездой для верующих людей, каждого, кто встает на путь Христов, является Его истина. Он — путь и Он — истина.

Не существует многих истин, есть только одна истина и одна Божия правда. Кто-то может делать вид, что этой истины вовсе не существует; кто-то может надменно и высокомерно взирать сверху вниз на тех, кто ей привержен; кто-то с ехидной усмешкой относит истину к прошлому и не связывает с ней будущее. Но есть и те, кто с открытым сердцем и умом воспринимает ее, зная, что эта истина — Божия. И от того, принимают люди эту истину или отвергают, сама она не исчезает и не умаляется, потому что она вечна и неизменна,

1 «Мы привыкли за последние два десятилетия, — сказал митр. Ювеналий, — что на этом святом месте в праздники и юбилеи мы приветствовали Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Алексия. Мне вспоминается его поездка в Белоруссию, когда мы отмечали 1020-летие Крещения Руси и когда он, видя возрождающиеся из руин и строящиеся новые храмы, сказал: “Мало нам строить церкви, нам надо обратить внимание на души людей”» — Примеч. ред.

74

 

 

она сильнее всяких человеческих идей и философий. Потому что эта истина — Божественная. Если люди следуют своей стезей, имея ориентиром истину Божию, то обретают жизнь.

Господь не говорил: «Я есмь путь и истина и загробная жизнь». Он сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), потому что у Бога нет разницы между земной жизнью и вечностью; эта разница существует только в нашем сознании, потому что от нас скрыта жизнь за гробом. Но от этого сама жизнь никуда не уходит. Она — реальность. Жизнь на земле и жизнь после смерти. Если Господь говорит, что Он есть путь и истина и жизнь, то это означает, что, идя этим путем, мы обретаем полноту жизни — не ущемленное абстрактное понятие, но полноту жизни. Синонимом этой полноты является простое человеческое слово «счастье», ведь каждый хочет быть счастливым, но не все знают, что таковым человека может сделать только следование Божиему пути.

Сегодня Церковь должна доводить до сознания людей, что нет иного имени, которым надлежало бы нам спастись, нет иного пути к полноте человеческой жизни уже здесь, на земле, а потом и в вечности, кроме Иисуса Христа, родившегося в Вифлееме. Вот почему, следуя заповеди почившего Святейшего Патриарха, нужно с людьми говорить так, чтобы каждый понимал, что нет иного пути ко спасению, к полноте жизни, кроме того, который открыл Сам Бог. И тогда все человеческие проекты счастья становятся удивительно мелкими, ущербными, видна их слабость, погрешность, неспособность действительно привести людей к полноте жизни.

Когда наши братья и сестры, которые еще не нашли дорогу к православному храму, примут умом и сердцем эти удивительные Божественные слова о Пути, Истине и Жизни, тогда изменится наша жизнь — личная, семейная, общественная, жизнь государства. А если проповедь об этом будет усвоена всем миром, то изменится и жизнь всего рода человеческого. Эти чаяния — не фантазии или иллюзии: это призыв, который Бог обращает к Церкви и Своим последователям. Это слова Спасителя, обращенные сегодня к каждому из нас.

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить собратьев-архипастырей, духовенство, верующий народ, монашествующих и особенно приходские активы за все, что мы вместе делаем, дабы народ наш усвоил спасительную истину о Христе, родившемся в Вифлееме. Очень многое

75

 

 

делается и на приходах, и в воскресных школах, в тюрьмах, воинских частях, больницах. Многое делается и для того, чтобы молодое поколение приняло Христа в свое сердце. Но надо сделать еще больше.

Для того чтобы служение наше было успешным, мы должны поддерживать друг друга и друг другу помогать, осуществляя наши труды в простоте сердца и в смирении, возводя непреодолимую преграду для действий тех, кто вносит соблазн в жизнь Церкви, пытается разделить нас, соблазнить одного из малых сих (Мф. 18, 6), забывая о том грозном предупреждении, которое Бог обращает к тем, кто встает на путь соблазна и совращения ближних. Дай Бог нам всем сохранять братскую любовь, протягивать друг другу руки в нашем общем паломничестве в Царствие Божие!

Верим, что в ответ на труд Церкви Господь приклонит к нам Свою милость и мечта Святейшего Патриарха о возрождении душ человеческих будет осуществлена. Верим, что и он будет вместе с нами на этом нелегком, но благодатном пути.

Всех вас, мои дорогие, я еще раз поздравляю с праздником Рождества Христова! Пусть благословение родившегося в Вифлееме Спасителя почиет над страной нашей и над всеми странами, где живут чада Русской Православной Церкви, над Его Святой Церковью, идущей по нелегкому пути и ведущей людей ко спасению. Пусть Покров Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной молитвами святых угодников Божиих, новомучеников и исповедников Российских простирается над нами, давая силы и разум в осуществлении нашего общего призвания, дабы Божие имя — Отца и Сына и Святого Духа прославлялось всегда и во веки веков! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.