13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании вечернего богослужения в Великий Понедельник в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (13.04.2009)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НОВОСПАССКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ
13.04.2009
Понедельник Страстной седмицы посвящен теме лицемерия. Господь обличил смоковницу, которая имела пышную листву, но не имела плодов. И не только обличил, но и наказал ее. Смоковница засохла. Это символическое деяние Спасителя свидетельствует о том, что лицемерие не способно к жизни и не может приносить добрых плодов.
Что же такое лицемерие? Лицемерие, или двоедушие, — это состояние человека, когда он живет двумя жизнями. Одна жизнь — внутренняя, сокровенная, в ней выстраиваются свои приоритеты, в ней — своя шкала ценностей, свое целеполагание, ибо лицемерный человек всегда имеет некие скрытые от других жизненные цели. А вовне он проявляет себя иначе. Чаще всего внешние проявления такого человека и направлены на то, чтобы достигать скрытых целей. В основе лицемерия — ложь. А отец лжи есть диавол (Ин. 8, 44). Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге. Такой жизнью всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя (Мк. 3, 24). Это свидетельство Слова Божиего справедливо по отношению к любой человеческой общности, будь то государство, трудовой коллектив или семья. Не может устоять объединение людей, которое разделяется внутри себя, потому что разделение есть нарушение целостности, а значит, силы такой общности. Сказанное справедливо и в отношении человеческой личности: если человек раздвоен, живет двумя жизнями, то он не может устоять перед напором внешних обстоятельств, испытаний, скорбей, потому что внутренние силы человека подтачиваются двоедушием. Человек становится слабым и уязвимым.
Добродетелью, обратной лицемерию, является целомудрие. Оно направлено на сохранение целостности человеческой личности. Целомудренный человек — это тот человек, который не живет двумя жизнями, у него нет ничего, что непременно нужно было бы скрывать
765
от других. Чаще всего мы связываем целомудрие со свободой от плотских грехов, и это справедливо, но понятие целомудрия шире, чем просто плотская чистота человека. Целомудрие — это образ жизни, который формирует целостную человеческую личность.
Чем опасно двоедушие для окружающих людей? Оно вводит их в заблуждение. Оно порождает иллюзию некоего благополучия. Знакомясь с лицемерным человеком, мы часто теряем бдительность, будучи убеждены в том, что перед нами человек добрый, что все его внешние проявления отражают его внутреннюю жизнь. Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми и делимся с ними самым сокровенным. Но ведь всякая ложь непременно обнаруживает себя. Нет ничего тайного, что не стало бы явным (Лк. 8, 17). И когда зло лицемера обнаруживается, тогда разрушается ткань человеческих отношений. Реакцией на лицемерие является отчуждение. В конце концов лицемер всегда оказывается в одиночестве, он всегда проигрывает, а потому и не способен приносить плода, подобно той на вид пышно цветущей смоковнице.
Господь осуждает лицемерие как грех. И не случайно проповедь Спасителя в Его последнюю перед страданиями неделю начинается с обличения лицемерия, эта тема будет продолжена и во вторник Страстной седмицы. Сегодня на утрене мы читали Евангелие с грозным осуждением фарисеев, которые лицемерили там, где должна быть полная искренность — в области веры, религиозной части человеческой жизни. Лицемерие в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление этого порока, с которым иногда мы сталкиваемся и в церковной среде, когда человек выдает себя не за того, кем является на самом деле. Зная, с каким огромным уважением люди относятся к духовным авторитетам, некоторые пытаются стать таковыми, не напрягая сил, не следуя путем подвига, но посредством лицемерного устроения отношений с другими людьми. Именно о них сказал Господь: вы как гробы окрашенные, внутри полны... всякой нечистоты (Мф. 23, 27).
Грозное осуждение лицемерия Спасителем является для всех нас очень важным знаком того, что лицемерие и христианская вера — несовместимые понятия. Если кто-то, особенно в Церкви, хочет показаться другим благочестивым и мудрым, иногда даже кощунственно прозорливым, если кто принимает на себя власть и полномочия,
766
которые никак не могут проистекать из его духовного состояния, а являются лишь только попыткой распространить свое влияние на других, используя лицемерие, тот сугубо подвергается Божиему осуждению. Кем бы мы ни были — пастырями или пасомыми, известными людьми или неизвестными, — если мы приходим в Церковь, то всякую попытку лицемерия должны оставить за ее вратами, ибо здесь, под святыми сводами, нет места этому опасному, вредному и губительному состоянию человеческой души.
Великий пост — это время покаяния и молитвы, время духовного сосредоточения, духовного роста. И сегодня, как, может быть, ни в один другой день, мы должны просить Господа помочь нам избавиться от многих наших грехов, но особенно — защитить нас от того греха, который грозно осудил Спаситель, обращаясь к Своим ученикам в преддверии крестных страданий. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.