13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Великий Четверг в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (20.04.2006)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА
20.04.2006
Сегодня Великий Четверг — особый день и великий праздник, который установлен в честь совершения Спасителем таинства Святой Евхаристии, таинства Причащения, которое находится в центре жизни христианина, в центре жизни вселенной. И это не преувеличение, этими словами можно лишь в малой степени описать великое значение для каждого человека, всей человеческой семьи и человеческой истории того события, которое произошло в четверг пред страданиями Спасителя.
Господь возглавил ритуальную еврейскую пасхальную трапезу. Согласно традиции глава дома и хозяин застолья должен был про-
760
износить особые благословения над блюдами, которые ставились на стол, сугубо же — над хлебом и вином. Каждый еврей знал слова этого благословения. Но Господь, взяв хлеб, произнес не то благословение, которое полагалось, а совершенно иные слова. Преломляя хлеб, Он сказал ученикам: «Приимите сей хлеб и ядите, потому что это Тело Мое, которое приносится в жертву за вас, во оставление грехов» (Мф. 26, 26). А затем, когда трапеза закончилась и по обычаю нужно было обнести всех последней чашей вина, Господь взял эту чашу и произнес над ней опять-таки иные, чем полагалось, слова. Он сказал, что чаша сия есть чаша Его Крови, изливаемой во оставление грехов (Мф. 26, 27-28). А затем добавил: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Апостол Павел, объясняя смысл произошедшего на Тайной вечери, сказал, что, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 26).
Господь на Голгофе принес Себя в жертву за грехи мира. Именно эта жертва освободила людей от тяготения первородного греха и от вины за этот грех. В древности, когда в жертву Богу приносили животных, а потом вкушали их как жертвенную пищу, это действие имело огромный смысл: закланные животные принадлежали уже не людям, а Богу, и, вкусив от жертвы, люди тем самым как бы прикасались к Самому Богу. А Иисус Христос Сам стал жертвенным Агнцем, Он Самого Себя принес в жертву. И чтобы к этой жертве имели отношение все люди, все последующие поколения, Господь и совершил таинство Евхаристии. Благословив хлеб и вино, Он таинственно преобразовал их в Свои Тело и Кровь. А потому каждый человек, вкушающий в Таинстве хлеб и вино — Тело и Кровь Спасителя, подлинно приобщается жертвенного Агнца, приобщается Божественной жизни.
Что же такое Евхаристия? Что это за воспоминание о Тайной вечери, о спасительных страданиях Христа? — Это воспоминание не связано с деятельностью человеческого ума или человеческой памяти, а совершение Евхаристии не есть некое символическое деяние. Символы здесь ни при чем, Евхаристия — это подлинная реальность. Вкушая в этом Таинстве хлеб и вино, мы силой Святого Духа подлинно вкушаем Тело и Кровь Спасителя, а через это вместе с апостолами становимся соучастниками всего того, что совершил Христос. Не зрителями, не теми, кто только понаслышке знает о совершённом или кто лишь прочитал повествование о земной жизни Иисуса
761
Христа, но теми, кто вместе с Ним участвовал в великой тайне спасения.
В Святой Евхаристии силой Святого Духа актуализируется все, что связано с Христом: и рождение Его, и жизнь, и учение, но более всего страдания, смерть, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную Бога Отца седение, Второе и Славное паки Пришествие1. Все это силой Святого Духа входит в реальность нашей жизни. В Евхаристии исчезает различие между прошлым, настоящим и будущим, исчезает время, и мы, будучи земными людьми, силой Святого Духа прикасаемся к Царствию Небесному, а значит, к Божественной благодати, к Самому Богу. Вот почему Божественная литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Именно Литургия вводит нас в это Царство, вводит не символически, не метафорически, не образно, но реально.
Господь пришел в мир, чтобы спасти нас от искушающей силы зла, от господства греха, торжества лжи и лицемерия, от диавольского плена. А можем ли мы противостоять этой диавольской силе? Слабые и немощные, мы с легкостью подвергаемся соблазнам и вступаем на путь греха. А как бесконечно тяжело вступить на путь спасения! Это каждый знает по своему опыту: ведь прошел пост, когда многие, наверное, говорили себе: «Я освобожусь от этого греха, я постараюсь того не делать» — но снова впадали в слабость и грех. И где нам нашими немощными силами обрести спасение! Но у нас есть вера и твердое убеждение в том, что Господь принес нам спасение. Через Его жертву, Его подвигом, Его смертью, Его Воскресением мы спасаемся, ибо через жертву Иисуса Христа является нам сила Божия. И эту силу мы черпаем в таинстве Святой Евхаристии. Каждый причащающийся Тела и Крови Спасителя подлинно приобщается Божественной жизни, обретает прощение грехов и залог жизни вечной.
Вот почему мы должны как можно чаще приступать к Святой Чаше. К сожалению, обстоятельства жизни нашего народа в течение по крайней мере последних 200 лет (а может быть, и более) отнюдь не содействовали тому, чтобы опыт частого общения с Богом во Святой Евхаристии стал достаточно распространенным в нашей жизни. В то время, когда Церковь была свободна, даже тогда, когда она была
1 См. примеч. на с. 465.
762
господствующей, многие люди принадлежали к ней не по вере, не по убеждениям, а в силу своего положения и вовсе не хотели ни исповедоваться, ни причащаться. И тогда государь Петр Великий, зная о том, что значительная часть его подданных не имеет расположения к посещению храма и причащению Святых Христовых Таин, повелел, чтобы все православные граждане Российской империи причащались хотя бы один раз в год. Многими это повеление было воспринято как некий закон. Указ Петра I, вызванный нравственным, духовным и религиозным упадком людей, был попыткой силой и властью принудить людей принимать причастие хотя бы изредка.
Однако и в наше время есть православные люди, которые серьезно думают, что причащаться нужно один или четыре раза в год, по количеству постов, — это все лукавое, неправильное, искаженное религиозное мышление. Причащаться нужно так часто, как только возможно, достойно приготовляя себя к этому святейшему Таинству, потому что никакой иной силой мы не победим власти диавола, как только силой Божией. В древности, когда вера первых христиан была горяча, то каждый раз, когда они собирались для молитвы и совершения таинства Святой Евхаристии, они причащались Тела и Крови Спасителя. А если кто-нибудь не причащался, то он должен был объяснить епископу, почему уклоняется от Чаши Христовой. Конечно, этот образ жизни древних христиан не в полной мере применим к нашей сегодняшней жизни, потому что мы живем в суете, грехе, заботах, — но памятование о том, как причащались древние, должно побуждать нас к тому, чтобы приступать к таинству Евхаристии как можно чаще, достойно приготовляя себя к нему. Нельзя приходить в храм и причащаться «автоматически», тем более не исповедовав грехов и иногда даже вкусив перед этим пищи.
Сегодняшний день, Великий Четверг, — день установления Евхаристии — должен помочь нам еще раз осознать величайший смысл этого спасительного Таинства и встать на путь подлинного церковного благочестия, укрепляя себя благодатью, исходящей от Тела и Крови Спасителя. Аминь.
763
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.