13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в навечерие Рождества Христова в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы (6.01.2009)
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
В НОВОСПАССКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ
МОНАСТЫРЕ г. МОСКВЫ
6.01.2009
Богослужение, которое мы сегодня совершаем, особенное: согласно церковному Уставу Литургию Рождественского сочельника предваряет вечерня, за которой читаются паримии — отрывки из книг Ветхого Завета.
За долгие годы до рождения Спасителя пророки — богодухновенные мужи — говорили людям о Его Пришествии. Говорили прикровенно, но вместе с тем и ясно: они учили о том, что явится Избавитель мира, что Он разрушит всякую неправду, что Он дарует людям спасение. Многие эти слова пророков понимали по-разному. Одни считали, что спасение придет вместе с политической силой, когда Израиль станет могущественным государством и победит всех своих врагов. Другие полагали, что избавление принесет богатство и верили в то, что только с богатством и властью можно обрести спасение.
Но в своих пророчествах древние пророки говорили о другом — о том, что спасение откроется нам в Божией правде, что придет Избавитель, Который явит ее людям, и правда эта будет спасительной.
67
И Господь родился, но не во дворце, не в семье великих, выдающихся людей, не в семье правителей. Он родился в настолько бедной семье плотника, что ей не нашлось места в гостинице, и Пречистая Дева родила Своего Сына — Спасителя мира, Того, о Котором говорили пророки как о Солнце правды (Мал. 4, 2), — в убогой пещере. Конечно, трудно было принять такого Спасителя тем, кто связывал с Его Пришествием политические успехи, экономическое процветание, власть, победу над римлянами, которые тогда оккупировали Палестину. Людям было трудно отказаться от мечты, которая так долго существовала и утешала их. Потому и не приняли Господа многие из узнавших о Его рождении. Его не приняли ни власть в лице Ирода, ни общество в лице своих знатных представителей. Зато Его приняли бедные пастухи, которым было дивное явление на небе: они увидели Ангелов, которые возвестили, что пришло время спасения. Они прославляли Бога, говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14). Эту весть, до конца им, наверное, не понятную, пастухи приняли и умом, и сердцем. Они пришли и поклонились Спасителю. К Спасителю пришли и восточные мудрецы — волхвы, носители высшего знания, мы сказали бы — ученые люди. И они поклонились, хотя были даже не из этого избранного народа, а пришли откуда-то с востока.
Это поклонение волхвов и пастырей помогает нам понять пути, ведущие к Богу. Господь открывается людям в ответ на чистоту и простоту их сердца, — как Он открылся тем пастухам, простым людям с чистыми сердцами; Бог открывается также тем, кто ищет Его, напрягая свою мысль, кто развивает, образовывает свой ум, кто обладает высокими знаниями, ибо знание способно приблизить человека к пониманию бытия Божия. И часто свидетельство таких образованных верующих людей является очень важным для всего народа, всего общества.
Итак, простота сердца или высокий ум. А кто же не принял Господа? Его не приняли те, кто считали себя умными, сильными, богатыми, а на самом деле были посредственными и умом, и сердцем. И разве не то же самое происходило в нашей стране в недавнем прошлом, когда люди стали отвергать Бога, когда в систему образования и воспитания внедрялась атеистическая идеология и люди безрассудно воспринимали все, что им рассказывали преподаватели.
68
И не было тогда ни работы ума, ни интеллектуального, умственного подвига. Была утеряна и простота сердца. Это произошло из-за того, что люди стали ориентироваться исключительно на земные цели и захотели построить счастливый мир без Бога. Народ во множестве отвернулся от Господа, однако оставались еще и «волхвы», и «пастухи», которые не отказались от Христа, но через трудные годины испытаний пронесли веру и сохранили ее до нашего времени, чтобы сейчас, в условиях свободной жизни, люди могли делать разумный выбор в пользу веры, открывая ум и сердце навстречу Господу.
Последняя паримия, которую мы сегодня с вами слышали, заканчивается пророчеством Исаии, который, предвидя Пришествие в мир Спасителя, сказал дивные слова: Снами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся (Ис. 8, 8-9). В этих строках открывается смысл праздника: во Христе явился людям Бог, велия... благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16), — как говорит апостол Павел. Навстречу этому великому и дивному свидетельству нужно распахнуть ум и сердце и помнить, что если Бог за нас, то кто же против нас (Рим. 8, 31)? Кто сильнее Бога? Нет силы сильнее Бога! Вот почему, если в мире торжествуют зло, неправда, человеческое чванство, убожество, гордыня, которые иногда желают подчинить себе весь мир, с высоты своих земных престолов и престольчиков с презрением взирая на Церковь Божию, верующие на подобные вызовы должны с кротостью и смирением отвечать: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся. Ибо Бог — это сила, способная из камней сих соделать детей Аврааму (Мф. 3, 9). Бог — сила, способная вернуть веру в сердца людей, просветить их разум, направить их по единственно правильному пути, ведущему ко спасению, потому что ради спасения Господь пришел в мир, потому и называем мы Его Спасителем.
Праздник Рождества Христова открывает все величие Божиего замысла о мире и человеке, всю высочайшую мудрость этого замысла, всю красоту и величие человеческого ответа на этот замысел — ответа через мудрость и чистоту сердца. Вот почему верующие должны быть с мудрецами и пастырями, но не с Иродом и его полчищем. И сегодня, как 2000 лет назад, Бог открывается тем, кто желает иметь в своем сердце Господа и разделять с ближними и дальними свою веру,
69
провозглашая всеми силами своей души велию... благочестия тайну: Бог явися во плоти. Аминь.
Пусть свет разума, который пришел вместе со Спасителем в мир, никогда не покидает нас, верующих людей, и помогает нам устраивать свою жизнь ко спасению, преодолевая все искушения и соблазны нынешнего века. И да сохранит нас всех Господь Своей милостью.
Всех отцов, насельников обители поздравляю с Рождественским сочельником и желаю быть достойными своего великого призвания. Отличие монаха от другого человека заключается в том, что инок должен всего себя отдавать Богу, не жалея ни здоровья, ни сил, ни времени. У нас не должно быть ничего такого, что было бы обращено на нашу личную пользу, личную жизнь или личное благо. Все, что мы делаем, должно отдаваться Господу...
В то время, когда здесь была мерзость запустения (Мф. 24, 15) и монастырь был разрушен, я совсем еще молодым человеком, семинаристом, вместе со своим духовным отцом митрополитом Никодимом1 пришел сюда. Владыка перепрыгивал через битый кирпич, а потом, встав в самом центре обители, сказал: «Вот это — центр русского Православия». Тогда было трудно представить себе, что здесь может быть центр. А сегодня мы свидетельствуем о том, что великое благословение Божие почивает на этом месте, которое снова стало местом молитвы, куда стекаются благочестивые москвичи...
Всегда живите так, чтобы никогда не было ни малейшего различия между тем, что мы должны делать и тем, что мы делаем на самом деле.
1 Митр. Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов; 1929-1978); с 1960 по 1972 год — председатель ОВЦС МП.
70
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.