Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю четвертую Великого поста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (3.04.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. МОСКВЫ

3.04.2011

Всех вас сердечно поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, когда мы празднуем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, много потрудившегося для того, чтобы открыть нам тайны духовной жизни. Преподобный учит, что духовное возрастание — это не одномоментный акт. Невозможно сразу набраться духовных сил и обрести духовную мудрость. Для того чтобы стяжать дары Духа, нужно двигаться постепенно, восходя

724

 

 

от простого к сложному, — словно по ступеням лестницы, ведущей от земли к Небу.

Во время Великого поста нам дается возможность, размышляя о духовном восхождении, прежде всего оценить свое собственное положение на этой лестнице: где мы находимся — в начале, в середине или, может быть, двигаясь к совершенству, поднялись уже высоко и многое удалось сделать? А бывает и так: когда мы начинаем думать, что достигли определенной высоты, то обнаруживаем вдруг, что еще не вступили даже на первую ступень этой лестницы.

Восхождение к Богу невозможно без сильной веры. И потому не случайно сегодня, в день памяти Иоанна Лествичника, когда Церковь предлагает задуматься о путях духовного восхождения, мы слышим Евангелие от Марка, где говорится о вере как непременном условии совершения чуда (Мк. 9, 17-29). Обращаясь к человеку, просившему об исцелении своего несчастного, одержимого злым духом сына, который был нем, часто падал на землю и бился в судорогах, Господь говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему, — удивительные слова, исполненные Божественной мудрости.

А если вера сопровождается постоянным обращением взора вспять, если мы постоянно отвлекаемся направо и налево и, подвергаясь соблазнам окружающего нас мира, испытываем сомнения, если считаем, что вера заключается лишь в том, чтобы исполнять внешние предписания? — В таком случае нельзя сказать, что мы имеем хоть сколько-нибудь веры, а если так — как же можем надеяться на чудо Божие?

А разве не чудом будет спасение нас, грешников? Разве не чудом будет открытие перед нами дверей Царствия Небесного — несмотря на наш грех, нашу неправду, несовершенство? Ведь только силой Божией те двери и откроются перед нами. Неужели можно всерьез думать, что наши добродетели могут открыть нам врата рая? — Да никогда. Никогда не наберется у нас столько добродетелей. Бог открывает перед нами врата вечности в ответ на нашу веру, и если вера искренняя, то и делам нашим поверят, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2,17, 20, 26).

Бог не возжелал спасти нас без нашего участия, поэтому и требует от нас веры. Но как замечательно сказал Иоанн Златоуст: «Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное»1. Даже она не открывает

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 84 на Евангелие от Иоанна. 3//Творения в 12-ти томах. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 571.

725

 

 

врата рая — их открывает только Бог, подобно тому, как Он совершил великое чудо, когда воздвиг от болезни несчастного глухого юношу, падавшего в обмороки, когда его родитель со смирением в ответ на слова Спасителя сказал: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24).

Именно так, в ответ на нашу веру, точнее на искреннее исповедание ее слабости, в ответ на наши скромные усилия жить по вере Бог и с нами совершит чудо, открыв врата Своего Царства.

Итак, вера есть непременное условие спасения и блаженной вечности. Вера дает нам огромную жизненную силу. Святитель Иоанн Златоуст замечательно сказал: «Там, где вера, там сила; а где нет веры, там немощь»1. Золотыми буквами следовало бы начертать эти слова, чтобы каждый наш современник мог повторять их.

Если внимательно посмотреть на историю рода человеческого, историю страны нашей, то станет вполне очевидно: всегда там, где была вера, была и победа. Человек, поставляющий себя под десницу Божию, обретает частицу Божественной силы, способной преобразовать его жизнь, укрепить его настолько, чтобы он смог изменить к лучшему и окружающий мир. А в ответ на силу веры Бог дает Свою благодать.

Четвертое воскресенье Великого поста еще и еще раз обращает наше внимание на необходимость духовного восхождения. Минули четыре недели поста, и каждый может сказать, что с ним произошло за это время. Произошли ли какие-то сдвиги, удалось ли избавиться от пороков, дурных мыслей, слабостей, обрести внутреннюю решимость к восхождению по лестнице духовного совершенствования? Или эти дни прошли в суете, в обычных земных каждодневных заботах, без особого внимания к своей духовной жизни? Да поможет Господь нам, находящимся в этой сердцевине Великого поста, обрести силы для того, чтобы двигаться вперед, восходя от силы в силу (Пс. 83, 8) на пути к Царствию Божию. Аминь.

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на слова: Какой властью Ты это делаешь? (Мф. 21, 23). 5//Творения в 12-ти томах. Т. 6. Кн. 2. СПб. 1900. С. 725.

726


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.