13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. «Крест — наша свобода и совершенный венец». Из обращенияк читателям журнала «Православная беседа»
«КРЕСТ НАША СВОБОДА И СОВЕРШЕННЫЙ ВЕНЕЦ»
Из обращения к читателям журнала «Православная беседа»1
Если кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой,
и следуй за Мною
(Мф. 16, 24).
Первыми, кто, взяв свой крест, последовали за Спасителем, были Его ученики — апостолы.
Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам: Бог судил быть нам как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира... Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый (1 Кор. 4, 9,13). Такие слова не могли быть сказаны без слез и горечи. Это не слова радости, это констатация того факта, что апостол Павел и другие апостолы были действительно как бы приговорены к смерти, потому что Бог послал их идти против основного течения жизни, и они должны были выдержать этот встречный могучий и враждебный поток...
Говоря о себе, апостол Павел вспоминает о страшных обстоятельствах жизни: это и тюрьмы, и избиение палками, побитие камнями, предательство, опасности от людей — и от язычников, и от иудеев, и от лжебратьев, как он говорит (2 Кор. 11, 23-32). Трижды он был на волосок от смерти во время кораблекрушения. Вот какую участь благословил принять Господь Своим ближайшим ученикам, которых Он любил, с которыми проводил Свою земную жизнь и делился тайнами Царствия Божия!
Кто-то может сказать: а почему же Господь не пожалел Своих учеников, ведь Он Всемогущий, одного Его слова было бы достаточно,
1 «Православная беседа». 2009. № 5. С. 4-13.
689
чтобы все апостолы жили мирно, благополучно, спокойно, обеспеченно?
Господь уготовал им иной путь, и совсем не по жестокости Своей, а потому что этот путь — естественный. Бог вообще не связывает нашу свободу, пока мы не хотим сами, чтобы Он эту свободу связал. Когда мы молимся Господу, мы просим Его в первую очередь ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь, помочь нам особенно там, где мы сами сделать ничего не можем. А все остальное, что с нами происходит, совершается в результате той самой свободы, которую Бог нам дал. И потому даже самыми проницательными людьми так и не может быть понята тайна соединения Божественного и человеческого в истории: где граница Божия всемогущества, а где — человеческая свобода.
Мы называем Церковь Апостольской потому, что она продолжает дело святых апостолов. По-человечески нам иногда бывает очень тяжело, когда Церковь сталкивается с несправедливостью, когда не слышат ее голоса, что было в годины испытаний и гонений, когда насильно уничтожалась вера, притеснялось священство, закрывались храмы. Каждый, наверное, мог сказать в то время словами апостола: Бог судил быть нам как бы приговоренными к смерти.
Бог судил отцам нашим быть приговоренными к смерти, и они, подобно апостолам, приняли эту смерть. Они были «прахом», «сором» для общества. Те, кто растирал этот прах, считали, что делают великое дело — помогают народу освободиться от предрассудков, стать образованными, счастливыми. Мы знаем, чем все закончилось. Сегодня мы лобызаем останки тех, кто был врагом для мира. Мы склоняемся перед их святыми мощами. Ни одно имя не забыто, все имена мы помним, имена бесчисленных мучеников, исповедников, светильников — всех, кто имел мужество по слову Божию продолжать Его дело.
Сегодня мы живем, конечно, не в то время, когда кто-то физически может прекратить нашу жизнь, будучи несогласным с нашими убеждениями. Сегодня нет прямых видимых опасностей, но это не значит, что изменилась природа апостольского служения. Она всегда неизменна. К апостольскому служению всегда относятся слова апостола Павла: Бог судил нам быть как бы приговоренными к смерти.
Почему это происходит? — Потому что слово Божие, по речению апостола Павла, как меч обоюдоострый — оно проникает до разде-
690
ления души и духа, составов и мозгов (Евр. 4, 12), как бы расчленяет человека. Этот образ рассекающего меча является очень сильным, он дает понимание того, что несет миру слово Божие. Оно никого не оставляет безразличным, и если одни с радостью это слово принимают и готовы встать вместе с апостолами, стать продолжателями их дела, отождествить себя с прахом и мусором человеческого общества ради того, чтобы слово Божие в мире торжествовало, то другие встречают это слово сопротивлением и злобой.
У Церкви нет другого оружия, у нее нет права употреблять силу и, собственно, самой силы нет — какая же сила у праха земного? У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей, как только словом, исполненным любви и правды. Но как важна эта миссия Церкви для всего рода человеческого, даже если слово это произносится наперекор общему мнению мира с его ложными и опасными ценностями! Как важно, чтобы это слово звучало, потому что пока оно звучит, люди способны его слышать и вставать в ряды тех, кто идет против общего потока жизни. И чем больше таких людей, тем сильнее поток идущих к Царствию Божию. Церкви не дана окончательная победа в этом столкновении с миром, который ее не принимает. Из слова Божия мы знаем, что такая победа связана не с историческим служением Церкви, а с таинственным явлением Господа и Спасителя в день Его Страшного суда. Мы знаем, что такая победа заложена в саму миссию Спасителя, ибо Воскресением Своим Он разрушил власть диавола. А что же продолжатели дела апостолов? Должны ли они отступать, сознавая, что у праха нет силы? Должны ли они замкнуться в себе, живя узкой группой единомышленников, собираясь на богослужения, молясь и поддерживая лишь друг друга?
Некоторые так и думают: ну что же, Бог с ним, с этим миром, мир в грехе лежит, спасайся, малое стадо. Пример святых апостолов опровергает такой подход к общественному служению Церкви. Апостолы не остались в Галилее в окружении единомышленников, жен-мироносиц. Они отказались от комфортной, спокойной жизни и пошли навстречу мощнейшему потоку, который противодействовал их миссии. Пошли по дорогам Галилеи, Иудеи, Малой Азии, Европы — пошли для того, чтобы мир услышал слово Божие. И мир услышал это слово, исполненное силы и любви.
691
Церковь, которая продолжает служение апостолов, призвана сегодня делать то же самое — накапливать духовную силу в своих общинах через совершение Божественной службы, через молитву, через взаимное общение, а затем, выходя в мир, нести этому миру апостольское послание в вере и надежде на то, что Бог будет помогать спасаемым в Церкви, как совершал Он это в дни святых апостолов.
Сознание принадлежности к апостольской Церкви должно открывать всем нам правильную перспективу отношений Церкви и мира. Церковь не смешивается с миром, но она призвана воцерковлять мир. Она призвана нести в мир величайшее свидетельство, которое она получила от святых апостолов, с мужеством, смелостью, дерзновением и любовью, веря, что апостольское служение Церкви, в которое вовлекаются иерархи, священнослужители и миряне, никогда не пресечется до скончания века. Ибо для нашего спасения необходимо то, чему учил Господь Своих учеников: Отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.