Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Неделю Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (8.03.2009)

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. МОСКВЫ

8.03.2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первое воскресенье Великого поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия. Это воскресенье причисляется к великим праздникам, ибо праздник Торжества Православия был установлен в связи с событием огромного значения. В 787 году состоялся VII Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон, называя тех, кто их почитает, идолопоклонниками, уничтожали святыни. Поскольку императорская власть склонилась к этому еретическому направлению, то гонение на тех, кто почитал иконы, поддерживалось силой византийского императора. Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер. И там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища — святые иконы — и возносили перед ними горячие молитвы.

По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена. Иконоборцев осудили, и уже в IX веке было принято решение в первый воскресный день Великого поста праздновать победу над этой, а одновременно и над всеми другими ересями,

651

 

 

сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов VII Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня отмечаем.

Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются даже до сего дня. И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некоего итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться к Богу с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не разрушили единства Божией Церкви.

Каждый православный человек должен понимать, что лежит в основе церковных разделений. В нашем обычном представлении еретик — это синоним разбойника. Не случайно один из древних еретических соборов, который отрицал присутствие в Сыне Божием человеческой природы, вошел в историю Церкви как «Разбойничий собор». Но среди еретиков было и много людей благочестивых, горячих в вере, ревностных. И в самом деле, разве за настоящим разбойником, распутником, грешником пошли бы тысячи людей? Люди идут за сильным вождем, который умеет убеждать, вдохновляет личным примером. Большинство еретиков и были такими церковными вождями, имевшими огромный авторитет среди народа.

Достаточно вспомнить Ария. Он был проповедником, мудрецом, богословом. Его имя было чрезвычайно авторитетно в Константинополе. Защищая Ария и его учение, люди вступали в конфликты друг с другом. История доносит до нас примеры того, как на рынках вспыхивали споры и даже целые сражения, потому что многие люди были готовы пойти за Ария на смерть.

И еще нужно помнить, размышляя на тему ересей и разделений, что основные еретические движения древности были связаны с попытками дать людям более ясное понимание догматов. Арию казалось необходимым приблизить понимание Воплощения к менталитету, знаниям, мироощущениям людей того времени. Ему казалось, что если он будет говорить о Христе как о творении Бога Отца, то это учение будет в большей степени соответствовать Священному Писанию и будет лучше восприниматься народом, а значит, и вера в наро-

652

 

 

де будет крепче. Арий был движим добрыми намерениями защитить веру, как он себе ее представлял.

И последующие еретические движения стремились к тому, чтобы «защитить» веру православную. Так, Несторий верил, что от Девы Марии родился не Бог, а человек, который лишь постепенно возвысился до Божественной высоты. Несторий говорил и учил так убедительно, что до сих пор существуют его последователи. Для нас, православных людей, живущих в России, это имя известно лишь из учебников истории, никому и в голову не приходит вспоминать о его ереси. А вот мне пришлось быть в Ираке еще до страшной войны 2003 года и встречаться с местными христианами. Я обнаружил, что большинство из них почитают Нестория. Когда я ехал в такси от аэропорта, то, к изумлению своему, должен был вступить в богословский спор с водителем, который утверждал неправомерность употребления слова «Богоматерь» по отношению к Деве Марии, как это в далеком V веке утверждал и Несторий. Наверное, если бы слова этого еретика не были убедительными, а его жизнь была бы греховной, люди не последовали бы за ним. В некоторых странах до сих пор есть последователи и другой ереси — монофизитства, которые не признают человеческой природы Господа Иисуса Христа, и среди них есть подвижники благочестия, монахи, богословы.

Что же такое ересь, как ее отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там отсутствует любовь. Это мы хорошо знаем из повседневной жизни. Семья распадается, супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей тогда, когда в семье исчезает любовь. И какие бы добрые, хорошие слова один из супругов ни произносил, там, где нет любви, — нет чистоты отношений и нет единства.

То же самое происходит и в Церкви. Если мы встречаем человека, который утверждает, что борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он всегда готов идти на бой, готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие, и если в человеке, возглавляющем новое учение, мы не находим любви — это признаки того, что перед нами волк в овечьей шкуре, подобный Арию, Несторию и многим другим

653

 

 

горячим проповедникам, готовым ради своей правоты идти на разделение Церкви, но не имевшим любви в сердце.

Единство там, где любовь, а где любовь — там Бог. И если кому-то приходит в голову мысль сказать о вероучении нечто расходящееся с традициями святых отцов, с определениями Вселенских и благочестивых Поместных Соборов, то такой человек должен еще и еще раз подумать, для чего, во имя каких целей он предлагает то или иное новшество. Если такой человек обрушивает на Церковь и ее служителей потоки брани и грязи, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия, даже слышим лозунг: «Православие или смерть!», — нужно опасаться таких проповедников.

Никогда Господь не говорил: «Мое учение или смерть!» Ни один апостол не говорил: «Православие или смерть!» Ибо Православие — это жизнь, жизнь вечная, это радость во Святом Духе, радость жизни; смерть же — это тлен, результат грехопадения и диавольского действа. А сейчас у нас время от времени появляются лжеучители, соблазняющие народ призывами спасать чистоту Православия, повторяющие этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: «Православие или смерть!» В глазах этих людей вы не найдете любви; там горит диавольский огонь гордыни, там стремление к власти, к разрушению церковного единства, хотя они могут рядиться в добрые одежды, прикрываться благочестием и пользоваться уважением определенного круга людей.

То, что мы говорим в отношении ересей, справедливо и в отношении любого другого разделения. Иногда и в приходах возникают разделения среди духовенства и мирян, порой связанные с борьбой за некое первенство, некую власть в церковной общине. Мы знаем, как иногда разделяются прихожане, группируясь вокруг того или иного священника. Почитание каждого пастыря и любовь к нему — законны, но разделение во имя такой любви — греховно, потому что где настоящая любовь, там не может быть разделений.

Мы должны хранить от ересей и расколов единство не только Вселенского Православия и нашей Поместной Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть единой и неделимой, но и единство в приходах и монастырях, помня, что главный критерий оценки деятельности любого православного — от Патриарха до простого мирянина — это любовь. Есть любовь — есть и Христос!

654

 

 

Да поможет всем нам Господь беречь как зеницу ока единство нашей Церкви, назидаясь примерами опасных расколов из прошлого и одновременно вдохновляясь подвигами святых отцов Вселенских и Поместных Соборов, которые сохраняли и защищали единство Церкви Христовой, утверждая в основе церковной жизни единственный Богом определенный закон — закон любви, которым и спасаемся. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.