Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Неделю Торжества Православия в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (20.03.2005)

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

20.03.2005

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Воскресенье на первой седмице Великого поста называется Неделей Торжества Православия. Этот славный праздник был установлен в Византии в ознаменование великой победы истинной и правой веры над ересью иконоборчества.

Иконоборчество было опасно тем, что отвергало духовно значимую церковную традицию, связанную с изображением Спасителя, Матери Божией и святых угодников, ложно обвиняя православных в «идолопоклонстве». Еретиков отличало принципиальное непонимание того, что иконописными образами прославляются первообразы Господа, Пресвятой Богородицы и угодников Божиих, а вовсе не их изображение. Это привело к дерзкому отказу от почитания икон вообще. Придя к власти в Церкви, иконоборцы, которым удалось приобрести сильное влияние на византийских императоров той эпохи, воздвигли жестокие гонения как на сами иконы, уничтожая их во множестве, так и на тех православных, которые оставались верными церковному преданию и отеческой вере, воздавая почитание святым образам.

Возникло опасное разделение, которое могло иметь самые страшные и необратимые последствия для Церкви. Но с помощью Божией этого не случилось, ибо в лоне Церкви оставалось немало предан-

644

 

 

ных Православию людей: иерархов, духовенства, мирян. И их твердое стояние в вере принесло ожидаемые плоды. В 787 году по Рождестве Христовом был созван VII Вселенский Собор, восстановивший и утвердивший иконопочитание, а также предавший осуждению еретиков-иконоборцев. Одним из соборных деяний было определено: «Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и, наоборот, евангельское повествование с изобразительностью... Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение»1. А в 843 году, в царствование святой праведной царицы Феодоры и в патриаршество святителя Мефодия, верующие решили в честь победы Православия установить особый переходящий праздник, который всегда приходился бы на первое воскресенье Великого поста.

Вот и сегодня в кафедральных соборах по завершении Божественной литургии будет совершен особый молебен, именуемый чином Торжества Православия. Эта служба являет нам духовное ликование Церкви о победе над всеми когда-либо восстававшими на нее ересями и расколами, ибо нынешнее празднество есть утверждение не только православного учения об иконопочитании, но и всех других обязательных для православных верующих догматов и постановлений семи Вселенских Соборов.

В этот день мы с благодарностью молитвенно вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за православную веру. Мы молимся также обо всех преждепочивших отцах, братиях и сестрах наших, живших в вере и благочестии и отошедших ко Господу в надежде воскресения. И еще мы молитвенно поминаем всех ныне живущих людей, кто трудится на благо Церкви, утверждая своей верой и своими деяниями веру православную. Наконец, мы будем соборно молиться о единстве Христовой Церкви.

К сожалению, победа над нечестивыми иконоборцами еще не означала окончательного упразднения самой возможности церковных ересей, расколов и нестроений. Прошло сравнительно немного времени, и новое разделение потрясло до основания христианский мир. В 1054 году произошел раскол, в результате которого прекратилось общение между христианами Востока и Запада. Параллельно

1 Деяния VII Вселенского Собора. Деяние 6.

645

 

 

с Православной Церковью на Востоке стала независимо существовать Римско-Католическая Церковь на Западе.

И в последующей истории многочисленные смуты, соблазны и расколы всякого рода не оставляли христианский мир. Особенно много новых разделений появилось на Западе. В XVI веке на историческую арену вышла новая влиятельная сила — протестантизм, появление которого свидетельствовало о дальнейшем дроблении некогда единой Церкви апостольских времен. А с XVII века церковный раскол переживает и Православная Русь.

Конечно, церковные разделения на Востоке происходили не в таких глобальных и грозных формах, как на христианском Западе. Однако любое разделение есть следствие греховной помраченности, и всяким расколом раздирается нешвенный хитон Христов.

Вот и сегодня на православной Украине образовался опасный раскол, которым оскверняется древняя купель Киевской Руси, расчленяется наше общее духовное пространство. Хотят того раскольники или нет, но объективно все их усилия оказываются направленными на то, чтобы подорвать единство нашей Церкви, увести из нее верующих и похитить их души, а тем самым — ослабить Православие, нанести урон его миссии и свидетельству в славянских землях. Ведь враги дела Божиего чаще всего указывают именно на разделения в христианской среде как на одну из главных причин, по которой не следует придавать значения голосу Церкви, помогать ей и поддерживать в благих делах и начинаниях.

Например, сегодня в российском обществе идет активное обсуждение очень важного вопроса о том, чтобы Церковь пришла в армию, в места заключения, школы, то есть как раз в те структуры, которые ныне переживают не лучшие свои времена, но значение которых для нормальной жизни общества огромно. Народ чувствует и понимает, что разрушение основ традиционной нравственности — а именно таким разрушением сопровождается всякое отступление от отеческой веры — опасно для устоев общества. В России же подобное отступничество опасно вдвойне, учитывая ее горький исторический опыт в XX столетии, а также принимая во внимание трудности нынешнего переходного периода в сфере экономики, социального и политического устроения.

Ведь единство народа, единство общества во многом определяется моральным состоянием самих людей: нравственная личность не

646

 

 

будет использовать для достижения своих целей методы ожесточенного противостояния, провоцировать и разжигать конфликты, будет удерживать людей от вражды с ближними. Измученное многими разделениями Отечество наше сегодня нуждается в единстве и спокойствии. И потому так важно, чтобы примиряющий голос Церкви достиг тех сфер общественной жизни, где сегодня он еще недостаточно слышен и влиятелен.

Но наши недруги деятельно и сплоченно выступают против этого, демагогически задавая вопрос: почему именно Православная Церковь должна окормлять в России военнослужащих, заключенных, пациентов больниц, обитателей домов престарелых, воспитанников детских приютов и учащихся средних школ? Нам постоянно твердят, что всем этим не хуже могут заниматься другие религиозные организации, которые теперь якобы широко представлены в нашей стране. И начинают перечислять те многочисленные конфессии, которые исторически возникли в результате трагических и греховных разделений в лоне западного христианства, появившись на свет как следствие цепной реакции сменявших друг друга расколов. Ибо в религиозной жизни существует и неизменно подтверждается некий опасный закон разделения: раскол, как и всякий грех, никогда не исчерпывает сам себя и собою не ограничивается, но стремится к расширенному самовоспроизводству и максимальному распространению. Это означает, что от тех верующих, которые уходят в раскол, в дальнейшем неизбежно отколется другая соперничающая группировка, которая, в свою очередь, далее разделится на враждебные друг другу части, и так будет продолжаться до полного вырождения идеи, изначально приведшей к расколу.

Но как же нам, православным людям, реагировать на все это? Некоторые предлагают требовать у государства, чтобы оно защищало Церковь, помогало ей. Однако очевидно, что подобные требования сегодня ни к чему хорошему привести не могут. Ведь если светские власти начнут вмешиваться в жизнь Церкви исходя из благих побуждений, то что может помешать им сделать это ради достижения дурных целей, как не раз уже бывало в нашей истории? Гораздо важнее, чтобы сама Церковь имела необходимые внутренние силы и твердость духа для преодоления потенциальных разделений и поползновений к расколам.

647

 

 

При этом мы должны хорошо разбираться в причинах появления в церковной среде ересей, разделений и расколов. Если смотреть на проблему с исторической точки зрения, то придется констатировать, что их возникновение не связано с чьей-то злой целенаправленной волей. Ведь еретики не идут к верующим с призывом к разрушению и уничтожению традиции, а всегда соблазняют идеей улучшения существующего в Церкви положения. Еретики никогда не были плакатными злодеями и неисправимыми глупцами; напротив, очень часто они бывали людьми выдающихся дарований, умными и образованными. Иногда ими становились высокие иерархи, порой даже патриархи, которые начинали учить тому, что не соответствовало апостольской вере, не отвечало учению Церкви и противоречило ее преданию. А происходило так потому, что каждый новый лжеучитель искренне полагал, что предлагаемый им путь более истинен и спасителен, что его понимание вопросов церковной жизни более правильно, а его ви́дение богословских проблем более логично.

Такие люди проповедовали свои еретические убеждения и утверждали ложные представления в полной уверенности, что если их точка зрения возобладает над общепринятой, то это непременно принесет благо Церкви. Но мы-то знаем, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Святитель Иоанн Златоуст так говорил об этом: «Диавол с большей яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо, а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве, достигая, таким образом, с меньшим трудом большего и в одной душе губя все»1.

Значит, в сфере духовной жизни одних только добрых намерений и сугубой ревности о пользе церковной мало, чтобы не впасть в грех раскола, который не искупается даже мученической кровью. Значит, требуется еще нечто, чтобы посещающие нас мысли, какими бы оригинальными и притягательными они ни казались, не приводили к трагедиям и не порождали новых разделений.

Для того чтобы в ограде церковной не появлялись ереси, необходимо, чтобы те, кто трудятся на ниве богословия, проповедуют Сло-

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 1 на 1-е послание к Тимофею. 1 // Творения в 12-ти томах. Т. 11. Кн. 2. СПб., 1905. С. 621.

648

 

 

во Божие, кто занимает высокое положение в иерархии Церкви, были людьми, живущими духовной жизнью. Более того, необходимо, чтобы духовные проблемы неизменно были в центре бытия всех верующих. Ибо помимо духовных вождей, помимо людей богословски образованных, помимо священнослужителей в орбиту ересей и расколов всегда так или иначе вовлекается и народ Божий.

И когда мы со вниманием размышляем о нашей жизни, поставляя себя на суд собственной совести, когда постоянно заботимся о своем духовном состоянии, когда во всех обстоятельствах сохраняем контроль над своим внутренним миром, не боимся и не стыдимся исповедовать грехи пред Богом, стараясь изжить свои пороки, воспитывая ум, волю, чувства и плоть, — тогда в нас начинают развиваться добродетели. Когда же человек возрастает в добродетелях, то в нем начинает возрастать и любовь. Самая великая добродетель — это любовь к ближнему. А любовь не знает ни зла, ни нетерпимости, ни ожесточения, ни соперничества, ни вражды. Если в сердце пребывает любовь, то оно чуждо противоборств и разделений.

В таких обстоятельствах любая новая идея, кем бы она ни была высказана, будет восприниматься разумно, спокойно, со вниманием и уважением. И если окажется, что она не соответствует истине, то выдвинувший ее христианин со смирением и пониманием оставит пленившие его заблуждения. Такой человек не станет в ослеплении гордыни возводить баррикады раскола и увлекать за собой на погибель других людей, призывая их к битве с единоверцами. И уж тем более он не воспользуется своими идеями для того, чтобы хулить Матерь-Церковь и разделять своими действиями единое Тело Христово.

Значит, мы можем сказать, что ереси и расколы всегда свидетельствуют об отсутствии любви, являются показателем духовного падения и наказанием за нравственный упадок, ослабление нашего христианского чувства.

То, о чем мы говорим, не обязательно происходит где-то далеко, за морями и горами, либо исключительно принадлежит глубокой древности. Разделения между православными людьми вполне могут иметь место и на приходах, и они порой отзываются на судьбах верующих не менее болезненно, чем великие церковные расколы, ибо наши малые внутриприходские разделения растут из того же

649

 

 

греховного корня, что и ересь иконоборчества, и прочие антицерковные возмущения. Из того же корня произросло и доныне кровоточащее тысячелетнее разделение между христианскими Востоком и Западом. И этот же гибельный корень питает тьму-тьмущую многоразличных сектантских групп, общин, объединений.

К великому прискорбию, Церковь и христианство издревле воспринимались и воспринимаются некоторыми людьми до сего дня как наиболее подходящее пространство, где могут быть реализованы их честолюбивые амбиции, карьерные устремления, ненасытное властолюбие и тщеславие. А ведь один поработивший человека грех неизбежно влечет за собой и другой, и третий. В результате себялюбец и эгоцентрист порой способен возрасти в церковной ограде в ересиарха и расколоучителя, «когда Бог попускает диаволу сплестись с ним мысленно», по слову преподобного Максима Исповедника. О такой опасности мы должны знать и помнить, дабы уметь духовно противостоять ей во имя церковного мира и нашего собственного спасения. О ней предупреждал еще апостол Павел, взывавший к верным древней Церкви: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,17-18).

Да не искусят нас и не совлекут с пути спасения никакие сомнительные идеи и теории, не уловят в свои сети никакие лжеучители, толкующие об истине, которой сами не ведают. И да не овладеют нашей бессмертной душой никакие незваные проповедники, которые ходят по домам, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8), или останавливают нас на улице, соблазняя учениями, противными нашей вере. Ничто не должно поколебать нас в истине Православия, которой научил нас Господь Иисус Христос через Своих апостолов.

Повсеместное и практически бесконтрольное распространение различного рода псевдорелигий и сект несет угрозу прежде всего людям, мало знающим об основах своей собственной веры. Поэтому такие православные верующие должны быть особенно духовно бдительны.

А чтобы грех царства, разделившегося... в себе (Мф. 12, 25), не коснулся жизни общин и приходов, мы должны всечасно помнить:

650

 

 

от состояния нашего духа зависят сила и убедительность нашего свидетельства миру, а значит, и сила Церкви. И говоря сегодня об этой силе, следует иметь в виду, что она не в численности храмов и иных зданий, не в денежных средствах, не в собственных изданиях и телеканалах, но в нашем твердом стоянии в вере Христовой.

Будем же и впредь неустанно обращаться ко Господу с соборной и келейной молитвой «о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», дабы Торжество Православия, как и в минувшие столетия, продолжало являть свою «непобедимую победу» в мире людей и в жизни каждого человека. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.