Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (7.03.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

7.03.2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы многократно повторяем за великопостными богослужениями, содержатся такие

1 Исаия Скитский, авва. Слова к своим ему ученикам. Слово 16: О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу. 14.

613

 

 

слова: «Господи и Владыко живота моего, дух... уныния не даждь ми». Уныние — очень опасное чувство, которое сопровождается печалью, скорбью, а иногда и отчаянием. Эти переживания особенно хорошо известны людям одиноким, престарелым, больным, проходящим через трудные жизненные обстоятельства.

С человеческой точки зрения, уныние может быть вызвано разными причинами. Нередко это не вполне сложившаяся жизнь, кончина близких или недобрые отношения с родственниками, которые становятся словно чужими; часто уныние вызывается потерей здоровья; порой это тягостное состояние посещает нас, когда происходит срыв в профессиональной карьере, случаются конфликты на работе. Но уныние — это грех, а значит, вне зависимости от объективных факторов у него есть некая духовная причина. И если эту духовную причину понять, то все непростые житейские ситуации окажутся лишь поводами к унынию.

Часто источником уныния становится одиночество человека. В этом случае им овладевает чувство, будто окружающие люди отвернулись от него, подвели, оставив один на один с непростой жизненной ситуацией. И он более не может возлагать на них надежду, не видит вокруг себя тех, кто мог бы стать ему опорой или защитой.

Причиной уныния бывают и другие внешние обстоятельства. Так, оно постигает человека, когда вдруг оказывается, что образование, карьера, профессиональные навыки, друзья, коллеги, деньги, власть не могут помочь ему преодолеть жизненные трудности: уповал на все эти блага, но тщетно — надежда оказалась посрамлена.

Уныние может овладеть человеком и в силу какого-то физического заболевания. В таком случае человек сам себя «подвел»: оказался недостаточно сильным, закаленным, плохо заботился о своем здоровье, надеялся на себя, на свои собственные силы и возможности, но надежда не оправдалась.

Размышляя на тему уныния, святитель Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Как можно верить в Бога, а надеяться на тварь?»1. Действительно, уныние порой посещает и людей верующих, но таких, кто, веруя в Бога, надежду свою возлагает не на Господа,

1 Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Кн. 1. Ч. 1. Статья 3. Гл. 3: О слепоте человеческой. § 53.

614

 

 

а либо на других людей, либо на самих себя, либо на жизненные обстоятельства. Но может ли быть сильной вера, которая не сопряжена с надеждой? Можно ли верить в Бога и не надеяться на Него? Подобно свидетельству апостола Иакова о том, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), можно сказать, что вера и без надежды мертва, потому что именно в ней осуществляется наша вера. Надежда в неразрывной связи с искренней верой — это реальная сила, которая помогает человеку никогда и ни при каких обстоятельствах не впадать в уныние.

В основе греховной страсти уныния — маловерие, бесплодная вера, ибо самый яркий плод веры — это надежда, не позволяющая человеку погрузиться в мрачное, унылое состояние. Не надейтесь на князей, на сына человеческого (Пс. 145, 3), — учит нас Слово Божие. Уповайте на Бога, но помните, что надежда на Творца не освобождает человека от личной ответственности за свою жизнь и свои поступки, иначе на надежду могут быть списаны собственные ошибки и даже преступления. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Господа, обладает внутренней силой, дающей возможность успешно решать возникающие перед ним задачи; он не подвержен чувству уныния в отличие от того, кто лишен веры и упования на Бога. Как и человек неверующий, он может проходить через скорбные обстоятельства, но никогда не станет унывать, ибо какое уныние, если Господь рядом? И даже если Бог попускает нам быть одинокими, не вполне здоровыми, испытывать определенные жизненные трудности, то, преломляя все через призму веры, мы видим в происходящем только Промысл Божий, чувствуем над собой десницу Господа и потому обретаем мирный, спокойный и уверенный взгляд на окружающую действительность.

Упование на Бога, надежда на Него есть великая сила, помогающая человеку сохранять свою свободу, мирный дух и целостность внутреннего душевного бытия. И наоборот, ничто не может избавить человека от чувства уныния, если он уповает только на сынов человеческих, на князей, на самого себя или внешние обстоятельства. Дух уныния — это дух безбожия, это негативная сила, разрушающая полноту человеческой жизни. Уныние и жизненная сила несовместимы. Если же всеобщее уныние охватывает общества и народы, то они становятся нежизнеспособными, обрекая себя на гибель.

615

 

 

Вот почему так важно сохранять веру, сопровождаемую непоколебимой надеждой! Тогда эта надежда отразится на внутренней силе и каждого отдельного человека, и всех нас вместе.

Мы молимся Господу словами великой молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми». Повторяя эти слова, будем возносить Господу горячую молитву о даровании крепкой веры, оплодотворенной надеждой, и тогда дух уныния никогда не поработит наших сердец, а упование на Бога сделает нас сильными, мудрыми, спокойными и свободными. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.