Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Прощеное воскресенье в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Покровском (6.03.2011)

 

2011 год

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В ХРАМЕ
В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В ПОКРОВСКОМ

6.03.2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в последнее воскресенье перед Великим постом, именуемое Прощеным, Церковь вспоминает изгнание первых людей из рая.

Бог создал человека безгрешным. Душа первых людей была свята, а потому им не требовалось никаких Божиих заповедей, — все они были вложены в его нравственную природу. Только одна заповедь — не десять, а одна — была нужна первым людям, чтобы сохранить святость души; и заповедью этой было послушание Богу. Именно оно определяло тот образ жизни, то состояние святости, в котором пребывали первые люди. Господь предложил человеку воздержаться от

602

 

 

вкушения плода с древа познания добра и зла. Но прародители эту единственную заповедь, которая практически не сковывала их свободу, нарушили, а потому и были изгнаны из рая. Мы в точности не знаем, что скрывается под грозными образами книги Бытия, повествующей о том, как Бог изгнал людей из рая и приставил к райским вратам Херувима с огненным мечом (Быт. 3, 23-24). Известно только, что грех поработил сердце человека, завладел его умом и волей; а там, где грех, там не может быть рая, потому что тождественны только рай и святость. Человеку предстояло пройти долгий и сложный путь, пока наконец во Христе Иисусе, Сыне Божием и Сыне Человеческом, ему вновь не открылась возможность, препобеждая грех, обретать рай и в земной жизни, и в жизни будущего века.

Почему повествование об изгнании первых людей из рая предлагается нам для размышления в канун Великого поста? — Потому что именно пост есть наилучшее время для преодоления греха. Конечно, в условиях земной жизни полная победа над грехом невозможна, но возможно возвысить душу, ум и сердце к Богу, очистить свою совесть и тем самым достичь состояния, необходимого для обретения бессмертия — райской жизни.

Пост можно сравнить с лекарством, ценность которого относительна и зависит от его эффективности. Более того, неправильно употребленное лекарство может оказаться бесполезным или даже причинить вред. То же касается и поста: он может принести человеку благо, а может оказаться тщетным и даже пагубным для его души. Как излечение от физической болезни зависит не только от лекарственных средств, но и от различных сопутствующих важных обстоятельств: качества ухода за больным, питания, соблюдения режима и многого другого, так и пост становится «лекарством», благотворно воздействуя на душу, лишь при определенных условиях. И по крайней мере о двух таких условиях мы слышали сегодня во время евангельского и апостольского чтений.

Об одном из них Господь говорит в Евангелии от Матфея: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6, 16). Господь предупреждает, что нельзя поститься лицемерно, неискренне: ведь если мы соблюдаем пост только для того, чтобы продемонстрировать другим свою «праведность», то такой пост не только не исцеляет, но становится подобен «лекарству», наносящему вред. Именно так

603

 

 

поступали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая показать, как строго они постятся. Другими словами, они использовали пост для повышения своего авторитета, стремясь, чтобы взирающие на них люди более прославляли их самих, а не Бога.

Однако и современные церковные лицемеры, уподобляясь ветхозаветным, порой стремятся выставить напоказ свое постничество, нередко стараясь при этом еще и обидеть, принизить других. К таким людям обращены слова апостола Павла, содержащиеся в прочитанном сегодня отрывке из Послания к Римлянам: Кто не ест, не осуждай того, кто ест (Рим. 14, 3), — и это еще одно условие спасительности поста. Наше собственное следование посту не дает права осуждать тех, кто пост не соблюдает. Единственное, о чем можно свидетельствовать, беседуя на эту тему с другими людьми, особенно непостящимися, — это о своем собственном опыте, о том, как благотворно пост влияет на нашу душу. При этом неизменно следует подчеркивать, что это не наше личное достижение, а милость Божия, которая оказывается нам во время прохождения постного поприща. Однако наше свидетельство о значимости поста как сильного и действенного лекарства, исцеляющего душевные недуги, никоим образом не должно служить нашему самовосхвалению и уничижению других людей.

Пост важен еще и тем, что развивает навык воздержания — добродетель, являющуюся непременным условием совершенствования человеческой личности. Достижение успеха в любой области человеческой деятельности требует самоограничения, концентрации воли, тщательного самоконтроля. Об этом хорошо известно из житейских примеров: чтобы достичь значимых результатов, спортсмен налагает на себя серьезные ограничения, а человек, мечтающий получить достойное образование и стать ученым, зачастую отказывается от многих радостей, присущих молодости. Искреннее намерение потрудиться во благо Отечества также поглощает человека полностью, и в таком случае без воздержания, ограничения желаний или даже ущемления своих интересов достичь успехов невозможно. Распыление же сил на второстепенное, несущественное, пусть и увлекательное, приносящее удовольствие, не способствует ни концентрации сил, ни нацеленности на достижение успеха.

604

 

 

Если этот закон действует в светской жизни, то насколько же важно его соблюдение в жизни духовной! Одним из условий духовного возрастания человека является умение и готовность к самоограничению. И именно пост является школой воспитания воли, способности ограничивать себя во имя самого главного — освобождения души от порабощения греху.

Однако в нынешних условиях в силу разных причин не каждый человек может поститься, точно следуя церковному Уставу. Но стремиться к этому нужно, ведь совершенно не случайно Устав предписывает столь строгие правила: они основаны на многовековом опыте Церкви, восходящем к посту Самого Господа и Спасителя. Ведь Он сорок дней и ночей ничего не вкушал (Мф. 4, 2; Мк. 1, 13; Лк. 4, 2), готовя Себя к общественному служению, к проповеди Царства Божия. Известно, насколько строг был пост в святоотеческое время, но он не причинял никакого вреда, никакого ущерба здоровью тем, кто неукоснительно следовал его требованиям, но, напротив, содействовал духовному возрастанию. Опыт той древней традиции Церковь донесла до сегодняшнего дня и предлагает верующим как замечательное средство воспитания воли и очищения души от греха.

Бывают случаи, когда жизненные обстоятельства вынуждают человека отказаться от строгого следования церковной дисциплине. Как тогда вести себя? — Нужно помнить, что пост — это, прежде всего, самоограничение. Человеку необходимо самому определить для себя некую область жизненных интересов, отказ от которых потребует ограничения каких-то своих желаний и тяготений. Нет возможности полностью соблюдать пост ввиду определенных обстоятельств — заставь себя хотя бы мяса не вкушать. Или, стремясь принести Господу свою малую жертву, откажись от того, к чему чувствуешь пристрастие — например, перестань курить.

Иногда спрашивают: «А должны ли поститься дети?» Конечно, многое зависит от настроя всей семьи на соблюдение поста, от способности родителей предложить детям правильную постную пищу. Но если таких условий нет, почему бы детям не отказаться от того, что является для них источником удовольствия, например, от сладкого — мороженого и шоколада?

У современного человека, особенно молодого, много пристрастий, одним из которых является стремление к постоянному веселью

605

 

 

и забавам. Этому в немалой степени способствует и огромное количество и разнообразие развлекательных программ, зачастую весьма сомнительного характера, которыми изобилует сегодняшнее телевидение. Но верующим людям следует всегда помнить о том, что пост — это воздержание не только от вкушения скоромной пищи, но и от всевозможных развлечений, отвлекающих сознание от самого главного. «Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу, все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены»1, — говорил епископ Игнатий Брянчанинов. Вот почему благочестивые люди стараются не смотреть постом никаких увеселительных программ; они если и смотрят телевизор, то лишь по необходимости быть в курсе последних событий, поскольку, как правило, именно из новостных телепередач можно узнать о жизни страны и всего мира.

Каждому человеку необходимо самому определить для себя ту область бытия, которая может представлять потенциальную опасность для его духовной жизни, разрушая внутренний мир и отвлекая или рассеивая сознание. Следует взять под особый контроль эту сторону жизни, стремясь в дни святого Великого поста возложить на себя подвиг воздержания, отказавшись от всего, что доставляет удовольствие. Пост — это лекарство, которое поистине способно исцелить человека, помочь ему духовно возрастать.

Вступая на поприще Великого поста, постараемся с пользой употребить это благодатное время на то, чтобы, тщательно контролируя свои мысли, чувства, плотские влечения и желания, сделать решительный шаг на пути преодоления греха, а значит, реальный шаг навстречу Богу и Его Небесному Пэрству. Аминь.

1 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 2.

606


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.